1200 90

«Друга я никогда не забуду…». Как советская песня о любви и мире стала военной

«Друга я никогда не забуду…». О том, как и почему песня о любви и мире стала военной, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

w1500 39001504

Равенство и братство

Композитора Тихона Хренникова в детстве можно было назвать вундеркиндом. Мальчик был последним, десятым ребенком в семье приказчика из Ельца. В 12 лет он начал писать этюды, марши, вальсы для фортепиано. В 20 заведовал музыкальной частью Детского театра Натальи Сац в Москве. Принимал активное участие в общественных обсуждениях новых советских направлений в музыке. Первым вывел образ Ленина в опере. В юности оказался в официальной обойме выдающихся советских маэстро, представляя начинающих мастеров музыки. Активную общественную деятельность ловко совмещал с творчеством. И конечно, поддерживал назидательную и карательную партийную линию в композиторской среде, участвуя в гонениях на музыкантов.

Tihon Hrennikov

Тихона Хренникова

В январе 1939-го 27-летний композитор прочел в газете «Кино», что на «Мосфильме» ведется подготовка к съемкам музыкальной комедии «Свинарка и пастух», для которой он создаст песни, арии, мелодии для дуэтов. Тихон Николаевич понятия не имел о своем участии в работе над картиной и был удивлен. Вскоре выяснилось, что корреспондент газеты во время интервью спросил у режиссера Ивана Пырьева, почему он, как и его коллега Александров, приглашает для написания музыки одного Дунаевского, ведь есть молодая поросль, например Хренников и другие. Исаак Осипович действительно писал мелодии для последних лент Пырьева «Трактористы» (1939), «Богатая невеста» (1937). Постановщик на реплику газетчика пространно ответил: «Что ж, может, Хренникова приглашу». Как говорится, слово не воробей: вылетит — не поймаешь. И вскоре Хренников и Пырьев сидели в режиссерском кабинете на «Мосфильме» и обсуждали концепцию музыки. К ним присоединился и автор сценария фильма Виктор Гусев (дед известного сегодня спортивного комментатора), который должен был написать тексты песен. Он, как и Хренников, был выброшен на гребень славы временем, наполненным энтузиазмом и верой в то, что для пролетариата не существует неподвластных вершин.

Конечно, история любви свинарки Глаши и дагестанского пастуха Мусаиба из горного аула сама по себе имела право на жизнь. Но главным посылом ленты должна была стать ода равенству и братству народов СССР вне зависимости от национальности. К слову, позже внутренняя политика межнациональных отношений подвергнется некоторой корректировке, русская культура и язык станут первыми среди равных, кое-что в фильме, декларирующем безоговорочное равенство, видоизменят, вырезав из него 10 минут экранного времени. Однако это будет потом, а тогда, в 1939 году, сценарий Гусева и написанные им стихи для песен отвечали всем запросам пропаганды. Была и вишенка на торте:

Нас веселой толпой окружила,

Подсказала простые слова.

Познакомила нас, подружила

В этот радостный вечер Москва.

И в какой стороне я ни буду,

По какой ни пройду я траве,

Друга я никогда не забуду,

Если с ним подружился в Москве.

Это даже не лирическое утверждение, а заявление! И такой ход в песне всем нравился.

s rezhisserom

С режиссером

Между налетами

Это сегодня полнометражное кино способны снять за 20 дней, а сериал — за 2 месяца. В прежние времена только подготовка могла продлиться год, а съемки и монтаж — два. И вот, завершив работу над дагестанской частью фильма, 22 июня 1941 года группа из Кабардино-Балкарии приехала в аэропорт Минеральные Воды и должна была лететь в Москву. Посадку почему-то не объявляли. Исполнитель роли Мусаиба Владимир Зельдин не спеша сходил в здание аэровокзала и узнал, что рейс задерживают на полтора часа. Киношники решили сходить на местный рынок. И там в полдень все услышали из громкоговорителей речь Молотова о начале войны.

По возвращении в Москву часть группы, включая Зельдина, пошла в военкоматы. Владимира отправили в танковую школу. Пырьев тоже явился по повестке. Ни о каком радужном кино теперь не могло быть и речи. По признанию Зельдина, он думал: «Через 2–3 месяца покончим с врагом и продолжим». Через три недели всех, кто работал над картиной, из воинских частей вернули на «Мосфильм». Как вспоминал Зельдин, его вызвал начальник училища.

