1200 90

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. «Неравный брак»: откуда в Минске знаменитое полотно из Третьяковки

Откуда в Минске картина Василия Пукирева «Неравный брак», удивится завсегдатай Третьяковки. Меж тем удивляться нечему. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

ramk492

Картина: «Неравный брак», художник В. Пукирев, 1875 год, холст, масло, 175х139 см. Где находится: Национальный художественный музей Беларуси, зал русского искусства. Приобретена: у А. Дуровой в 1949-м

Блистательные «близнецы»

Обе картины практически идентичны, за исключением малозаметных деталей и цветовой гаммы, похожи, словно сестры-близнецы. При этом более поздний, минский вариант, созданный в 1875 году (первоначальный датирован 1962-м), не просто так называемый список. Он вполне самодостаточен, написан мастерски, а о причинах, побудивших живописца вторично вступить в ту же реку, можно лишь догадываться.

Вполне вероятно, мэтру очень понадобились деньги, а такой же шедевр захотелось иметь у себя щедрому меценату. Как бы то ни было, сегодня «Неравный брак», приобретенный у семьи циркачей Дуровых после войны стараниями директора Национального художественного музея Елены Аладовой, считается одной из жемчужин минской галереи.

…В тесноватом и полутемном пространстве церкви падающим, вероятно, из окна светом выхвачены три колоритные фигуры на переднем плане, за ними толпятся приглашенные участники церемонии. Венчается раб Божий имярек рабе Божией такой-то! В центре композиции престарелый чиновник во фраке с орденом, богатый, знатный, плешивый и малосимпатичный, держащий в левой руке свечу и искоса с брезгливым видом поглядывающий на юную невесту в блестящем подвенечном платье и фате.

Очаровательная девушка бледна, покорно потупила заплаканные глаза и протягивает изящную ручку священнику с бородкой и в золоченой ризе, готовому надеть на палец красавицы кольцо и связать узами брака с будущим владельцем ее души и тела, которому по возрасту она годится во внучки. Ситуация стара как мир: бесприданницу, возможно, сироту, по сути, продают, словно рабыню, бесстрастно покупающему невинность и красоту богатому сластолюбцу.

За спиной невесты, скрестив руки, в упор и с неприязнью рассматривает профиль ее «избранника сердца» молодой темноволосый красавец с бородкой, похоже, шафер или же отвергнутый поклонник. Если сравнить его лицо и прическу с автопортретом Пукирева, сходство обнаружится несомненное.

Загадка Варенцовых

Одна из версий гласит, что эта история автобиографическая. В 2002 году Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок, сделанный Владимиром Суховым в 1907-м и подписанный: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».

Вывод, казалось бы, готов: молодой В. Пукирев влюбился в юную Прасковью, выданную замуж за богатого купца, послужившего прообразом старика на картине. Она пережила старого мужа, но, раз уж последний портрет ее сделан в богадельне, значит, счастья и богатства брак ей не принес.

Однако с картиной связана и не менее любопытная история, где фигурирует та же фамилия. В Третьяковке хранится и эскиз к картине «Неравный брак». На нем за спиной невесты также стоит сурового вида мужчина со скрещенными руками. Но это совсем другой человек, предположительно друг В. Пукирева Сергей Варенцов!

Последний был влюблен в Софью Рыбникову, но она предпочла другого. Возлюбленная Сергея в итоге вышла замуж за некоего Андрея Карзинкина. Тот был действительно богаче Варенцова и старше невесты, но не настолько, чтобы стать реальным прототипом картины, разница в возрасте составляла 13 лет. А сам Варенцов еще и не смог отказаться от «чести» быть шафером на свадьбе и, по этой версии, изображен позади невесты.

Прошло время, страсти улеглись, он собрался жениться на другой. Обнаружив, что верный друг чуть было не увековечил его прежние страдания по неразделенной любви, устроил грандиозный скандал. В результате В. Пукирев сохранил название и сюжет картины, но видоизменил ее. Поскольку травма друга уже поросла быльем, а у него самого произошла подобная история, художник написал за спиной молодой невесты себя.

Эта версия выглядит убедительнее, да и С. Рыбникова, как выяснилось, вступила отнюдь не в «неравный», а, напротив, в очень счастливый брак. У них родились трое детей, и всю жизнь они с А. Карзинкиным прожили в любви и согласии.

Относительно же образа престарелого жениха исследователи склоняются к тому, что он получился собирательным.

pukirev

Короткий, но блестящий след

…Выходец из крестьянской семьи Василий Владимирович Пукирев родился в небольшом селе в Тульской губернии 13 декабря 1832 года. Некоторое время якобы учился у иконописца в Могилеве, во второй половине 1840-х годов попал в Белокаменную и в 15 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где продемонстрировал незаурядные успехи и получил степень учителя рисования в гимназиях.

В 26 лет Пукирев закончил обучение. Всё это время он преподавал, выполнял заказные и конкурсные работы и, живя в казенном общежитии, создал немало интересных жанровых картин: «В мастерской художника», «Несостоявшийся брак», «Сбор недоимок» и другие.

Его творчество получило высокую оценку у мэтров, даже у самого Карла Брюллова. Василий Владимирович писал портреты на заказ, вместе с Алексеем Саврасовым («Грачи прилетели») выпустил учебное пособие «Курс рисования». Пукирев отдал дань и иконописи, расписывая московские и губернские храмы. Однако для широкого круга зрителей, пожалуй, так и остался художником одной картины.

