ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Его называли русским Сезанном. Рассказываем про художника Илью Машкова
Илью Машкова называли русским Сезанном. Одна из картин этого русского авангардиста — самая дорогая в коллекции Национального художественного музея. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Мольберт и гири
На знаменитом «Автопортрете с портретом Петра Петровича Кончаловского», эпатировавшем публику и шокировавшем даже опытных искусствоведов, Илья Машков изобразил себя и своего соратника по искусству настоящими богатырями — крепкими, плечистыми, с массивной и рельефной мускулатурой и… скрипкой и нотами в руках. Именно таким, прочно стоявшим на ногах романтиком, автор и был в жизни. Эта работа триумфально открыла выставочную деятельность крупнейшего объединения авангардистов под названием «Бубновый валет» в 1910 году, сооснователем которого стал Машков.
Сам Илья Иванович в ту пору полностью соответствовал внушительному, осязаемому образу эдакого циркового силача в противовес субтильным декадентам. Мало того, на протяжении всей жизни художник занимался борьбой. С 1909 года в студии под названием «Школа Машкова и Михайловского» культивировалось художественно-спортивное воспитание. Кольца, гири, трамплины — всё это предлагалось ученикам в здании в Малом Харитоньевском переулке.
Приглашая в свою мастерскую 10 лет спустя, Машков перечислял требования к будущим ученикам. Пунктом первым значилось здоровье, вторым — физическая сила. Эти осязаемые достоинства в понимании жизнелюбивого художника были напрямую связаны с полнокровным, энергичным искусством, говорящим со зрителем в полный голос, в отличие от таинственного шепота символистов.
Как считают исследователи его творчества, вообще всё, связанное с Машковым, выглядело именно так — максимально витальным, очень реальным, почвенным, «заземленным». Таким был и «конкретный» авангард художника, который начался с «Бубнового валета», тяготеющего к городскому фольклору, и завершился проектом строительства образцового городка социалистической культуры в его родной станице Михайловской много позднее, в советский период.
Здесь, на Дону, на территории Войска Донского, в нынешней Волгоградской области, родился 29 июля 1881 года в крестьянской семье будущий знаменитый живописец. Его родители занимались мелкой торговлей, Илья был старшим из девяти детей. С детства мальчик любил рисовать, копировал лубочные картинки и иконы, а однажды даже попытался повторить портрет генерала Михаила Скобелева по репродукции.
Русский фовист
В 9 лет Илью отдали в приходское училище, а потом на обучение к купцу Юрьеву в городе Борисоглебске, где не симпатизировавший торговцам парнишка начал тайком заниматься рисованием. Однажды его картины увидел художник Николай Евсеев и стал заниматься с Машковым, посоветовав ему поехать в Москву и поступить в художественное училище.
Летом 1900 года родственники собрали ему деньги на поездку в Москву. Юноша сдавал вступительные экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где на 27 мест претендовали 137 человек. Илья получил очень высокие оценки. Его зачислили на художественное отделение, где преподавали мэтры Леонид Пастернак, Валентин Серов, Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов.
К весне 1903-го Илья и сам начал давать частные уроки, а вскоре бросил учебу и 3 года не писал картин. Принял участие в революции 1905-го, посещая митинги и демонстрации.
К 1907 году он вернулся в училище, но не доучился. Несколько лет Машков копил деньги на путешествие по европейским странам — Франции, Италии, Испании, Германии и Великобритании. В Париже живописец познакомился и подружился с художником Петром Кончаловским, увлекся фовизмом и творчеством Анри Матисса. Представители этого направления отказывались от сложных форм, использовали яркие цвета, резкие контуры, часто искажали перспективу.
К моменту открытия первой выставки «Бубнового валета», в число организаторов которого он вошел, Машков был уже известным и уважаемым мастером. Его картины 1910–1914 годов — лучшее из созданного. Прирожденное понимание цвета и формы, темперамент соединились с опытом изучения нового французского искусства, и родилась живопись, условно названная русским фовизмом (хороший пример — «Русская Венера (Россия и Наполеон)».
Он бы известен и в Стране Советов, и за рубежом, его работы экспонировались на многочисленных российских и международных выставках. Во время войны он писал холсты о солдатах и работниках госпиталей. Умер Илья Иванович 20 марта 1944 года на своей даче в Абрамцеве.
Натюрморты на Christie’s и в Минске
Но только в ХХI веке картины Машкова оценили по высшей шкале. В арт-рейтинге 20 самых дорогих полотен русских художников первенствует «Супрематическая композиция» Казимира Малевича, проданная за 60 млн долларов в 2008 году на аукционе Sotheby’s. А вот почетную 7-ю позицию занял написанный в 1910-м «Натюрморт с фруктами» Ильи Машкова. Картина ушла с молотка в 2013-м на Christie’s за 8 с лишним млн долларов.
Сегодня в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь находятся 10 произведений Ильи Машкова, приобретенные в 1940–1970-х у семьи художника и частных коллекционеров и являющиеся гордостью коллекции русской живописи. Шедевром считается «Натюрморт с дынями и тыквами».
Художник, как отмечают специалисты музея, увлечен самим актом творения картины. Отчетливо влияние Сезанна, который «одним из первых… увидел в краске не только ее цветовую функцию и красящее свойство, но ощутил эмоции, возникающие от восприятия самого вещества, теста краски, фактуры».
Вероятно, «Натюрморт с дынями и тыквами» — самая дорогая картина в основных фондах музея. У полотна непростая судьба — впервые его выставляли в витебской галерее по рекомендации Марка Шагала, а во время войны похитили нацисты. Шедевр вернулся домой только в конце 1950-х годов, и, по утверждению одного из источников, стартовая аукционная цена работы может составлять 4 млн долларов.
Справочно
На международной выставке в Париже в 1937 году знаменитому русскому живописцу присудили золотую медаль за «Портрет красного партизана А. Е. Торшина».
Подготовил Владимир Петров, фото Павла Русака
Еще материалы рубрики:
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Чем вдохновлялся и как писал свои шедевры лучший ученик Репина
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Гений, феномен, «поветовый да Винчи»: рассказываем о Язэпе Дроздовиче
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Белорусский Левитан: Витольд Бялыницкий-Бируля и его «Зимний сон»
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Не Питер, но Пэн. Творческий путь знаменитого художника
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Современники называли его рыцарем красоты: Василий Поленов
Смотрите также: