ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. «Неравный брак»: откуда в Минске знаменитое полотно из Третьяковки
Откуда в Минске картина Василия Пукирева «Неравный брак», удивится завсегдатай Третьяковки. Меж тем удивляться нечему. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Блистательные «близнецы»
Обе картины практически идентичны, за исключением малозаметных деталей и цветовой гаммы, похожи, словно сестры-близнецы. При этом более поздний, минский вариант, созданный в 1875 году (первоначальный датирован 1962-м), не просто так называемый список. Он вполне самодостаточен, написан мастерски, а о причинах, побудивших живописца вторично вступить в ту же реку, можно лишь догадываться.
Вполне вероятно, мэтру очень понадобились деньги, а такой же шедевр захотелось иметь у себя щедрому меценату. Как бы то ни было, сегодня «Неравный брак», приобретенный у семьи циркачей Дуровых после войны стараниями директора Национального художественного музея Елены Аладовой, считается одной из жемчужин минской галереи.
…В тесноватом и полутемном пространстве церкви падающим, вероятно, из окна светом выхвачены три колоритные фигуры на переднем плане, за ними толпятся приглашенные участники церемонии. Венчается раб Божий имярек рабе Божией такой-то! В центре композиции престарелый чиновник во фраке с орденом, богатый, знатный, плешивый и малосимпатичный, держащий в левой руке свечу и искоса с брезгливым видом поглядывающий на юную невесту в блестящем подвенечном платье и фате.
Очаровательная девушка бледна, покорно потупила заплаканные глаза и протягивает изящную ручку священнику с бородкой и в золоченой ризе, готовому надеть на палец красавицы кольцо и связать узами брака с будущим владельцем ее души и тела, которому по возрасту она годится во внучки. Ситуация стара как мир: бесприданницу, возможно, сироту, по сути, продают, словно рабыню, бесстрастно покупающему невинность и красоту богатому сластолюбцу.
За спиной невесты, скрестив руки, в упор и с неприязнью рассматривает профиль ее «избранника сердца» молодой темноволосый красавец с бородкой, похоже, шафер или же отвергнутый поклонник. Если сравнить его лицо и прическу с автопортретом Пукирева, сходство обнаружится несомненное.
Загадка Варенцовых
Одна из версий гласит, что эта история автобиографическая. В 2002 году Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок, сделанный Владимиром Суховым в 1907-м и подписанный: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».
Вывод, казалось бы, готов: молодой В. Пукирев влюбился в юную Прасковью, выданную замуж за богатого купца, послужившего прообразом старика на картине. Она пережила старого мужа, но, раз уж последний портрет ее сделан в богадельне, значит, счастья и богатства брак ей не принес.
Однако с картиной связана и не менее любопытная история, где фигурирует та же фамилия. В Третьяковке хранится и эскиз к картине «Неравный брак». На нем за спиной невесты также стоит сурового вида мужчина со скрещенными руками. Но это совсем другой человек, предположительно друг В. Пукирева Сергей Варенцов!
Последний был влюблен в Софью Рыбникову, но она предпочла другого. Возлюбленная Сергея в итоге вышла замуж за некоего Андрея Карзинкина. Тот был действительно богаче Варенцова и старше невесты, но не настолько, чтобы стать реальным прототипом картины, разница в возрасте составляла 13 лет. А сам Варенцов еще и не смог отказаться от «чести» быть шафером на свадьбе и, по этой версии, изображен позади невесты.
Прошло время, страсти улеглись, он собрался жениться на другой. Обнаружив, что верный друг чуть было не увековечил его прежние страдания по неразделенной любви, устроил грандиозный скандал. В результате В. Пукирев сохранил название и сюжет картины, но видоизменил ее. Поскольку травма друга уже поросла быльем, а у него самого произошла подобная история, художник написал за спиной молодой невесты себя.
Эта версия выглядит убедительнее, да и С. Рыбникова, как выяснилось, вступила отнюдь не в «неравный», а, напротив, в очень счастливый брак. У них родились трое детей, и всю жизнь они с А. Карзинкиным прожили в любви и согласии.
Относительно же образа престарелого жениха исследователи склоняются к тому, что он получился собирательным.
Короткий, но блестящий след
…Выходец из крестьянской семьи Василий Владимирович Пукирев родился в небольшом селе в Тульской губернии 13 декабря 1832 года. Некоторое время якобы учился у иконописца в Могилеве, во второй половине 1840-х годов попал в Белокаменную и в 15 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где продемонстрировал незаурядные успехи и получил степень учителя рисования в гимназиях.
В 26 лет Пукирев закончил обучение. Всё это время он преподавал, выполнял заказные и конкурсные работы и, живя в казенном общежитии, создал немало интересных жанровых картин: «В мастерской художника», «Несостоявшийся брак», «Сбор недоимок» и другие.
Его творчество получило высокую оценку у мэтров, даже у самого Карла Брюллова. Василий Владимирович писал портреты на заказ, вместе с Алексеем Саврасовым («Грачи прилетели») выпустил учебное пособие «Курс рисования». Пукирев отдал дань и иконописи, расписывая московские и губернские храмы. Однако для широкого круга зрителей, пожалуй, так и остался художником одной картины.
Это, конечно, несправедливо. Тем не менее именно за «Неравный брак» Императорская Академия художеств единогласно присудила Пукиреву звание профессора живописи народных сцен. Многое в этой работе оказалось необычным и непривычным: идея, экспрессия, слишком большой для бытового сюжета размер. Резонанс от ее появления был такой, что вынудил многих пожилых влиятельных мужей отказаться от идеи жениться на молоденькой.
Однако других подобных шедевров художнику создать не удалось. В 1873 году он отошел от преподавательской деятельности по состоянию здоровья. Продолжал заниматься живописью, но работы успеха не имели, и его материальное положение дошло до отчаянного.
Он так и не обзавелся семьей, удача отвернулась, работы не находили покупателя. Пукирев запил, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на скромную пенсию и подачки друзей. Последние годы жизни живописец провел в нищете и безвестности, уповая на с трудом выпрошенную для него скромную пенсию. Он покинул наш мир в 58 лет, 1 июня 1890 года, оставив в нем «короткий, но блестящий след», и упокоился в Москве на Ваганьковском кладбище.
Еще материалы рубрики:
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Вы узнаете ее из тысячи: «Портрет неизвестной с цветами и фруктами»