ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Не Питер, но Пэн. Творческий путь знаменитого художника
Стал «заслуженным еврейским художником», прославил Витебск, учил Шагала и Азгура, не продавал свои картины и погиб при детективных обстоятельствах. О жизни знаменитого художника — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Подмастерье маляра
Есть сведения, что когда в начале ХХ века в Витебск наведался император Николай II, губернатор представлял ему выдающихся деятелей губернии — чиновников, генералов, богатейших купцов. Но их именами не ограничился.
— А это, Ваше Величество, Иегуда Пэн, самый знаменитый художник здешних краев, — почтительно доложил чиновник. — Один из лучших в России. Так даже Репин говорит. А еще господин Пэн 10 лет назад открыл у нас первую в городе художественную школу…
Будущий наставник Марка Шагала, Заира Азгура и других мастеров кисти и резца родился в 1854 году в литовском городке Новоалександровске (ныне Зарасай) в бедной еврейской семье. Отец Пэна умер, когда малышу было 4 года. Юдель, как полагалось, сначала учился в хедере — еврейской начальной школе, а затем продолжил обучение при синагоге.
Мальчик уже тогда удивлял окружающих и огорчал матушку обнаруженной тягой к рисованию. Еще бы, по закону Моисея ремесло художника считалось предосудительным, Тора запрещала изображать живые существа.
Шло время, и в 13 лет Юдель уехал в Двинск (нынешний Даугавпилс), где стал подмастерьем у маляра. Старательно красил стены и потолки, потом удостоился чести рисовать вывески. И не оставлял своего основного увлечения, делая наброски с натуры, перерисовывая иллюстрации из книг.
Всё бы ничего, однако хозяин Пэна оказался ревностным хасидом. Через несколько лет он увидел рисунки парня и пригрозил выгнать его. Юдель ушел сам. На свой страх и риск поехал в Санкт-Петербург, хотя согласно положению о черте оседлости не должен был там появляться. Но он решился поступать в Академию художеств, зная, что там сквозь пальцы смотрят на национальность абитуриента.
Учитель Шагала
На экзаменах 25-летний соискатель провалился, так как практически не говорил по-русски. Но духом не пал, тайно жил в столице еще год, учил язык и общие науки и в следующем, 1880-м все-таки поступил на курс известного русского живописца и педагога Павла Чистякова.
Получив образование, Пэн вернулся на родину, затем переехал в Ригу, где познакомился с бароном Корфом, пригласившим его на работу в свое имение Крейцбург. Там, вероятно, будущий художник встречался с Репиным и задержался почти на 5 лет. А в 1892-м, перебравшись в Витебск, осуществил свою мечту, открыв частную «Школу живописи Пэна» — по сути, первое в России еврейское художественное училище, где обучался и Шагал. Оно просуществовало до 1918 года.
Именно тогда, после революции, в Витебск вернулся Марк Шагал с мандатом уполномоченного по делам искусств. Честолюбивый комиссар-художник организовал Витебское народное художественное училище (ВНХУ), куда пригласил преподавать своего учителя, а в 1919-м и неуемного Казимира Малевича, о чем потом горько пожалел. Но это уже отдельная история.
Пэн же занялся преподавательской деятельностью с удвоенным рвением и даже успел поработать проректором по учебной части ВНХУ. Однако после прихода нового директора и реорганизации училища в техникум расстался с должностью и устроился преподавателем рисования в механическом техникуме, еле сводя концы с концами, а с несколькими учениками занимался в своей мастерской частным образом. При этом, на удивление, упорно отвергал предложения о продаже картин и отказал даже Третьяковской галерее.
В 1927-м, по случаю 30-летия творческой деятельности, Юделю Пэну было присуждено звание «Заслуженный еврейский художник». По мнению специалистов, этот портретист и колорист большую часть жизни вдохновенно писал этнографическую поэму, посвященную жизни и быту членов иудейской общины Витебска.
На его полотнах запечатлены булочники и нищие, строители, раввины, сапожники, показаны их ежедневный труд и житейская мудрость. В Национальном художественном музее хранится около 50 живописных и графических работ Юделя Пэна, а в белорусском зале соседствуют «Портрет Марка Шагала» и «Домик с козочкой».
Одинокий реалист
Работы Пэна часто наполнены большим количеством конкретных бытовых примет. Вот и в «Домике с козочкой» вполне узнаваем реальный мотив уголка окраины Витебска с его заброшенными деревянными домиками, на картине слегка утрированными, вместе с животными, обязательными обитателями белорусского городка.
— Эта сравнительно небольшая картина, написанная маслом на картоне, является этюдом к большому жанровому портрету «Сват», датированному 1926 годом, который хранится в Витебском художественном музее, — рассказывает искусствовед Ольга Архипова. — Очевидно, что Пэн, будучи выпускником Петербургской академии, искусно владеет реалистическим методом, очень внимателен к деталям, прекрасно справляется с колористической задачей. И даже в пейзаже предельно точен и верен себе.
Мы видим как бы этнографическую зарисовку. Рядом с белорусским домиком — поросенок, около еврейского — козочка, слегка деформированные домики, что было характерно для Витебска того времени с его в основном одноэтажной деревянной застройкой.
Что касается «Домика с козочкой», перед началом войны в Саратовском художественном музее проходила выставка белорусских художников — Пэна, Кругера и Альперовича. Вывезти назад картины не успели. А когда появилась возможность, часть этих работ в 1943 году была реэвакуирована и возвращена в коллекцию нашего музея.
Последние годы жизни художник провел в одиночестве. Он практически не брал учеников, но продолжал работать, поддерживал обширную переписку со своими выпускниками. Его, по воспоминаниям современников, любили и уважали горожане Витебска.
Юдель Пэн трагически погиб в своем доме в 83 года, обстоятельства смерти так и остались тайной. Выдвинутые версии сродни сюжетам для жутких детективных историй. По одной из них, престарелый художник собирался жениться на юной красавице и был убит ее родственниками. По другой — он вроде бы писал портреты в жанре ню знатных горожанок и ему отомстил один из разгневанных мужей… Мастер похоронен в Витебске на Старо-Семёновском кладбище. Узнав о смерти учителя, Шагал якобы сказал, что его с родиной больше ничего не связывает.
Справочно
Обстоятельства гибели художника так и остались нераскрытыми.
Подготовил Владимир Петров
Еще материалы рубрики:
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Современники называли его рыцарем красоты: Василий Поленов
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Константин Маковский и его полотно, от которого бросает в дрожь
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Рассказываем о судьбе музы и спутницы жизни Михаила Врубеля
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Ленин называл героиню этого портрета «Товарищ Феномен»
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. «Неравный брак»: откуда в Минске знаменитое полотно из Третьяковки
Смотрите также: