1200 90

ГУРМАН. Для любителей грузинской кухни: рецепты сочного аджапсандали и чахохбили

История появления хинкали и рецепты сочных грузинских блюд — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Depositphotos 73631603 s 2019

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

В Тбилиси мне довелось побывать несколько лет назад в командировке. Тогда в марте как раз проходили Дни Минска. И хотя солнца было мало, город показался теплым. Всё дело в грузинском гостеприимстве и яркой сытной национальной кухне. Чего мы только не пробовали! Цыпленка табака и харчо, сациви и хачапури, аджапсандали и лобио. Начали гастрономический тур с овеянных легендами хинкали. Одно из преданий гласит: впервые это блюдо приготовила сестра раненного в бою воина-горца. Маленькие «мешочки» с бульоном и мелко нарубленным мясом спасли брату жизнь. Родиной хинкали считаются высокогорные районы Грузии — Пшав-Хевсурети и Мтиулети. Причем изначально начинка была только мясная.

Съев на завтрак хинкали (хвостики оставили на тарелке), отправились любоваться Тбилиси сверху — купили билеты на канатную дорогу. Пока летели в кабинке над городом, вспомнился эпизод фильма «Гостья из будущего», когда робот Вертер объяснял Коле дорогу: «Доедешь до проспекта Мира, а оттуда флипнешь на космодром». Вот и мы флипнули из парка Рике на вершину горы, где находятся монумент «Мать Грузия» и крепость Нарикала. Тбилиси отсюда как на ладони: древние храмы и старые кварталы, изящные здания прошлых столетий и футуристические комплексы. Дом юстиции напоминает гигантский цветок или семейку грибов, а культурный центр построен в виде перископа, устремившего свой взор на историческую часть города. Гордо несет мутные воды Кура — самая крупная река Закавказья, через нее перекинут ажурный мост Мира, изогнутый, словно удивленная бровь грузинской княжны…

Другую дорогу в облака — Тбилисский фуникулер — опробовали вечером. Он соединяет центр города с парком на горе Мтацминда. Кстати, в здании верхней станции находится легендарный ресторанный комплекс «Фуникулер», где пекут знаменитые пончики и делают натуральный лимонад. Обязательно попробуйте, как и домашнюю чурчхелу, что продают на улицах старого города мудрые грузинские бабушки. С магазинной ни в какое сравнение не идет.

К слову, в Грузии очень любят мясо. Например, чахохбили готовят из курицы, говядины, баранины. Еще один продукт, без которого сложно представить национальную кухню, — орехи, особенно грецкие. Они входят в состав мясных, овощных, рыбных блюд и многочисленных соусов.

Чашушули

Depositphotos 71865891 s 2019

Фото Depositphotos

Говядина — 1 кг, репчатый лук — 250 г, помидоры — 350 г, чеснок — 2 зубчика, лавровый лист — 2 шт., кинза и базилик — по 1 пучку, уцхо-сунели, молотый кориандр и шафран — по 0,5 ч. л., соль и молотый красный перец — по вкусу.

Мясо нарезаем небольшими кубиками. Лук, чеснок и зелень мелко рубим. Помидоры разрезаем пополам (поперек), выжимаем жидкость, измельчаем. Кладем мясо и лук в кастрюлю. Добавляем 0,5 стакана воды. Тушим до тех пор, пока говядина не станет мягкой. Горячую воду понемногу подливаем. В почти готовое мясо отправляем помидоры, продолжаем тушить до готовности. Добавляем зелень, чеснок, специи, соль, перец. Пусть покипит еще 10 минут. Снимаем с огня, накрываем крышкой, даем настояться 10–15 минут.

Аджапсандали

Depositphotos 218888534 s 2019

Фото Depositphotos

Баклажаны — 500 г, помидоры — 350 г, перец болгарский — 250 г, морковь — 250 г, лук репчатый — 120 г, чеснок — 2 зубчика, перец острый зеленый — 0,5 шт., базилик фиолетовый свежий, кинза, петрушка — по несколько веточек, кориандр молотый — 0,5 ч. л., уцхо-сунели — 0,5 ч. л., смесь перцев — 0,5 ч. л., соль — по вкусу, масло растительное — для жарки.

Нарезаем баклажаны полукружиями, солим и оставляем на 30 минут, чтобы ушла горечь. Сливаем выделившуюся воду и обжариваем баклажаны на растительном масле до готовности. Сладкий перец очищаем и нарезаем крупной соломкой. Обжариваем 20–25 минут, пока он не станет таким же по плотности, как баклажаны. Лук нарезаем полукольцами, морковь — соломкой. Обжариваем овощи в большом количестве растительного масла 20 минут до мягкости.

Все ингредиенты аджапсандали должны быть одинаковыми по твердости, это обеспечит однородность готового блюда. Из помидоров делаем пюре, очистив их от кожицы и натерев на терке. Складываем в сотейник баклажаны, затем сладкий перец, а после лук и морковь. Сверху выкладываем измельченные петрушку и фиолетовый базилик. Заливаем томатным пюре. Добавляем кориандр, уцхо-сунели, смесь перцев. В ступке растолчем чеснок с нарезанной кинзой и небольшим количеством крупной соли, выкладываем на овощи. Ставим сотейник на небольшой огонь и тушим 15 минут.

Снимаем кастрюлю с огня и даем овощам настояться под крышкой.

Пхали

Depositphotos 51063247 s 2019

Фото Depositphotos

Белокочанная капуста — 400 г, свекла — 200 г, очищенные грецкие орехи — 200 г, репчатый лук — 70 г, кинза — 10 г, петрушка — 5 г, зеленая острая аджика — 5 г, красный лук — 1 головка, соль — по вкусу, гранатовые зерна — для украшения.

Крупно режем капусту и свеклу, отвариваем до готовности в одной кастрюле. Отжимаем капусту и даем остыть. Пропускаем через мясорубку капусту, свеклу, репчатый лук и грецкие орехи. Хорошо перемешиваем.

Мелко режем петрушку и кинзу, добавляем в общую массу, туда кладем аджику и соль. Перемешиваем. Лепим небольшие шарики (примерно по 60 г) и укладываем их на блюдо. Украшаем гранатовым зерном, полукольцами красного лука, петрушкой.

Чахохбили

Depositphotos 83512628 s 2019

Фото Depositphotos

Курица — 1 200 г, репчатый лук — 4 шт., помидоры — 5 шт., чеснок — 4 зубчика, сливочное масло — 40 г, кинза, петрушка, соль — по вкусу, молотый красный перец и хмели-сунели — по 1,2 ч. л., шафран — 1,4 ч. л.

Курицу моем, сушим бумажными полотенцами и режем на порционные куски. Лук чистим и нарезаем полукольцами или кубиками. На каждом помидоре делаем крестообразный надрез и опускаем в кипяток на минуту. Снимаем с томатов кожицу и нарезаем кубиками. Чеснок чистим и мелко рубим. Зелень моем, сушим. Кинзу рубим, а остальное нарезаем мелкими кусочками. Толстодонную сковороду или сотейник нагреваем на сильном огне. Разогреваем сливочное масло и выкладываем подготовленные кусочки курицы (желательно неплотно друг к другу). Добавляем лук и обжариваем всё вместе. Кусочки курицы часто переворачиваем, до появления румяной корочки. Отправляем к птице помидоры, чуть-чуть солим. Кладем острый красный перец, хмели-сунели, шафран. Уменьшаем огонь до минимума, накрываем сотейник крышкой и готовим 10–15 минут. Добавляем в чахохбили рубленую зелень, чеснок. Всё перемешиваем, накрываем крышкой и даем покипеть на слабом огне 5–7 минут. Подаем, посыпав свежей зеленью.

Еще материалы рубрики:

ГУРМАН. Готовим верещаку с дрожжевыми блинами и картофельные зразы с грибами

ГУРМАН. Готовим грибной суп в хлебе и ведарай

ГУРМАН. Готовим немецкий суп айнтопф и десерт айершекке

ГУРМАН. Готовим петербургские пышки и тельное из рыбы

ГУРМАН. Готовим украинский борщ и крученики с грибами

Смотрите также:

Минский курьер. Обзор событий столицы с 27 сентября по 3 октябряМинский курьер. Обзор событий столицы с 27 сентября по 3 октября
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.