ЭКСПЕДИЦИЯ. Какие экспонаты, попавшие в культовые фильмы, хранятся в запасниках «Беларусьфильма»
За время существования киностудии «Беларусьфильм» в ее запасниках скопились десятки тонн костюмов и реквизита. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» заглянули в хранилища и отыскали там особо ценные экспонаты, попавшие в культовые фильмы.
«БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ», 1970 ГОД
Производство: «Мосфильм», «Ленфильм»
Режиссер Владимир Мотыль
В художественном фильме о приключениях красноармейца Федора Ивановича Сухова полно оружия: винтовки, револьверы, маузеры и, конечно же, знаменитый пулемет «Льюис». В картине их использовали два —подлинный и муляж. Первый хранится на «Ленфильме», второй — у нас, на белорусской киностудии.
— В то время, когда снимали «Белое солнце пустыни», велась работа еще над одним масштабным проектом всесоюзного значения — киноэпопеей «Освобождение» Юрия Озерова. Там было задействовано все имеющееся оружие, — вводит в курс дела начальник пиротехнического участка отечественной фабрики кино Игорь Громик. — Поэтому для «Белого солнца пустыни» арсенал пришлось искать на других студиях СССР. Нашим работникам поставили задачу: создать муляж пулемета «Льюис», да такой, чтобы еще и стрелял. Для этого за основу взяли пулемет Дегтярёва, который внешне замаскировали под британского собрата.
Художники фильма хотели, чтобы красноармеец Сухов отстреливался именно «Льюисом», поскольку в отличие от знаменитого «Максима» он не закрывал лицо актера бронещитком. А огнестрельный дублер нужен был из-за нехватки патронов. Холостых для «британца» не хватало, а вот для пулемета Дегтярёва — хоть завались.
— Наш пулемет работает и сегодня. Его продолжают задействовать в кино. Участвует в исторических реконструкциях, которые проводят в Минске. Правда, мы не отдаем экспонат, всегда лично его сопровождаем, — подчеркивает собеседник.
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО», 1975 ГОД
Производство: «Беларусьфильм», творческое объединение «Телефильм»
Режиссер Леонид Нечаев
На складе реквизита «Беларусьфильма» имеется особенный стенд.
Там хранятся самые ценные кинораритеты, которые планируют отдать в будущий музей при студии. Среди прочих — предметы из культовой музыкальной сказки «Приключения Буратино». Например, говорящий Сверчок и лорнет черепахи Тортиллы.
Заведующая складом Наталья Золочевская достает с полки миниатюрные окуляры:
— Только очень-очень осторожно! Мы храним их как зеницу ока! Таких было двое. Очки для Тортиллы не мастерили бутафоры, как это обычно бывает с реквизитом. Их покупали в 1963-м для другого фильма — «Песнь о Веронике». У нас не копия, а самый что ни на есть оригинал. Были очень дорогие — в роговой черепаховой оправе.
Сам панцирь до наших дней не дожил — был поролоновый, поэтому со временем попросту рассыпался. Зато костюмы других персонажей уцелели: веселенький наряд Карабаса-Барабаса, желтая курточка с помпонами Буратино, увесистое платье лисы Алисы…
Попадут в музей и куклы с особого стенда. Те самые, которые обсуждали состояние Буратино на врачебном консилиуме: «Пациент скорее жив, чем мертв. Пациент скорее мертв, чем жив». Они хоть и выцвели, но в целом сохранились хорошо.
Золотой ключик, изготовленный на заказ для фильма, режиссер Леонид Нечаев после окончания работы над картиной выкупил у студии и забрал себе на память.
«ДИКАЯ ОХОТА КОРОЛЯ СТАХА», 1979 ГОД
Производство: «Беларусьфильм»
Режиссер Валерий Рубинчик
Фильм снят по одноименному роману Владимира Короткевича. Его называют первым советским триллером — классикой отечественного хоррора.
На складе женской одежды платье из «Дикой охоты» – на самом видном месте. Наряд предназначался для героини Надежды Яновской, роль которой исполняла Елена Дмитрова.
— Древний наш убор! Настоящий, не какая-нибудь там подделка! — с такими словами в фильме преподносят шикарное платье хозяйке поместья Болотные Ялины.
На экране, к сожалению, не рассмотреть всей прелести этого туалета. Не увидеть, сколько на нем мелких деталей, какой сложный крой. К тому же, оно очень увесистое — в таком не то что ходить, дышать тяжело.
— Создавалось в пошивочном цехе «Беларусьфильма» в 1978-м. Шили его из парчи и черного бархата, отделывали блестками, — уточняет заведующая складом женской одежды Наталья Малаховская.
Также на студии сохранились деревянные куклы, которые в одной из сцен были задействованы в батлейке.
«ПРОДАННЫЙ СМЕХ», 1981 ГОД
Производство: «Беларусьфильм»
Режиссер Леонид Нечаев
В этом простеньком хлопчатобумажном платьице в сказке-мюзикле блистала советская актриса Наталья Гундарева, сыгравшая хозяйку булочной Фрау Бебер.
«БЕЛЫЕ РОСЫ», 1983 ГОД
Производство: «Беларусьфильм»
Режиссер Игорь Добролюбов
— Чего моргаешь, дурак железный? — интересуется непутевый герой Николая Караченцова у светофора. А затем с комфортом растягивается прямо на проезжей части с гармошкой. По узнаваемости эта сцена в «Белых росах» уступает разве что той, где все тот же актер и та же гармошка, но уже в гнезде аиста. Да и песня другая: вместо «Наломал немало веток» звучит «Миллион алых роз».