С недовольным видом вручая документы, показал письмо министра кинематографии Большакова, где тот ссылался на личное распоряжение Сталина. Вождь счел, что бойцы хотя бы в кино должны видеть мирное небо, за которое воюют! Правда, его (небо) еще предстояло запечатлеть. Москву бомбили, а группа, снимая на ВДНХ счастливые сцены мирной жизни, периодически спускалась в бомбоубежище. В паузах между налетами немецкой авиации кинокамера ловила то самое мирное небо. Так продолжалось 4 месяца.

Разные судьбы

Ivan Pyrev

Иван Пырьев

В начале октября Пырьев в опустевшем здании «Мосфильма» монтировал картину. Мысли о том, что вся страна занимается серьезным делом, а он возится со своей лубочной поделкой, не покидали режиссера. Он вызвал на студию Хренникова и Гусева. Попросил продлить музыкальные фразы и сочинить четверостишие, соответствующее времени. Тогда в песне о Москве появились новые строки:

И когда вражьи танки промчатся,

Мы с тобою пойдем воевать.

Не затем мы нашли свое счастье,

Чтоб врагу его дать растоптать!

Песня приобрела актуальную тональность.

12 октября ленту сдали худсовету с черновым звуком, а 14-го режиссер с актерами уехали в Алма-Ату, куда ранее эвакуировали «Мосфильм». Там завершили озвучивание. Премьера в СССР состоялась 7 ноября 1941 года. Газета «Советское искусство» писала: «Картину нельзя назвать оборонной, но она будит патриотические чувства у каждого советского человека».

Иван Пырьев вспоминал, что однажды в госпитале на показе фильма увидел, как дружно смеется, вздыхает, ликует зал, переполненный ранеными, контуженными, едва живыми солдатами, и понял, что в первые месяцы войны, доделывая фильм, свой хлеб ел не зря. Успех вдохновил его на следующую романтико-поэтическую ленту «В 6 часов вечера после войны», которую он решил делать с той же командой авторов. Гусев создал сценарий и даже успел написать текст «Марша артиллеристов». Но до наград за фильм не дожил, Сталинской премии был удостоен посмертно. Всё произошло прозаично, на глазах у коллеги. Хренников и Гусев 23 января 1944 года ужинали в единственном работавшем тогда ресторане Москвы в Доме актера, обсуждали творческие детали новой картины. И вдруг 34-летний сценарист захрипел, упал на пол и на месте скончался от инсульта.

Какие разные судьбы. Тихон Хренников прожил 94 года, 43 из них возглавлял Союз композиторов СССР (1948–1991). В 2006-м о Пырьеве сняли документальный фильм «Три с половиной жизни Ивана Пырьева».

В 1946 году дублированная на немецкий язык версия ленты имела успех в Берлине. В США картина шла под названием They Met in Moscow («Они встретились в Москве»). Периодически показывают кино по отечественным ТВ-каналам… Правда, без фамилии Пырьева в титрах. Ее убрали в годы борьбы с культом личности, так как перед именем режиссера было написано: «Сталинский орденоносец».

Еще материалы рубрики:

Почему фильм «Сердца четырех» был создан до войны, но на экраны вышел лишь перед Победой

«Крутится, вертится шар голубой…» — о чем песня, долгие годы оставалось загадкой. Тайну разгадали

Песни Юрия Антонова спасли фильм «Берегите женщин» от провала, а премьера вывела композитора из опалы

«Я уеду в Комарово». Исполнитель хита Игорь Скляр считал, что эта песня сломала его актерскую карьеру

Скандал вокруг фильма «31 июня» и некоторых песен из него породил много слухов. Что же произошло

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Минчане 5 ноября смогут получить бесплатную юридическую консультацию

Жители всех районов столицы 5 ноября могут обратиться за бесплатной юридической консультацией в рамках проекта «Право знать». Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

advokat e1587731032891

У горожан есть уникальная возможность с 18:00 до 21:00 задать интересующие вопросы высококвалифицированным юристам и получить развернутые ответы.

Для этого необходимо предварительно записаться на прием по телефону: +375 (44) 771-01-01. Количество мест ограничено.

Напомним, такая возможность доступна минчанам благодаря совместному проекту общественного объединения «Патриоты Беларуси» и столичной городской коллегии адвокатов при поддержке Мингорисполкома.

Депутат Олег Дьяченко: наше государство способно дополнительно поддержать пожилых

Новые льготы для пенсионеров и продление программы семейного капитала обсудили в программе «Вечерний политический канал» на «Радио-Минск» ведущие Кирилл Казаков, Алёна Родовская и депутат Палаты представителей Олег Дьяченко, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

⚡️ Высокие социальные стандарты в Беларуси.⚡️ Высокие социальные стандарты в Беларуси.

Социальное государство

Алёна Родовская: — Александр Лукашенко подписал два указа — «О социальной поддержке» и о продлении срока действия программы семейного капитала до 2030 года. Обратила внимание, что впервые в Беларуси в случае развода родителей закрепляют права детей на квартиры, которые строились с использованием материнского капитала. В нашей стране действительно делают все, чтобы защитить права ребенка. Материнский капитал используется активно, и это большая поддержка для многодетных семей.

Олег Дьяченко: — Это, по сути, реализация конституционной нормы. Два года назад на референдуме белорусы проголосовали за социально ориентированное государство. И это не просто слова — в нашей республике осуществляют поддержку слоев общества, нуждающихся в ней. Есть еще одна норма Конституции, в которой сказано о том, что государство защищает материнство и детство. Новые документы направлены в том числе на ее реализацию.

Алёна Родовская: — Наверное, настолько социального государства, как у нас, нет нигде в мире.

Кирилл Казаков: — Еще хочу обратить внимание, что указ предоставляет право на назначение семейного капитала иностранцам, постоянно проживающим в республике, в случае приобретения ими гражданства в течение года со дня рождения ребенка. Беларусь, страна с традиционными ценностями, открыта для тех, кто эти ценности разделяет. Мы видим, как сюда начинают переезжать европейцы. Сейчас мы даем им понять, что они могут получить семейный капитал наравне с белорусами.

Олег Дьяченко: — Это касается не только таких социальных гарантий, как пенсии и материнский капитал. Вспомните, как начинались события в Украине в 2014-м. Тогда в соответствии с указом Президента беженцев приравняли к гражданам. Они получили возможность жить и работать здесь, а их дети пошли в белорусские школы и университеты. Деятельность нашего государства оказывает помощь людям по всем направлениям.

Кирилл Казаков: — Если бы я был гражданином какой-нибудь западноевропейской страны и понимал, что сейчас там происходит в школах, магазинах, на улицах, я тоже начал бы думать о переезде в Беларусь. Многие наши соотечественники, которые отправились жить в Европу в 1990-е, в настоящее время стараются вернуться, покупают недвижимость в нашей стране. В Минске строительный бум — довольно быстро возводят большие жилые кварталы. Уже треть населения республики живет в столице, и мы продолжаем звать людей сюда.

Олег Дьяченко: — Мы всем даем возможность жить в современном и по-настоящему европейском государстве.

Кирилл Казаков: — А в сельской местности можно купить пустующий дом за 40 рублей, создать неплохое хозяйство, перевезти туда из Европы всю семью и жить в чистой и благополучной стране.

16 10 2024 priroda osen mozolevskij 24 kopiya

Нашим пенсионерам

Алёна Родовская: — Мы всегда трепетно относимся к пожилым, поэтому нельзя не обратить внимание на новые льготы, согласно которым продолжающие трудовую деятельность граждане почтенного возраста теперь будут получать полную пенсию. Я помню свою бабушку, мечтавшую дожить до пенсии, и, когда приезжали мы, внуки, она шла на рынок продавать цветы, чтобы купить нам сладостей. Когда в 1990-е моя мама выходила на заслуженный отдых, она боялась неопределенного будущего. Сейчас я наблюдаю совершенно иную картину: наши пенсионеры — счастливые люди, которые могут больше заботиться о своем здоровье, путешествовать.

Олег Дьяченко: — Сегодня для многих пожилых работа не столько способ заработка на жизнь, сколько ощущение востребованности обществом. Им важно чувствовать, что их профессионализм, который к этому моменту достиг максимума, нужен. Белорусы по своей природе коллективисты. Моему тестю 70 лет, он продолжает трудиться и счастлив!

Кирилл Казаков: — Для любого человека реализация очень важна. Многие после достижения пенсионного возраста еще полны сил.

Олег Дьяченко: — Еще я отметил бы, что дополнительные возможности по заработку, которые предоставляют нашим людям почтенного возраста, означают то, что экономика успешно функционирует. В 1990-е годы случился период, когда пенсии были чисто номинальными. Сегодня же наше государство способно дополнительно поддержать пожилых.

Кирилл Казаков: — В пропагандистских материалах наших недоброжелателей заметил повторяющуюся мантру о том, что сейчас экономика Беларуси находится на максимуме, и ее обязательно ждет спад.

Олег Дьяченко: — Экономика развивается циклично, бывают и подъемы, и спады, но в итоге стабильность остается. Это всем известно, и вряд ли такой информацией можно кого-то удивить.