1200 90

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Ленин называл героиню этого портрета «Товарищ Феномен»

«Художник изображает на картине только те лица, которые сами просятся на холст». Яркое тому подтверждение — портрет актрисы Марии Андреевой кисти Ильи Репина из экспозиции Национального художественного музея. О произведении — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

15 pol2 1Ее признавали одной из самых эффектных женщин России начала ХХ века, она вдохновляла писателей и художников, блистала на сцене и помогала делать революцию.

Актриса, роковая красавица, отчасти авантюристка, партийный деятель Мария Андреева, урожденная Юрковская, была натурой незаурядной. Догадаться об этом несложно. Достаточно вглядеться в портрет, написанный Репиным. Эта работа — жемчужина художественного музея Беларуси.

Глаза насмешливой мадонны

Имя знаменитого русского художника едва ли не у любого школьника ассоциируется с полотнами «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный убивает своего сына», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии» и так далее. Меж тем Илья Ефимович — замечательный портретист. Он писал: «Художник изображает на картине только те лица, которые сами просятся на холст. Это очень тонкая вещь, и ее невозможно объяснить никакой теорией».

Репин знал Машу, появившуюся на свет в 1868-м в Санкт-Петербурге в семье главного режиссера Александринского театра Федора Федорова-Юрковского и актрисы Марии Юрковской, с детства. Ее родители — выходцы из обедневших дворян. Дочь окончила гимназию и драматическую школу, училась в консерватории.

Илья Ефимович рисовал прелестную девочку с рыжевато-каштановыми волосами и в 8, и в 10, и в 12 лет. А когда ей исполнилось 15, грациозная барышня позировала для иллюстраций мэтра к «Каменному гостю» Пушкина, изображая донну Анну.

Некоторые исследователи считают, что юная Машенька могла послужить прототипом двух героинь Алексея Толстого — Мальвины и Даши Телегиной из «Хождений по мукам». Ее черты приписывают некоторым женским образам Максима Горького.

В 1905-м, когда Репин в своем имении Пенаты в финской Куоккале вызвался писать ее портрет маслом, Андреева была уже зрелой дамой, популярной актрисой Московского художественного театра. Лев Толстой утверждал: Мария Федоровна не только актриса чудесная, но и человек превосходный. А поэт Саша Черный адресовал ей свою «Почтительную акварель» со строками: «Из взбитых сливок нежный шарф… Движенья сонно-благосклонны, глаза насмешливой мадонны и голос мягче эха арф…»

Светская львица и революция

15 pol 3

Мать двоих детей и супруга действительного статского советника Андрея Желябужского, любимица театральной публики, возлюбленная знаменитого фабриканта Саввы Морозова могла бы жить припеваючи, ни в чем себе не отказывая. Однако М. Андреева увлеклась идеями Маркса и российских социалистов-идеалистов, студентов, разночинцев и прочей либерально настроенной публики. Поэтому взялась бескорыстно помогать Ленину и его соратникам.

В апреле 1900-го на гастролях МХТ с чеховской «Чайкой» в Севастополе сам Антон Павлович познакомил ее с Горьким. Вскоре актриса и буревестник революции стали жить гражданским браком, хотя оба имели официальных супругов. Причем Андреева в 1904-м, на год раньше Алексея Максимовича, вступила в РСДРП и получила от Ленина кличку Товарищ Феномен за удивительную способность добывать деньги на нужды партии из бездонного кошелька щедрого Саввы Морозова.

Завистники и злопыхатели злорадно обсуждали ее роман с меценатом, дарившим пассии огромные деньги то на строительство театра, то на помощь делу революции, то на другие причуды. Практичность уживалась в ней с экстравагантностью, рассудительность — со взрывным темпераментом.

Всё это прекрасно знал Репин, постаравшийся перенести на холст свое восхищение элегантной дамой. На ней — черное платье, на первый взгляд скромное, однако явно сшитое из дорогой ткани. Мэтр искусно прописал каждую его складку. Белые манжеты делают одежду похожей на монашескую, но богато украшенная широкополая шляпка вычурной формы рассеивает ощущение бесплотности героини.

Темные, выразительные и страстные глаза смотрят немного насмешливо, в них читаются ум и скрытая сила. На заднем фоне — сад, а яркая зелень на деревьях контрастирует и подчеркивает статную фигуру модели, сидящей в дорогом кресле из красного дерева.

Роман с горчинкой

Жизнь Марии Федоровны до революции напоминала увлекательный приключенческий роман, на сцене ей доставались выигрышные роли, а в ее судьбе много значили знаменитые и харизматичные мужчины. С. Морозов выполнял любой каприз пассии. Как член правления МХТ он продвигал Машеньку-актрису и оплачивал огромные долги театра, выделил для строительства нового здания в Камергерском переулке огромные по тем временам 300 тыс. рублей и лично следил, как оно продвигается.

В это время Мария распространяла нелегальную литературу, прятала у себя партийцев-подпольщиков. Возможно, роман Андреевой с Морозовым был изначально инспирирован Лениным и Красиным с целью раскрутить Савву на деньги.

Щедрый меценат и впрямь за несколько лет передал большевикам около полумиллиона рублей, финансировал газеты «Искра», «Новая жизнь» и «Борьба», тайно провозил нелегальную литературу. Да еще и прятал у себя на фабрике и в имении большевиков Николая Баумана и Леонида Красина. Последний, как предполагается, тоже был любовником Марии Федоровны.