Это, конечно, несправедливо. Тем не менее именно за «Неравный брак» Императорская Академия художеств единогласно присудила Пукиреву звание профессора живописи народных сцен. Многое в этой работе оказалось необычным и непривычным: идея, экспрессия, слишком большой для бытового сюжета размер. Резонанс от ее появления был такой, что вынудил многих пожилых влиятельных мужей отказаться от идеи жениться на молоденькой.

Однако других подобных шедевров художнику создать не удалось. В 1873 году он отошел от преподавательской деятельности по состоянию здоровья. Продолжал заниматься живописью, но работы успеха не имели, и его материальное положение дошло до отчаянного.

Он так и не обзавелся семьей, удача отвернулась, работы не находили покупателя. Пукирев запил, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на скромную пенсию и подачки друзей. Последние годы жизни живописец провел в нищете и безвестности, уповая на с трудом выпрошенную для него скромную пенсию. Он покинул наш мир в 58 лет, 1 июня 1890 года, оставив в нем «короткий, но блестящий след», и упокоился в Москве на Ваганьковском кладбище.

Еще материалы рубрики:

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Вы узнаете ее из тысячи: «Портрет неизвестной с цветами и фруктами»

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Почему полотно «Минск 3 июля 1944 года» сравнивали с работами Сурикова и Репина

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Делегация Мурманской области возложила венок к монументу Победы

Делегация во главе с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом возложила венок к монументу Победы 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 12 kopiya

Сопровождала делегацию первый заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич.

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 09 kopiya

Память о тех людях, что защитили, спасли Родину, живет в наших сердцах. Именно на ней воспитывается нынешнее поколение. В Мурманске есть мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны», который называется «Алёша». Наши белорусские братья не раз побывали там и почтили память героев, —сказал А. Чибис. — Мы братские народы, мы едины. Чтим эту память, и благодаря ей молодежь получает правильные посылы. Нет сомнений: она готова в любой момент защитить свою страну.

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 02 kopiya

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 03 kopiya

А. Чибис также отметил, что для него большая честь сегодня быть здесь, в Беларуси, у Вечного огня, и почтить память всех защитников, воинов Красной армии СССР.

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 10 kopiya

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 16 kopiya

Вечная память героям. Важно, чтобы будущие поколения продолжали воспитываться на этих ценностях, — подчеркнул губернатор Мурманской области.

Фото Сергея Лукашова

Депутаты Мингорсовета утвердили Концепцию развития велосипедного движения до 2030 г.

Концепцию развития велосипедного движения в столице до 2030 года утвердили на 7-й внеочередной сессии Минского городского Совета депутатов 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости». 

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 511 kopiya

Необходимость принятия нового решения обусловлена развитием велодвижения, а также актуализацией данных и планов по его дальнейшему развитию, — пояснил начальник главного управления спорта и туризма Мингорисполкома Максим Воропай. — Реализация концепции будет способствовать обеспечению открытости, безопасности и экологической устойчивости города, интенсивному развитию велосипедной инфраструктуры, предназначенной для повышения физической активности населения, расширит возможность беспрепятственных передвижений населения с использованием велосипедов.

М. Воропай рассказал, что велосипед в столице в основном применяется как средство для отдыха и физической культуры, при этом его использование носит сезонный характер. К 2024 году протяженность велодорожек столицы составила более 293 км, из них магистральной велодорожки — 27 км, велодорожки на проезжей части — 2,1 км, обособленных и совмещенных (адаптированных) дорожек — более 264 км. Для велосипедистов в Минске установлено 5 852 светофора, создано 1 650 велопарковок, 5 навесов, 82 велогаража и 72 велобокса. В каждом районе столицы разработаны велопешеходные туристические маршруты общей протяженностью около 70 км.

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 974 kopiya

Основными же проблемами развития велосипедного движения остаются отсутствие необходимой протяженности велосипедных путей и их соединения в единую сеть, а также несоответствие требованиям качества дорожного покрытия и бортовых камней проезжей части, недостаток технических средств организации велосипедного движения, — уточнил М. Воропай.

В числе основных направлений развития велосипедного движения в столице значатся создание сети велосипедных коммуникаций, ее привязка и инфраструктуры к проектам строительства, реконструкции и капитального ремонта улично-дорожной сети.

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 946 kopiya

К 2030 году в Минске должно быть создано до 380 километров основных велосипедных путей в виде обособленных велодорожек и адаптированных для велодвижения тротуаров, — подчеркнул М. Воропай.

Кроме этого, политика по развитию велосипедного движения в Минске предполагает и такие меры, как создание более усовершенствованных конструкций велосипедов, организацию в учреждениях образования системы обучения несовершеннолетних безопасному поведению при движении на велосипеде по общедоступной сети улиц и автомобильных дорог, организацию дополнительной подготовки велосипедистов, достигших совершеннолетнего возраста, обеспечение непрерывной безбарьерной среды (отсутствие препятствий для движения и обеспечение надлежащего качества дорожного покрытия по маршрутам велосипедного движения).

Проведение таких мероприятий, как «День без автомобиля», «Першы ровар», «В школу на велосипеде», способствует закреплению у граждан положительного стереотипа об использовании в дорожном движении велосипедов, а у велосипедистов — модели безопасного поведения на дорогах, — дополнил М. Воропай.

Справочно

Принятое в 2011 году решение Мингорсовета «Об утверждении Концепции обеспечения системы велосипедного движения в г. Минске» признано утратившим силу.

Фото Ирины Малиновской