ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Ленин называл героиню этого портрета «Товарищ Феномен»
«Художник изображает на картине только те лица, которые сами просятся на холст». Яркое тому подтверждение — портрет актрисы Марии Андреевой кисти Ильи Репина из экспозиции Национального художественного музея. О произведении — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Ее признавали одной из самых эффектных женщин России начала ХХ века, она вдохновляла писателей и художников, блистала на сцене и помогала делать революцию.
Актриса, роковая красавица, отчасти авантюристка, партийный деятель Мария Андреева, урожденная Юрковская, была натурой незаурядной. Догадаться об этом несложно. Достаточно вглядеться в портрет, написанный Репиным. Эта работа — жемчужина художественного музея Беларуси.
Глаза насмешливой мадонны
Имя знаменитого русского художника едва ли не у любого школьника ассоциируется с полотнами «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный убивает своего сына», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии» и так далее. Меж тем Илья Ефимович — замечательный портретист. Он писал: «Художник изображает на картине только те лица, которые сами просятся на холст. Это очень тонкая вещь, и ее невозможно объяснить никакой теорией».
Репин знал Машу, появившуюся на свет в 1868-м в Санкт-Петербурге в семье главного режиссера Александринского театра Федора Федорова-Юрковского и актрисы Марии Юрковской, с детства. Ее родители — выходцы из обедневших дворян. Дочь окончила гимназию и драматическую школу, училась в консерватории.
Илья Ефимович рисовал прелестную девочку с рыжевато-каштановыми волосами и в 8, и в 10, и в 12 лет. А когда ей исполнилось 15, грациозная барышня позировала для иллюстраций мэтра к «Каменному гостю» Пушкина, изображая донну Анну.
Некоторые исследователи считают, что юная Машенька могла послужить прототипом двух героинь Алексея Толстого — Мальвины и Даши Телегиной из «Хождений по мукам». Ее черты приписывают некоторым женским образам Максима Горького.
В 1905-м, когда Репин в своем имении Пенаты в финской Куоккале вызвался писать ее портрет маслом, Андреева была уже зрелой дамой, популярной актрисой Московского художественного театра. Лев Толстой утверждал: Мария Федоровна не только актриса чудесная, но и человек превосходный. А поэт Саша Черный адресовал ей свою «Почтительную акварель» со строками: «Из взбитых сливок нежный шарф… Движенья сонно-благосклонны, глаза насмешливой мадонны и голос мягче эха арф…»
Светская львица и революция
Мать двоих детей и супруга действительного статского советника Андрея Желябужского, любимица театральной публики, возлюбленная знаменитого фабриканта Саввы Морозова могла бы жить припеваючи, ни в чем себе не отказывая. Однако М. Андреева увлеклась идеями Маркса и российских социалистов-идеалистов, студентов, разночинцев и прочей либерально настроенной публики. Поэтому взялась бескорыстно помогать Ленину и его соратникам.
В апреле 1900-го на гастролях МХТ с чеховской «Чайкой» в Севастополе сам Антон Павлович познакомил ее с Горьким. Вскоре актриса и буревестник революции стали жить гражданским браком, хотя оба имели официальных супругов. Причем Андреева в 1904-м, на год раньше Алексея Максимовича, вступила в РСДРП и получила от Ленина кличку Товарищ Феномен за удивительную способность добывать деньги на нужды партии из бездонного кошелька щедрого Саввы Морозова.
Завистники и злопыхатели злорадно обсуждали ее роман с меценатом, дарившим пассии огромные деньги то на строительство театра, то на помощь делу революции, то на другие причуды. Практичность уживалась в ней с экстравагантностью, рассудительность — со взрывным темпераментом.
Всё это прекрасно знал Репин, постаравшийся перенести на холст свое восхищение элегантной дамой. На ней — черное платье, на первый взгляд скромное, однако явно сшитое из дорогой ткани. Мэтр искусно прописал каждую его складку. Белые манжеты делают одежду похожей на монашескую, но богато украшенная широкополая шляпка вычурной формы рассеивает ощущение бесплотности героини.
Темные, выразительные и страстные глаза смотрят немного насмешливо, в них читаются ум и скрытая сила. На заднем фоне — сад, а яркая зелень на деревьях контрастирует и подчеркивает статную фигуру модели, сидящей в дорогом кресле из красного дерева.
Роман с горчинкой
Жизнь Марии Федоровны до революции напоминала увлекательный приключенческий роман, на сцене ей доставались выигрышные роли, а в ее судьбе много значили знаменитые и харизматичные мужчины. С. Морозов выполнял любой каприз пассии. Как член правления МХТ он продвигал Машеньку-актрису и оплачивал огромные долги театра, выделил для строительства нового здания в Камергерском переулке огромные по тем временам 300 тыс. рублей и лично следил, как оно продвигается.
В это время Мария распространяла нелегальную литературу, прятала у себя партийцев-подпольщиков. Возможно, роман Андреевой с Морозовым был изначально инспирирован Лениным и Красиным с целью раскрутить Савву на деньги.
Щедрый меценат и впрямь за несколько лет передал большевикам около полумиллиона рублей, финансировал газеты «Искра», «Новая жизнь» и «Борьба», тайно провозил нелегальную литературу. Да еще и прятал у себя на фабрике и в имении большевиков Николая Баумана и Леонида Красина. Последний, как предполагается, тоже был любовником Марии Федоровны.
Но Горького, наверное, она по-настоящему любила, пожертвовав ради него своей репутацией. Савва разочаровался и в ней, и в большевиках, и в буревестнике революции. Был найден застреленным в отеле в Каннах в мае 1905-го.
Андреева с Горьким пережили многое, ездили в Америку, на Капри, в Лондон и Париж, не раз встречались за границей с Лениным. Союз с писателем, называвшим ее «мой прекрасный друг», оказался на удивление долгим и гармоничным, однако в итоге распался, когда в 1919-м у стареющего классика появилась новая возлюбленная — 27-летняя секретарша.
Мария Федоровна всю оставшуюся жизнь верой и правдой служила советской власти на разных должностях, даже руководила Московским домом ученых. Она скончалась в 85 лет, похоронена на Новодевичьем кладбище.
Справочно
Картина: «Портрет М. Ф. Андреевой», художник И. Репин, 1905-й, холст, масло. 134 х 85 см.
Где находится: Национальный художественный музей Беларуси, зал русского искусства.
Приобретена: у И. М. Москвина в 1962 году.
Еще материалы рубрики:
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. «Неравный брак»: откуда в Минске знаменитое полотно из Третьяковки
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Вы узнаете ее из тысячи: «Портрет неизвестной с цветами и фруктами»