ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Константин Маковский и его полотно, от которого бросает в дрожь
Минувшим летом в Национальном художественном музее Беларуси проходила выставка «Маковские», посвященная одной из известнейших художественных династий в истории русской культуры XIX–ХХ веков. Ярчайшим и наиболее успешным ее представителем был Константин Егорович Маковский. По объемам продаж его произведения сравнимы с картинами Айвазовского, но, в отличие от прославленного мариниста, он баловал почитателей еще и разнообразием жанров и стилей — подробности из жизни великого русского художника читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Блестящий Костя
Сам император Александр II говорил о нем «мой живописец». Однако и в других ипостасях блестящий Костя, как называли его современники, был на высоте. Мне с детства врезались в память «Дети, бегущие от грозы», милое личико босоногой девочки с белобрысым мальчуганом на спине, испуганно всматривавшейся в готовое разразиться всполохами молний и безжалостным ливнем темнеющее небо…
Широкую известность принесло ему «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», своего рода социальный срез жителей Северной столицы. Полотно выделялось внушительными размерами: ширина — свыше 2 м, длина — более 3. Другие живописцы выбирали в то время для бытовых изображений совсем небольшие форматы. За «Народное гулянье» Константин Егорович получил звание профессора Академии художеств.
В 1870-м К. Маковский стал одним из основателей знаменитого Товарищества передвижников. А двумя годами позже впервые побывал в Каире и привез оттуда множество этюдов. Следом написал целую галерею пейзажей, жанровых картин, портретов. Его восточные сюжеты положили начало ориентализму — новому направлению в русской живописи, уже популярному в Европе.
Башибузуки в храме
Начиная с середины 1870-х на смену психологическим и социальным картинам К. Маковского приходят другие темы. Он находит вдохновение в славянском фольклоре. А летом 1877-го во время русско-турецкой войны на Балканах делает зарисовки, следуя за наступающей российской армией. Рассказы очевидцев о жестоком подавлении турками народного восстания, вспыхнувшего в Болгарии годом раньше, зверствах по отношению к мирным людям производят сильнейшее впечатление на художника.
В итоге он очень быстро пишет знаменитое полотно «Болгарские мученицы» и выставляет его в Петербурге, жертвуя деньги от продажи на помощь пострадавшему населению братской православной страны. Как подчеркивают искусствоведы, полотно со столь трагической окраской скорее исключение в светлом творчестве К. Маковского. Но на чужую вроде бы боль тонкая художественная натура не смогла не отозваться.
Центральные персонажи «Болгарских мучениц» — две молодые женщины, одна из которых, вероятно, уже мертва, другая — с плачущим младенцем на руках, и три палача-башибузука (от турецкого başıbozuk — «сорвиголова»). Так назывались бойцы иррегулярных военных отрядов в Османской империи, вербовавшихся преимущественно в Албании и Малой Азии. Они отличались свирепостью, расправляясь с православными с чудовищной жестокостью.
Головорезы обступили несчастную женщину и срывают с нее одежды, а та пытается в руках удержать рыдающего малыша и смотрит на замученную подругу, навзничь лежащую на полу. Рядом лужи крови, вероятно, следы пыток. Судя по всему, трагедия происходит в православном храме, что еще больше подчеркивает кощунственность происходящего. Церковь варварски разорена, участь молодой матери и ребенка наверняка плачевна — у истязателей явно нет ничего святого…
При этом большой жизнелюб и ценитель прекрасного Маковский смело ввел в столь драматичный сюжет обнаженную натуру. Сегодня известно, что для создания центрального женского образа в стиле ню художнику позировала его жена Юлия, которую сам Илья Репин назвал ангелом неизреченной красоты.
Хозяйка модного салона
Они познакомились, когда вдовцу Маковскому было уже около 40. Его первая жена умерла от туберкулеза. Обаятельный, приветливый, со вкусом одетый, холеный и ладно скроенный Константин Егорович всегда пользовался успехом у дам. Вот и безутешным вдовцом он оставался недолго. В 1874-м на балу в Морском корпусе художник увидел юную Юленьку Леткову, приехавшую поступать в консерваторию.
Ей шел всего 16-й год, она была ослепительно хороша собой. Константин Егорович не отходил от нее весь вечер, а на следующий день пригласил всех к себе помузицировать. К ужину вывел девушку под руку и, усаживая ее за стол рядом с собой, громко, на весь зал произнес: «Вот и отлично… Будьте у меня хозяйкой!»
Свадьбу сыграли, когда невесте исполнилось 16. Отказавшись от карьеры певицы, Юлия Павловна стала хозяйкой в богатом доме модного художника. А тот всячески баловал свою молодую супругу и постоянно писал ее портреты. А на картине «Болгарские мученицы» изображен и их сынишка Сережа, появившийся на свет в августе 1877-го.
Потом родилась дочь Елена, следом Владимир, которого крестил великий князь Алексей Александрович, брат Александра III.
Завистники называли Маковского поверхностным художником, но и они признавали блестящее мастерство живописца, не стеснявшегося запрашивать за свои работы умопомрачительные гонорары. Именно поэтому в отечественных музеях так мало работ Константина Егоровича. Меж тем он снискал мировую известность, его полюбили американские коллекционеры, ему заказали первый портрет президента Теодора Рузвельта.
А вот с красавицей Юлией Павловной ветреный художник таки развелся в 1892-м, тремя годами ранее на Всемирной выставке в Париже (где получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара») познакомившись с 20-летней Марией Матавтиной. Новая пассия и муза родила ему внебрачного сына и стала его третьей законной супругой.
К. Маковский скончался 17 сентября 1915-го в Петрограде в возрасте 76 лет, став жертвой несчастного случая. Юлия Павловна эмигрировала и дожила до 95 лет во Франции, в семье любимого сына Сергея, поэта, художественного критика, эссеиста, редактора и издателя замечательного русского альманаха «Аполлон», автора многочисленных книг. Того самого малыша с картины «Болгарские мученицы»…
Подготовил Владимир Петров
Еще материалы рубрики:
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Рассказываем о судьбе музы и спутницы жизни Михаила Врубеля
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Ленин называл героиню этого портрета «Товарищ Феномен»
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. «Неравный брак»: откуда в Минске знаменитое полотно из Третьяковки
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Вы узнаете ее из тысячи: «Портрет неизвестной с цветами и фруктами»