15 pol1 2Но Горького, наверное, она по-настоящему любила, пожертвовав ради него своей репутацией. Савва разочаровался и в ней, и в большевиках, и в буревестнике революции. Был найден застреленным в отеле в Каннах в мае 1905-го.

Андреева с Горьким пережили многое, ездили в Америку, на Капри, в Лондон и Париж, не раз встречались за границей с Лениным. Союз с писателем, называвшим ее «мой прекрасный друг», оказался на удивление долгим и гармоничным, однако в итоге распался, когда в 1919-м у стареющего классика появилась новая возлюбленная — 27-летняя секретарша.

Мария Федоровна всю оставшуюся жизнь верой и правдой служила советской власти на разных должностях, даже руководила Московским домом ученых. Она скончалась в 85 лет, похоронена на Новодевичьем кладбище.

Справочно

Картина: «Портрет М. Ф. Андреевой», художник И. Репин, 1905-й, холст, масло. 134 х 85 см.

Где находится: Национальный художественный музей Беларуси, зал русского искусства.

Приобретена: у И. М. Москвина в 1962 году.

Еще материалы рубрики:

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. «Неравный брак»: откуда в Минске знаменитое полотно из Третьяковки

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Вы узнаете ее из тысячи: «Портрет неизвестной с цветами и фруктами»

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Почему полотно «Минск 3 июля 1944 года» сравнивали с работами Сурикова и Репина

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Делегация Мурманской области возложила венок к монументу Победы

Делегация во главе с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом возложила венок к монументу Победы 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 12 kopiya

Сопровождала делегацию первый заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич.

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 09 kopiya

Память о тех людях, что защитили, спасли Родину, живет в наших сердцах. Именно на ней воспитывается нынешнее поколение. В Мурманске есть мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны», который называется «Алёша». Наши белорусские братья не раз побывали там и почтили память героев, —сказал А. Чибис. — Мы братские народы, мы едины. Чтим эту память, и благодаря ей молодежь получает правильные посылы. Нет сомнений: она готова в любой момент защитить свою страну.

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 02 kopiya

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 03 kopiya

А. Чибис также отметил, что для него большая честь сегодня быть здесь, в Беларуси, у Вечного огня, и почтить память всех защитников, воинов Красной армии СССР.

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 10 kopiya

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 16 kopiya

Вечная память героям. Важно, чтобы будущие поколения продолжали воспитываться на этих ценностях, — подчеркнул губернатор Мурманской области.

Депутаты Мингорсовета утвердили Концепцию развития велосипедного движения до 2030 г.

Концепцию развития велосипедного движения в столице до 2030 года утвердили на 7-й внеочередной сессии Минского городского Совета депутатов 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости». 

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 511 kopiya

Необходимость принятия нового решения обусловлена развитием велодвижения, а также актуализацией данных и планов по его дальнейшему развитию, — пояснил начальник главного управления спорта и туризма Мингорисполкома Максим Воропай. — Реализация концепции будет способствовать обеспечению открытости, безопасности и экологической устойчивости города, интенсивному развитию велосипедной инфраструктуры, предназначенной для повышения физической активности населения, расширит возможность беспрепятственных передвижений населения с использованием велосипедов.

М. Воропай рассказал, что велосипед в столице в основном применяется как средство для отдыха и физической культуры, при этом его использование носит сезонный характер. К 2024 году протяженность велодорожек столицы составила более 293 км, из них магистральной велодорожки — 27 км, велодорожки на проезжей части — 2,1 км, обособленных и совмещенных (адаптированных) дорожек — более 264 км. Для велосипедистов в Минске установлено 5 852 светофора, создано 1 650 велопарковок, 5 навесов, 82 велогаража и 72 велобокса. В каждом районе столицы разработаны велопешеходные туристические маршруты общей протяженностью около 70 км.

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 974 kopiya

Основными же проблемами развития велосипедного движения остаются отсутствие необходимой протяженности велосипедных путей и их соединения в единую сеть, а также несоответствие требованиям качества дорожного покрытия и бортовых камней проезжей части, недостаток технических средств организации велосипедного движения, — уточнил М. Воропай.

В числе основных направлений развития велосипедного движения в столице значатся создание сети велосипедных коммуникаций, ее привязка и инфраструктуры к проектам строительства, реконструкции и капитального ремонта улично-дорожной сети.

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 946 kopiya

К 2030 году в Минске должно быть создано до 380 километров основных велосипедных путей в виде обособленных велодорожек и адаптированных для велодвижения тротуаров, — подчеркнул М. Воропай.

Кроме этого, политика по развитию велосипедного движения в Минске предполагает и такие меры, как создание более усовершенствованных конструкций велосипедов, организацию в учреждениях образования системы обучения несовершеннолетних безопасному поведению при движении на велосипеде по общедоступной сети улиц и автомобильных дорог, организацию дополнительной подготовки велосипедистов, достигших совершеннолетнего возраста, обеспечение непрерывной безбарьерной среды (отсутствие препятствий для движения и обеспечение надлежащего качества дорожного покрытия по маршрутам велосипедного движения).

Проведение таких мероприятий, как «День без автомобиля», «Першы ровар», «В школу на велосипеде», способствует закреплению у граждан положительного стереотипа об использовании в дорожном движении велосипедов, а у велосипедистов — модели безопасного поведения на дорогах, — дополнил М. Воропай.

Справочно

Принятое в 2011 году решение Мингорсовета «Об утверждении Концепции обеспечения системы велосипедного движения в г. Минске» признано утратившим силу.

Фото Ирины Малиновской