ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Чем вдохновлялся и как писал свои шедевры лучший ученик Репина
Дородная купчиха, потягивающая чай из блюдечка, красавица, пробудившаяся ото сна и возлежащая на перине, «Русская Венера», расчесывающая золотистые волосы в бане, кокетливо прикрывшись веником, — по этим колоритным образам безошибочно узнаешь полотна Бориса Кустодиева. О жизни и творчестве известного живописца читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Русская Венера и Шаляпин
Пышущие здоровьем дамы в стиле Тициана и Рубенса — только часть творческого наследия мастера. Обладавший уникальным стилем, в котором сочетались национальный романтизм с элементами лубка и неоклассицизм, выдающийся русский художник преуспел в разных жанрах. За этим портретистом гонялись сановники и богачи. А уж если личности, выбранные в качестве моделей, были колоритными, получались шедевры. Достаточно вспомнить обладателя уникального баса здоровяка Фёдора Шаляпина, облаченного в богатую барскую шубу нараспашку, меховую шапку и лакированные туфли на фоне зимнего пейзажа, императора Николая II в красном мундире с орденами и медалями, делового «Купца, считающего деньги»…
Трепетно любивший свою семью Борис Кустодиев часто писал красавицу жену Юлию и детей.
Однако его современник, известный художник и историк искусства Александр Бенуа, говорил: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями…»
Лучший ученик Репина
При этом ни купеческий быт, ни народные праздники не были для Кустодиева близкими и детально знакомыми. Борис родился 7 марта 1878-го в Астрахани в семье профессора философии и истории литературы. Михаил Лукич преподавал логику в местной духовной семинарии. Отца не стало, когда будущему художнику не исполнилось и 2 лет. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей, зарабатывая на жизнь вышиванием и игрой на рояле в купеческих домах.
Борис учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Когда ему было 9 лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Мальчика настолько впечатлила живопись, что ему захотелось рисовать так же искусно. Мать нашла деньги, и 15-летний сын смог брать уроки у известного в Астрахани художника Павла Власова. Окончив гимназию, в 1896-м Кустодиев отправился учиться в Москву, однако в художественную школу его не приняли — не проходил по возрасту. Юноша поехал в Петербург и поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Со второго курса он обучался у Репина, и классик писал о нем: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Это художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу…»
Недаром в 1901-м Илья Ефимович привлек своего лучшего ученика к работе над заказанной ему огромной картиной «Торжественное заседание Государственного совета». 27 портретов были сделаны по эскизам Кустодиева, начинающий художник написал треть всего полотна.
А годом раньше, летом 1900-го, во время поездки в Костромскую губернию на этюды он познакомился с 20-летней Юлией Прошинской, с которой обвенчался спустя 3 года. В ноябре 1903-го Кустодиев окончил Академию художеств с золотой медалью и отправился вместе с женой и трехмесячной дочерью в «пенсионерскую» поездку во Францию, потом в Испанию, а вернувшись, купил под Кинешмой землю и построил дачу-мастерскую, назвав ее «Теремом».
Сказка о России
Удостоившись в 1909-м звания академика живописи, Кустодиев начал активно работать над картинами, посвященными русской провинциальной жизни. Ему хотелось уйти от репинского реализма, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте.
Уйти удалось, но несколько лет спустя впервые случился острый приступ боли в руке, долго беспокоившей художника. Российские врачи помочь не могли, пришлось отправиться на лечение в Швейцарию и провести там год в клинике. После операции в Германии семья Кустодиевых вернулась в Россию.
Боли отступили, однако в 1916-м возобновились. В Германию было уже не попасть — шла Первая мировая война… Кустодиеву сделали сложнейшую операцию в Петербурге, и он оказался прикован к инвалидной коляске. Несмотря на запреты врачей, вскоре снова трудился, воплощая идеи, накопившиеся за время вынужденного простоя. Он не работал так, будучи здоровым. И тогда же написал первую, высоко оцененную Репиным «Масленицу».
Художник еще не единожды изобразит полюбившийся праздник, воспетый в «Евгении Онегине» Пушкиным: «У них на масленице жирной водились русские блины…» Эти картины, напоминающие полотна Брейгеля-старшего, достоверны в деталях и эмоциях, но на самом деле они, как отмечают искусствоведы, — воспоминание, сказка, несбыточная мечта об идеальной жизни в идеальной России.
Такова и датированная 1919 годом «Масленица», одна из жемчужин Национального художественного музея Беларуси. Традиционный народный праздник встречи весны и проводы зимы, из сундуков достаются лучшие наряды, пекутся блины, строится снежный городок, шатры, катание на санях… Ушанки, цветастые платки, шали, варежки — всё мелькает, словно в хороводе.
Атмосфера раздольного гулянья захватывает почти сразу. В бесконечной круговерти сюжетов картины можно открывать всё новые и новые повороты. Чудесен пейзаж, городок красив и наряден, как игрушечный, природа восхищает богатством ярких красок.
Последние 15 лет жизни художник, прикованный к инвалидному креслу, писал свои работы фактически лежа, подолгу отдыхая. На «Русскую Венеру» у него ушел почти год. Весной 1927-го Кустодиев собрался на лечение в Германию, однако уехать не успел — не был готов загранпаспорт. Он ушел из жизни 26 мая и упокоился на кладбище Александро-Невской лавры в Ленинграде.
Подготовил Владимир Петров
Еще материалы рубрики:
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Гений, феномен, «поветовый да Винчи»: рассказываем о Язэпе Дроздовиче
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Белорусский Левитан: Витольд Бялыницкий-Бируля и его «Зимний сон»
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Не Питер, но Пэн. Творческий путь знаменитого художника
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Современники называли его рыцарем красоты: Василий Поленов
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Константин Маковский и его полотно, от которого бросает в дрожь
Смотрите также: