Елена Драпеко 12 раз «тонула» в болоте. Как создавали самый пронзительный фильм о войне «А зори здесь тихие…»
Как создавался самый пронзительный фильм о войне «А зори здесь тихие…» — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
События разворачиваются в карельской глуши в 1942-м. На железнодорожный разъезд под начало старшины Васкова прибывает пополнение — девушки-зенитчицы. Пятерым из них предстоит остановить группу фашистов, заброшенных в тыл. Диверсанты хорошо подготовлены, к тому же их втрое больше.
Замена героев
Фронтовик, писатель Борис Васильев в поисках тем для своих произведений подробно изучал подвиги советских солдат в открытых источниках — в мемуарах, газетных и журнальных статьях. Был у него доступ в несколько отделов архива минобороны. Как-то раз он прочел историю, произошедшую на одной из узловых станций Кировской железной дороги. Там служили семеро бойцов, все после ранений, каждый с группой инвалидности. Их могли демобилизовать, но служивые очень хотели оставаться полезными. И тогда им доверили несложную работу вдали от фронта — обслуживание железнодорожных путей. Настал момент, когда в районе станции появилась диверсионная группа противника, собиравшаяся взорвать дорогу на этом участке. И калеки без всякого приказа решили, что не подпустят фашистов, что и произошло. Погибли все, кроме сержанта, командира подразделения. Писателю показалось, что это хороший сюжет для повести. Но после написания семи страниц пришло осознание: история частная, каких на войне были тысячи, да и в советской прозе уже писали что-то подобное. Через несколько дней автора озарило: а что если в подчинении у сержанта будут не покалеченные мужики, а беззащитные девушки? Мгновенно выстроилась схема написания.
Когда в августовском номере журнала «Юность» за 1969 год повесть увидела свет, вся читающая страна утирала слезы. Без батальных военных наступлений, без пафосной героики и криков: «За Родину!» получилась пронзительная история о войне.
Режиссеры сразу взяли повесть в оборот. В 1970-м появился телеспектакль Ивана Рассомахина. В 1971 году Юрий Любимов перенес произведение на сцену Театра на Таганке. Обратил внимание на повесть и фронтовик, режиссер Станислав Ростоцкий. Он сразу решил, что снимет это кино и тем самым отдаст свой личный долг. Конечно, фильм посвящен всем женщинам-фронтовичкам. Но постановщик этой работой выражал благодарность медсестре Анне Бекетовой, которая в 1944 году спасла бойца Ростоцкого от гибели, вытащила его, тяжело раненного, из болота под городом Дубно Ровненской области.
Трудный выбор
Вначале постановщик собирался снимать известных, состоявшихся молодых актрис. Потом пришла идея, что сила воздействия картины будет заключатся в том, что все героини — вчерашние школьницы, не приспособленные к военной жизни. Зрители должны были по-родительски влюбиться в неловких, необстрелянных вчерашних девчат. Только так можно было достигнуть шокирующей кульминации, в которой убивают юность, любовь, уничтожают еще не прожитые жизни.
Исполнительниц главных ролей искали по-разному. Среди всех кандидаток опыт съемок в кино имелся только у Ольги Остроумовой — в фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» (1968). По признанию актрисы, узнав о намерениях мастера экранизировать повесть, она позвонила Ростоцкому и попросилась на пробы. В результате сыграла Женю Комелькову.
Остальных выбирали из великого множества. Получили 3 тысячи фотографий студенток из всех театральных вузов страны. Важно было не только то, как выглядит отдельная кандидатка, но и то, как они сочетаются друг с другом. Требовалось создать максимально разный актерский ансамбль, чтобы никто друг друга не повторял внешне и по характеру.
Например, роль Софьи Гурвич, дочери минского врача, который к моменту событий сгинул в гетто вместе с мамой Сони, досталась Ирине Долгановой. Ее отыскали в Саратовском театральном училище. Елену Драпеко нашли в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Бледная кожа, красные щеки, пресловутая «кровь с молоком» как нельзя лучше ложились на образ сельской девушки Лизы Бричкиной.
Актриса Ирина Шевчук родом из Мурманска. Екатерина Маркова — из Иркутска. Выбор уроженок городов с суровым климатом был не случаен. Обе учились в Московском театральном училище имени Б. В. Щукина. И сыграли, соответственно, Риту Осянину и Галину Четвертак.
Роль коменданта разъезда Федота Васкова должен был исполнить любимый актер Ростоцкого Вячеслав Тихонов. Прошел пробы и Георгий Юматов, которого ясно можно представить себе в этой роли. Но режиссер принял неожиданное решение. Пригласил актера Московского ТЮЗа — 26-летнего Андрея Мартынова. Многие коллеги спорили с Ростоцким, не понимали его выбора. Ведь в повести командир старше. Как из молодого парня удалось сделать в кадре основательного мужичка 40 лет из среднерусской полосы, остается загадкой. Ведь одними усами и актерскими хитростями этого не добьешься. Тут явное погружение в образ, перевоплощение.
Как на войне
Съемочная группа жила в гостинице Петрозаводска. Но каждый день ранним утром выезжала в деревню Сяргилахта Пряжинского района Карелии.
Постановщик понимал: необходимо снять кино за одно лето. Если составлять график на два летних сезона, то за зиму девушки могут измениться внешне: похудеть, располнеть, забеременеть. И потом кино не смонтировать.
Поскольку и оператор Шумский, и художник-постановщик Серебреников были фронтовиками, деталям и правде в кадре уделялось большое внимание. В тяжелых сценах прохода героинь по болоту Ростоцкий сам по 12 часов находился по пояс в трясине, чтобы актрисы не чувствовали себя брошенными. Однажды утром отъезд группы из гостиницы задержали на 15 минут из-за вызова скорой помощи. Оказалось, еще на фронте после ранения Ростоцкому ампутировали ногу. Он ходил на несовершенном, оставлявшем ссадины протезе. Чтобы его надеть, иногда приходилось делать новокаиновую блокаду. Молодая часть группы ничего не знала и была в шоке, так как режиссер был всегда подвижен и ловок.
Добиваясь правдоподобности, Ростоцкий создавал актерам тяжелые условия. Например, в вещмешки актрис клал по два кирпича, чтобы их передвижение по сопкам не выглядело как легкая прогулка. Снимая сцену гибели Лизы Бричкиной, заставил Драпеко 12 дублей подряд тонуть в болотной жиже и не выныривать, пока круги на поверхности не утихнут. Но, несмотря на требовательность, Ростоцкий был для всех исполнительниц как отец.
Девушки объехали с картиной весь мир! Побывали даже в Африке, а в Китае стали звездами первой величины. Фильм получил приз на фестивале в Венеции (1972). Был выдвинут на премию «Оскар» в 1973 году в категории «Лучший фильм на иностранном языке». И справедливо считается классикой советского кино.
Еще материалы рубрики:
Какой из Мимино резидент ЦРУ?! Как подбирали актеров на роли в фильме «ТАСС уполномочен заявить»
На съемки «Кинг-Конга» деньги дал уроженец Минска. История фильма о любви красавицы и чудовища
«Раба любви». Как Михалков стал режиссером картины, которую изначально снимал другой постановщик
В селе не было электричества, актеры прятались от жары в погребах. Как снимали «Свадьбу в Малиновке»