Оказывается, музыкальный инструмент, который фигурировал в картине, до сих пор хранится на студии.
— Гармошка черная, неисправная. Изготовлена в 1960 году, — читаю в специальной карточке, заведенной когда-то на этот предмет. — Как так, сразу была неисправная?
— Она не играла! Внутри нет ничего. Сами понимаете, кино — это иллюзия, — поясняет заведующая складом реквизита.
Зная это, пересматриваю фильм и тут же замечаю, что экранный гармонист как-то вяло и невпопад перебирает пальцами по клавишам, да и меха совсем не растягивает…
Свидетели съемок вспоминают, что в гнездо аиста Караченцов с гармошкой наперевес забирался самостоятельно. Спускаться без посторонней помощи не решился. С высоты нескольких метров его возвращали на землю по пожарной лестнице.
После «Белых рос» музыкальный инструмент, работающий только под фонограмму, пригодился на съемках других фильмов: «Осенние сны» (1987), «Ванька-встанька» (1989), «Крест милосердия» (1991), «Брестская крепость» (2009). И самое главное — в картине «Белые росы. Возвращение», которую на отечественной фабрике кино в 2014-м сняла режиссер Александра Бутор.
В ее ленте тоже есть сцена с гнездом аиста и гармошкой. На сей раз ответственную миссию пришлось выполнить российскому актеру Андрею Мерзликину — играл он все на том же инструменте, что и Караченцов 30 лет назад.
«ШЛЯХТИЧ ЗАВАЛЬНЯ, ИЛИ БЕЛАРУСЬ В ФАНТАСТИЧЕСКИХ РАССКАЗАХ, 1994 ГОД
Производство: «Беларусьфильм»
Режиссер Виктор Туров
Картину сняли по книге белорусского классика Яна Барщевского. По произведению XIX века, в котором уже тогда присутствовали элементы фэнтези.
Роскошное бархатное платье (на фото ниже), расшитое искусственным жемчугом и красными камнями, носила Белая Сорока. Ее сыграла актриса Елена Борзова.
«АНАСТАСИЯ СЛУЦКАЯ», 2003 ГОДА
Производство: «Беларусьфильм»
Режиссер Юрий Елхов
В платья на снимках облачалась актриса Светлана Зеленковская (в роли Анастасии Слуцкой). В лисью шубу — Геннадий Давыдько (князь Семён Олелькович).
«МАСАКРА», 2010 ГОД
Производства: «Беларусьфильм»
Режиссер Андрей Кудиненко
— Это кресло конца XIX – начала XX в. Позолоченное, резное. Его можно увидеть в фильмах «Масакра» и «Новогодние приключения в июле». Что интересно, именно старинные предметы гораздо лучше переносят переезды по съемочным площадкам. Современная мебель не такая крепкая, — рассказал заведующий складом мебели Александр Тризно.
СЕРИАЛ «КРАСНАЯ КОРОЛЕВА», 2015 ГОД
Производство: Россия, Украина (FILM.UA)
Режиссер Алена Семёнова
Многосерийник посвящен первой советской манекенщице, которая получила известность на Западе, Регине Збарской. Несмотря на то что жизнь супермодели из СССР закончилась трагически, сериал получился ярким, праздничным, наполненным колоритом ушедшей эпохи. Не последнюю роль в этом сыграли бутафория и костюмы.
Одно из мест съемок — квартиру интеллигентной московской пенсионерки Августины Леонтьевны Флоринской (в исполнении Ады Роговцевой) — наполняли в том числе предметами с «Беларусьфильма». На складе студии мы обнаружили диван и стулья из киношных интерьеров.
— Требовалось создать комнату в классическом стиле, обставленную антиквариатом, — пояснил А. Тризно. — Пригодился диван, который хранится у нас. Это подлинный предмет начала XX века. Деревянный, в набивке нет поролона, только пружины и конский волос.
За сотню лет существования старинный лежак сменил не одну обивку. В «Отцах и детях» Вячеслава Никифорова на нем располагались Базаров и Кирсанов, в «Благородном разбойнике Владимире Дубровском» — Троекуров, а еще разные персонажи из сериала «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время».
В «Красной королеве» полно всякого антиквариата и вещей, найденных у старьевщиков. Например, все в той же квартире Августины Леонтьевны зрители видят свадебное платье XIX века, над созданием которого, по легенде, трудилась Надежда Ламанова — мастерица, обшивавшая царскую семью. Актриса Ксения Лукьянчикова, исполнившая главную роль, призналась: когда впервые взяла в руки платье, у нее по всему телу пошла дрожь — такое количество деталей и украшений, что и за год все не рассмотреть!
В сериале «Красная королева» присутствуют не только предметы из Беларуси. Отчетливо виден и сам Минск. Дело в том, что современный облик Москвы со всеми ее метаморфозами не соответствует мегаполису образца 1960-х годов. А отстраивать целые улицы в павильонах дорого. Проще выбрать правильный ракурс в советских уголках белорусской столицы.
Фото Елизаветы ДОБРИЦКОЙ, Сергея Пожоги и из открытых источников
Еще материалы рубрики:
Экспедиция. Как в Жодино создают самые большие в мире карьерные самосвалы
ЭКСПЕДИЦИЯ. По образу и подобию: форму каких предметов получили минские здания?
ЭКСПЕДИЦИЯ. Как на Оршанском льнокомбинате делают льняные джинсы и экотекстиль
ЭКСПЕДИЦИЯ. Где в Минске сохранились жилые районы середины XX века наподобие Осмоловки
ЭКСПЕДИЦИЯ. Какой путь проходит сельдь с лососем до новогоднего стола минчан