1200 90

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Его называли русским Сезанном. Рассказываем про художника Илью Машкова

Илью Машкова называли русским Сезанном. Одна из картин этого русского авангардиста — самая дорогая в коллекции Национального художественного музея. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Мольберт и гири

На знаменитом «Автопортрете с портретом Петра Петровича Кончаловского», эпатировавшем публику и шокировавшем даже опытных искусствоведов, Илья Машков изобразил себя и своего соратника по искусству настоящими богатырями — крепкими, плечистыми, с массивной и рельефной мускулатурой и… скрипкой и нотами в руках. Именно таким, прочно стоявшим на ногах романтиком, автор и был в жизни. Эта работа триумфально открыла выставочную деятельность крупнейшего объединения авангардистов под названием «Бубновый валет» в 1910 году, сооснователем которого стал Машков.

shablon ramki22

Сам Илья Иванович в ту пору полностью соответствовал внушительному, осязаемому образу эдакого циркового силача в противовес субтильным декадентам. Мало того, на протяжении всей жизни художник занимался борьбой. С 1909 года в студии под названием «Школа Машкова и Михайловского» культивировалось художественно-спортивное воспитание. Кольца, гири, трамплины — всё это предлагалось ученикам в здании в Малом Харитоньевском переулке.

Приглашая в свою мастерскую 10 лет спустя, Машков перечислял требования к будущим ученикам. Пунктом первым значилось здоровье, вторым — физическая сила. Эти осязаемые достоинства в понимании жизнелюбивого художника были напрямую связаны с полнокровным, энергичным искусством, говорящим со зрителем в полный голос, в отличие от таинственного шепота символистов.

Mashkov 1Как считают исследователи его творчества, вообще всё, связанное с Машковым, выглядело именно так — максимально витальным, очень реальным, почвенным, «заземленным». Таким был и «конкретный» авангард художника, который начался с «Бубнового валета», тяготеющего к городскому фольклору, и завершился проектом строительства образцового городка социалистической культуры в его родной станице Михайловской много позднее, в советский период.

Здесь, на Дону, на территории Войска Донского, в нынешней Волгоградской области, родился 29 июля 1881 года в крестьянской семье будущий знаменитый живописец. Его родители занимались мелкой торговлей, Илья был старшим из девяти детей. С детства мальчик любил рисовать, копировал лубочные картинки и иконы, а однажды даже попытался повторить портрет генерала Михаила Скобелева по репродукции.

Русский фовист

В 9 лет Илью отдали в приходское училище, а потом на обучение к купцу Юрьеву в городе Борисоглебске, где не симпатизировавший торговцам парнишка начал тайком заниматься рисованием. Однажды его картины увидел художник Николай Евсеев и стал заниматься с Машковым, посоветовав ему поехать в Москву и поступить в художественное училище.

Летом 1900 года родственники собрали ему деньги на поездку в Москву. Юноша сдавал вступительные экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где на 27 мест претендовали 137 человек. Илья получил очень высокие оценки. Его зачислили на художественное отделение, где преподавали мэтры Леонид Пастернак, Валентин Серов, Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов.

К весне 1903-го Илья и сам начал давать частные уроки, а вскоре бросил учебу и 3 года не писал картин. Принял участие в революции 1905-го, посещая митинги и демонстрации.

К 1907 году он вернулся в училище, но не доучился. Несколько лет Машков копил деньги на путешествие по европейским странам — Франции, Италии, Испании, Германии и Великобритании. В Париже живописец познакомился и подружился с художником Петром Кончаловским, увлекся фовизмом и творчеством Анри Матисса. Представители этого направления отказывались от сложных форм, использовали яркие цвета, резкие контуры, часто искажали перспективу.

К моменту открытия первой выставки «Бубнового валета», в число организаторов которого он вошел, Машков был уже известным и уважаемым мастером. Его картины 1910–1914 годов — лучшее из созданного. Прирожденное понимание цвета и формы, темперамент соединились с опытом изучения нового французского искусства, и родилась живопись, условно названная русским фовизмом (хороший пример — «Русская Венера (Россия и Наполеон)».

Он бы известен и в Стране Советов, и за рубежом, его работы экспонировались на многочисленных российских и международных выставках. Во время войны он писал холсты о солдатах и работниках госпиталей. Умер Илья Иванович 20 марта 1944 года на своей даче в Абрамцеве.

Натюрморты на Christie’s и в Минске

Но только в ХХI веке картины Машкова оценили по высшей шкале. В арт-рейтинге 20 самых дорогих полотен русских художников первенствует «Супрематическая композиция» Казимира Малевича, проданная за 60 млн долларов в 2008 году на аукционе Sotheby’s. А вот почетную 7-ю позицию занял написанный в 1910-м «Натюрморт с фруктами» Ильи Машкова. Картина ушла с молотка в 2013-м на Christie’s за 8 с лишним млн долларов.

Natyurmort s dynyami i tykvami 1

КАРТИНА: «Натюрморт с дынями и тыквами», художник И. Машков, 1915- 1916 годы, 50 х 85 см, холст, масло. ГДЕ НАХОДИТСЯ: Национальный художественный музей Беларуси, зал русского искусства.

Сегодня в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь находятся 10 произведений Ильи Машкова, приобретенные в 1940–1970-х у семьи художника и частных коллекционеров и являющиеся гордостью коллекции русской живописи. Шедевром считается «Натюрморт с дынями и тыквами».

Художник, как отмечают специалисты музея, увлечен самим актом творения картины. Отчетливо влияние Сезанна, который «одним из первых… увидел в краске не только ее цветовую функцию и красящее свойство, но ощутил эмоции, возникающие от восприятия самого вещества, теста краски, фактуры».

Вероятно, «Натюрморт с дынями и тыквами» — самая дорогая картина в основных фондах музея. У полотна непростая судьба — впервые его выставляли в витебской галерее по рекомендации Марка Шагала, а во время войны похитили нацисты. Шедевр вернулся домой только в конце 1950-х годов, и, по утверждению одного из источников, стартовая аукционная цена работы может составлять 4 млн долларов.

Справочно

На международной выставке в Париже в 1937 году знаменитому русскому живописцу присудили золотую медаль за «Портрет красного партизана А. Е. Торшина».

Подготовил Владимир Петров, фото Павла Русака

Еще материалы рубрики:

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Чем вдохновлялся и как писал свои шедевры лучший ученик Репина

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Гений, феномен, «поветовый да Винчи»: рассказываем о Язэпе Дроздовиче

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Белорусский Левитан: Витольд Бялыницкий-Бируля и его «Зимний сон»

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Не Питер, но Пэн. Творческий путь знаменитого художника

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Современники называли его рыцарем красоты: Василий Поленов

Смотрите также:

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Совет МПА СНГ принял обращение в связи с 80-й годовщиной Великой Победы

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств принял обращение в связи с 80-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 21 17 14 11

Документ принят на заседании Совета МПА СНГ в Санкт-Петербурге. Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Наталья Кочанова поддержала принятие обращения.

— Мы должны сделать все, чтобы не допустить искажения истории. Нам нужно объединиться в стремлении сохранить историю, память погибших во имя счастливой и мирной жизни наших народов, — отметила Н. Кочанова.

В обращении сказано, что героическая, самоотверженная борьба с германским нацизмом, его союзниками и пособниками на полях Великой Отечественной предопределила судьбу мира, опрокинула человеконенавистнические планы завоевания мирового господства, спасла Европу и другие регионы мира от порабощения и уничтожения.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ выступает против реабилитации фашизма на государственном уровне, деятельности партий неонацистского толка и проявлений насилия, спровоцированных неонацизмом, расизмом и ксенофобией, пропаганды нацистской символики, использования парламентских трибун для оправдания нацистов.

«Наш священный долг перед павшими на полях сражений, замученными в концентрационных лагерях, погибшими от голода и невзгод — защищать правду о войне и значении Победы, решительно противостоять тем, кто оскверняет славу героев, разгромивших фашизм», — сказано в обращении.

Совет МПА СНГ выступает за укрепление международного сотрудничества в сохранении исторической памяти путем поддержания в надлежащем состоянии мемориалов, музеев и архивных материалов, связанных со Второй мировой войной, за проведение совместной скоординированной военно-мемориальной работы по восстановлению имен советских воинов, которые покоятся в братских могилах, недопущение уничтожения памятников и актов вандализма в отношении воинских захоронений и обеспечение беспрепятственного доступа к ним независимо от их местонахождения.

Решением Совета глав государств СНГ 2025 г. объявлен в Содружестве Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне — Годом мира и единства в борьбе с нацизмом.

