1200 90

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Константин Маковский и его полотно, от которого бросает в дрожь

Минувшим летом в Национальном художественном музее Беларуси проходила выставка «Маковские», посвященная одной из известнейших художественных династий в истории русской культуры XIX–ХХ веков. Ярчайшим и наиболее успешным ее представителем был Константин Егорович Маковский. По объемам продаж его произведения сравнимы с картинами Айвазовского, но, в отличие от прославленного мариниста, он баловал почитателей еще и разнообразием жанров и стилей — подробности из жизни великого русского художника читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Блестящий Костя

Сам император Александр II говорил о нем «мой живописец». Однако и в других ипостасях блестящий Костя, как называли его современники, был на высоте. Мне с детства врезались в память «Дети, бегущие от грозы», милое личико босоногой девочки с белобрысым мальчуганом на спине, испуганно всматривавшейся в готовое разразиться всполохами молний и безжалостным ливнем темнеющее небо…

01 1

Картина: «Болгарские мученицы», художник Константин Маковский, 1877 год, холст, масло, 208 × 141 см. Где находится: Национальный художественный музей Беларуси, зал русского искусства.  Приобретена: у Г. И. Афонина в 1950 году.

Широкую известность принесло ему «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», своего рода социальный срез жителей Северной столицы. Полотно выделялось внушительными размерами: ширина — свыше 2 м, длина — более 3. Другие живописцы выбирали в то время для бытовых изображений совсем небольшие форматы. За «Народное гулянье» Константин Егорович получил звание профессора Академии художеств.

В 1870-м К. Маковский стал одним из основателей знаменитого Товарищества передвижников. А двумя годами позже впервые побывал в Каире и привез оттуда множество этюдов. Следом написал целую галерею пейзажей, жанровых картин, портретов. Его восточные сюжеты положили начало ориентализму — новому направлению в русской живописи, уже популярному в Европе.

Башибузуки в храме

Начиная с середины 1870-х на смену психологическим и социальным картинам К. Маковского приходят другие темы. Он находит вдохновение в славянском фольклоре. А летом 1877-го во время русско-турецкой войны на Балканах делает зарисовки, следуя за наступающей российской армией. Рассказы очевидцев о жестоком подавлении турками народного восстания, вспыхнувшего в Болгарии годом раньше, зверствах по отношению к мирным людям производят сильнейшее впечатление на художника.

В итоге он очень быстро пишет знаменитое полотно «Болгарские мученицы» и выставляет его в Петербурге, жертвуя деньги от продажи на помощь пострадавшему населению братской православной страны. Как подчеркивают искусствоведы, полотно со столь трагической окраской скорее исключение в светлом творчестве К. Маковского. Но на чужую вроде бы боль тонкая художественная натура не смогла не отозваться.

K.Makovskij Avtoportret 1860

Центральные персонажи «Болгарских мучениц» — две молодые женщины, одна из которых, вероятно, уже мертва, другая — с плачущим младенцем на руках, и три палача-башибузука (от турецкого başıbozuk — «сорвиголова»). Так назывались бойцы иррегулярных военных отрядов в Османской империи, вербовавшихся преимущественно в Албании и Малой Азии. Они отличались свирепостью, расправляясь с православными с чудовищной жестокостью.

Головорезы обступили несчастную женщину и срывают с нее одежды, а та пытается в руках удержать рыдающего малыша и смотрит на замученную подругу, навзничь лежащую на полу. Рядом лужи крови, вероятно, следы пыток. Судя по всему, трагедия происходит в православном храме, что еще больше подчеркивает кощунственность происходящего. Церковь варварски разорена, участь молодой матери и ребенка наверняка плачевна — у истязателей явно нет ничего святого…

При этом большой жизнелюб и ценитель прекрасного Маковский смело ввел в столь драматичный сюжет обнаженную натуру. Сегодня известно, что для создания центрального женского образа в стиле ню художнику позировала его жена Юлия, которую сам Илья Репин назвал ангелом неизреченной красоты.

Хозяйка модного салона

Они познакомились, когда вдовцу Маковскому было уже около 40. Его первая жена умерла от туберкулеза. Обаятельный, приветливый, со вкусом одетый, холеный и ладно скроенный Константин Егорович всегда пользовался успехом у дам. Вот и безутешным вдовцом он оставался недолго. В 1874-м на балу в Морском корпусе художник увидел юную Юленьку Леткову, приехавшую поступать в консерваторию.

Ей шел всего 16-й год, она была ослепительно хороша собой. Константин Егорович не отходил от нее весь вечер, а на следующий день пригласил всех к себе помузицировать. К ужину вывел девушку под руку и, усаживая ее за стол рядом с собой, громко, на весь зал произнес: «Вот и отлично… Будьте у меня хозяйкой!»

Portret zheny hudozhnika

Портрет Юлии Павловны, 1887 год

Свадьбу сыграли, когда невесте исполнилось 16. Отказавшись от карьеры певицы, Юлия Павловна стала хозяйкой в богатом доме модного художника. А тот всячески баловал свою молодую супругу и постоянно писал ее портреты. А на картине «Болгарские мученицы» изображен и их сынишка Сережа, появившийся на свет в августе 1877-го.

Потом родилась дочь Елена, следом Владимир, которого крестил великий князь Алексей Александрович, брат Александра III.

Завистники называли Маковского поверхностным художником, но и они признавали блестящее мастерство живописца, не стеснявшегося запрашивать за свои работы умопомрачительные гонорары. Именно поэтому в отечественных музеях так мало работ Константина Егоровича. Меж тем он снискал мировую известность, его полюбили американские коллекционеры, ему заказали первый портрет президента Теодора Рузвельта.

А вот с красавицей Юлией Павловной ветреный художник таки развелся в 1892-м, тремя годами ранее на Всемирной выставке в Париже (где получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара») познакомившись с 20-летней Марией Матавтиной. Новая пассия и муза родила ему внебрачного сына и стала его третьей законной супругой.

К. Маковский скончался 17 сентября 1915-го в Петрограде в возрасте 76 лет, став жертвой несчастного случая. Юлия Павловна эмигрировала и дожила до 95 лет во Франции, в семье любимого сына Сергея, поэта, художественного критика, эссеиста, редактора и издателя замечательного русского альманаха «Аполлон», автора многочисленных книг. Того самого малыша с картины «Болгарские мученицы»…

Подготовил Владимир Петров

Еще материалы рубрики:

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Рассказываем о судьбе музы и спутницы жизни Михаила Врубеля

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Ленин называл героиню этого портрета «Товарищ Феномен»

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. «Неравный брак»: откуда в Минске знаменитое полотно из Третьяковки

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Вы узнаете ее из тысячи: «Портрет неизвестной с цветами и фруктами»

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Почему полотно «Минск 3 июля 1944 года» сравнивали с работами Сурикова и Репина

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Как ограбить миллионера: VOKA выпустил в белорусской озвучке комедию «Рабаванне Вежы»

В онлайн-кинотеатре VOKA в белорусской озвучке вышла криминальная комедия «Рабаванне Вежы» (Tower Heist). Удачное сочетание острого юмора, динамики сюжета и актуальной социальной темы сделало фильм одним из главных кинохитов 2011 года. Рассказываем, чем интересен этот фильм.

1 26

О чем кино

Джош Ковакс — менеджер одного из элитных комплексов апартаментов под названием «Башня». Жители комплекса — очень богатые и обеспеченные люди. Один из таких жителей, Артур Шоу, берется управлять деньгами сотрудников «Башни», но неожиданно для всех ФБР арестовывает его. Выясняется, что денег нет. Ковакс вместе с другими сотрудниками решают вернуть свое, ограбив А. Шоу. Они обращаются за помощью к закоренелому преступнику и соседу Ковакса — Слайду. Остается одно: пробраться в «Башню», взломать сейф в пентхаусе богача и забрать 20 миллионов долларов.

2 19

Вдохновение реальными событиями

Сценаристы во многом были вдохновлены громкими финансовыми скандалами в США, такими как афера Берни Мэдоффа. В фильме А. Шоу, финансовый магнат, которого играет Алан Алда, присваивает деньги своих сотрудников, а затем скрывается от правосудия. Создатели киноленты решили использовать реальную проблему обманутых вкладчиков как основу для комедийного сценария, подчеркивая, что даже самые простые люди могут взять правосудие в свои руки.

3 15

Бен Стиллер в главной роли

Бен Стиллер играет главного героя Д. Ковакса — менеджера элитного небоскреба, который организует ограбление, чтобы вернуть украденные деньги сотрудников. Стиллеру пришлось провести много времени, изучая работу настоящих управляющих многоквартирными домами в Нью-Йорке, чтобы его персонаж выглядел максимально убедительно. Съемки фильма проходили в настоящих элитных зданиях города, что добавило картине реализма.

4 2

Эдди Мерфи возвращается к истокам

Одной из главных звезд фильма стал Эдди Мерфи, который блестяще сыграл Слайда, пронырливого мошенника. Эта роль стала для него возвращением к стилю его ранних комедий, таких как «Полицейский из Беверли-Хиллз» и «48 часов». Изначально Мерфи собирался сыграть главную роль, но в итоге принял участие в проекте в качестве второстепенного, но яркого персонажа, чтобы не только добавить фильму юмора, но и дать возможность другим героям раскрыться.

5 13

Команда мечты

Одной из самых запоминающихся особенностей фильма стала необычная команда грабителей. Помимо Стиллера и Мерфи, в ее состав вошли такие актеры, как Кейси Аффлек, Мэтью Бродерик и Майкл Пенья. Каждый из этих героев по-своему сделал комедию смешной.

6 13

Сцена с Ferrari — настоящий трюк

Одна из самых впечатляющих сцен фильма — это эпизод с попыткой украсть Ferrari, которая была спрятана в квартире Шоу. Для этой сцены было использовано несколько настоящих машин, которые поднимали с помощью крана на значительную высоту. Съемочная команда стремилась сделать сцену максимально правдоподобной, и хотя часть эффектов была создана на компьютере, многие трюки были выполнены актерами и каскадерами в реальных условиях.

7 11

Где посмотреть фильм

Фильм «Рабаванне Вежы» можно посмотреть в разделе «CINEVOKA — Кіно па-беларуску» в онлайн-кинотеатре VOKA. Сейчас в эксклюзивной коллекции проекта доступно более 50 фильмов в белорусской озвучке: от всеми любимой классики до самых громких картин последних лет. Контент создан специально для платформы.

Недавно там уже вышли спортивная драма «На імя «Папялушка» (Cinderella Man, или «Нокдаун»), история спасения китов «Вялікі цуд» (Big Miracle, или «Все любят китов»), экранизация комикса «Скот Пілігрым супраць усіх» (Scott Pilgrim vs. the World), драма «Чалавек, які плакаў» (The Man Who Cried), криминальный триллер «Грошы на дваіх», приключенческий фильм «Капітан і гаспадар: на краі свету» и триллер «Інсайдэр» (Inside Man). А до конца года выйдет еще два мировых кинохита от проекта CINEVOKA. Чтобы не пропустить ни одну из премьер, следите за обновлениями на сайте.

В Беларуси скорректировали минимальные экспортные цены на мясо-молочную продукцию

Министерство сельского хозяйства и продовольствия установило предельные минимальные цены на товары, реализуемые по внешнеторговым договорам, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Национальный правовой интернет-портал.

магазин мясо

Это предусмотрено постановлением ведомства от 21 ноября 2024 года № 120.

В перечень реализуемых по внешнеторговым договорам товаров, который прилагается к постановлению, включены девять позиций. Предельные минимальные цены установлены для поставок туш и полутуш крупного рогатого скота и его отрубов, молока и сливок различных видов, сливочного масла и сыров.

Цены установлены отдельно для поставок в Россию, иные страны ЕАЭС, государства СНГ (кроме стран ЕАЭС) и Грузию, а также для стран вне СНГ (кроме Грузии).

Опубликованный документ признает утратившим силу постановление Минсельхозпрода от 13 ноября 2024 года № 118 «Об установлении предельных минимальных цен» и вступил в силу с 22 ноября. Договоры, заключенные до этого момента, по которым обязательства по оплате не исполнены в полном объеме, подлежат приведению в соответствие с нормами постановления.