Отмечено, современные агрессивные националистические и неонацистские тенденции создают прямую угрозу демократии, ведут к сворачиванию демократических процедур, наступлению на свободу слова, масштабному нарушению прав человека. Идеология и практика нацизма вновь становится главной опасностью для мира, генератором угрозы третьей мировой войны.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ обращается к государствам мира, международным организациям и мировой общественности с призывом рассматривать празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне как важный исторический момент для утверждения атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в международных отношениях, выступает за разрешение возникающих конфликтов мирными средствами, за использование потенциала парламентской дипломатии.

«Восемьдесят лет назад советские люди добились общей Победы над общим врагом, — подчеркивается в обращении. — Это Победа, которая сплотила наши народы и которой нынешнее и будущие поколения не только вправе, но и обязаны гордиться. В наших силах сделать так, чтобы новое смертоносное столкновение миллионов солдат стало немыслимым, чтобы День Победы в 1945 году остался Днем Победы на века».

Фото Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Впервые в Минске организовали «День первокурсника» для учащихся колледжей. Как это было

Масштабный праздник «День первокурсника #Колледжи Минска-Зачетный старт в будущее» состоялся на площадке спортивного комплекса «Футбольный манеж» 21 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 21 18 10 46 kopiya

Более 5 тыс. учащихся столичных учреждений среднего специального образования собрались в Футбольном манеже, чтобы весело отметить «День первокурсника». Подобный праздник для ребят проводится впервые, он станет традиционным для Минска. К учащимся колледжей у руководства города особое отношение: это будущие кадры для всех сфер экономики столицы и ведущих предприятий.

photo 2024 11 21 18 10 27 kopiya

— Впервые решили провести для первокурсников столичных колледжей такое мероприятие, которое позволит им ближе познакомиться, пообщаться друг с другом, зарядиться хорошими эмоциями, — отметил заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Стригельский. — Наши колледжи — это огромный кадровый ресурс для столичной экономики. Мы на этих ребят очень рассчитываем, всячески их поддерживаем и хотим, чтобы им было комфортно получать образование в учебных заведениях, осваивать профессии, которые позволят им стать успешными в жизни.

photo 2024 11 21 18 14 46 3 kopiya

Помощник Президента Беларуси — инспектор по г. Минску Юрий Фролов, заместитель министра образования Екатерина Петруцкая и А. Стригельский дали торжественный старт первокурсникам в мир увлекательной учебы и постижения азов будущих специальностей, подписав символическую зачетную книжку.

photo 2024 11 21 18 10 40 2 kopiya 1

photo 2024 11 21 18 14 46 2 kopiya

— Важнейшее мероприятие для первокурсников, призванное показать, насколько каждый молодой человек важен для страны, насколько в нем заинтересованы. Ребята на пути к новой взрослой жизни, получают профессию. Они — наше будущее, и кто, если не они, сделают страну еще сильнее, — сказал Ю. Фролов

Напутственные слова новобранцам прозвучали и от руководителей предприятий и организаций, которые являются непосредственными заказчиками кадров.

photo 2024 11 21 18 10 50 2 kopiya

— Такой праздник — прекрасная возможность пообщаться с ребятами. Завтра эти молодые люди — наши практиканты, а после — сотрудники, дальше — целевики, которых мы отправляем от предприятия на учебу в вуз. И для нас важно поддерживать их на каждом этапе карьерного пути, — сказал генеральный директора предприятия «Керамин» Дмитрий Петруша.

photo 2024 11 21 18 10 50 kopiya

Поздравил первокурсников бренд-шеф ресторанов «Литвины» Александр Чикилевский, который, к слову, и сам в свое время заканчивал столичный колледж.

— Уровень подготовки молодых ребят в колледжах порой даже лучше, чем в вузе. Они сразу получают профессию. Повар, электрик. Не важно, какая это профессия. Главное, она у него в руках, станет опорой на всю жизнь, — заметил А. Чикилевский. — Мы приезжаем в колледж кулинарии, проводим мастер-классы, приглашаем учащихся на стажировку в рестораны. И они окунаются в профессию. Но чтобы добиться успеха в деле, нужно его любить. И постоянно учиться!

photo 2024 11 21 18 10 32 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 34 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 36 kopiya

Юных зрителей ждала концертная программа с выступлением популярных молодежных исполнителей. В завершение вечера — дискотека.

photo 2024 11 21 18 10 31 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 53 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 58 kopiya

К слову, в планах у города — проводить еще один традиционный праздник для учащихся колледжей — единый выпускной. Первое мероприятие пройдет летом 2025 года.

Фото Сергея Лукашова