1200 90

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Рассказываем о судьбе музы и спутницы жизни Михаила Врубеля

«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов…» — напишет он из психиатрической больницы жене, завоевать сердце которой ему помог написанный им портрет. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Genzel i Gretel

Картина: «Гензель и Гретель», художник М. Врубель, 1896 год, холст, масло, 57 × 89 см. Где находится: Национальный художественный музей Республики Беларусь, зал русского искусства. Приобретена: у Н. П. Смирнова-Сокольского в 1964-м

Один из величайших русских живописцев рубежа XIX–XX веков Михаил Врубель вошел в историю отечественного и мирового искусства во многом благодаря мрачному и трагичному герою своей инфернальной эпопеи. «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный», множество рисунков с изображением поразившего его воображение «духа изгнанья», иллюстрации к одноименной поэме Лермонтова прославили художника.

Девочка из «Пряничного домика»

Впрочем, хрестоматийными считаются и его сказочные персонажи — «Царевна-лебедь», «Пан», «Шестикрылый серафим». В Национальном художественном музее Беларуси в зале русского искусства можно увидеть непривычно вытянутое (84 × 430 см) полотно «Садко». Под ним висит картина «Гензель и Гретель», тоже со сказочным подтекстом.

Vrubel 1897

Михаил Врубель

Сравнительно небольшая (57 × 89 см), с виду неброская, именно она стала для Врубеля судьбоносной. После переезда в 1889 году из Киева, где он работал над реставрацией церкви XII века, в Москву Михаила Александровича часто приглашали на роль театрального художника в Русской частной опере, организованной промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым. В 1895-м театр выехал на гастроли в Петербург, где готовилась премьера оперы Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель» по мотивам сказки братьев Гримм. Ее иногда называют «Пряничный домик».

Главные роли постановщики доверили двум молодым певицам. Партию мальчика Гензеля исполняла меццо-сопрано Татьяна Любатович, а неунывающей девочки Гретель — обладательница редчайшего лирико-колоратурного сопрано Надежда Забела. Будущая жена Врубеля…

На репетиции во время перерыва на сцену стремительно вбежал какой-то мужчина. Он бросился к отпрянувшей певице, поцеловал ей руку и воскликнул: «Прелестный голос!» Незнакомец был немолод, но выглядел импозантно, в его глазах светилось искреннее восхищение. Актрисе представили мужчину — это оказался театральный художник М. Врубель.

Как многие щедро одаренные люди, он был восприимчив не только к цветам, улавливая их тончайшие оттенки, но и к музыке, по-настоящему наслаждаясь чудесным пением Гретель в темном зале. А когда художник увидел ее рядом, очарование не рассеялось, перед ним стоял настоящий ангел во плоти. Глубокие темные глаза Надежды потом появятся на многих полотнах Врубеля. После той встречи в театре девушка стала его единственной музой. На следующий же день живописец предложил нарисовать обеих артисток в костюмах их героев.

Свадьба в Швейцарии

Добрую половину дня девушки позировали художнику, сразу показавшему серьезность своих намерений. Талантливый, порывистый и искренний господин тоже произвел на Надежду яркое впечатление. Ему исполнилось 40 лет, но ведь и ей не 18. Певица полушутливо обещала, что если картина удастся, то она выйдет за него замуж.

Н. Забеле было без малого 30, она оставалась одинокой и по меркам конца XIX века считалась старой девой. Девушка если и печалилась, то не показывала этого, решив посвятить жизнь оперному пению. Восторг публики какое-то время радовал ее, но в глубине души она мечтала встретить того, кто увидит в ней не только певицу.

Врубель полюбил Надежду сразу и откровенно восхищался ею. Окружающие не находили ее красивой, считая, что черты лица девушки не были правильными, а художник скорее влюбился в придуманный им образ. Но когда звучал ее чудный голос, он приходил в восторг: «Все певицы поют как птицы, а Надя — как человек!»

После премьеры оперы Забела привезла ухажера в дом Николая Ге, где жила тогда. Ее сестра, которая была замужем за сыном известного художника, заметила: «Надя как-то особенно моложава и интересна, и я сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которой ее окружал именно этот Врубель».

Правда, знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно, их смущала разница в возрасте (ему около 40 лет, ей — 28). Да и самой Надежде Ивановне было известно, что Врубель выпивает, очень легкомысленно относится к деньгам, а зарабатывает редко и случайно. Между тем сестра констатировала: «Врубель затеял картину «Гензель и Гретель», на которой изображал Надю и Любатович под видом детей. Надя мне сказала, что, если эта картина удастся, она согласится выйти замуж за Врубеля. А сделал он ей предложение, кажется, чуть не с первого раза, как только они познакомились».

Vrubel s zhenoj

М. Врубель с женой

Картина удалась. Через два месяца Надежда и Михаил обвенчались и сыграли свадьбу в Швейцарии. До последних дней певица была верной женой и светлым ангелом-хранителем, согревающим, вдохновляющим, спасающим от одиночества художника, которого считал гениальным сам Александр Блок.

Недолгое счастье

С тех пор образ молодой жены появлялся на многих картинах Врубеля. Он посещал все ее выступления, высоко оценивая артистическое мастерство певицы, создавал для супруги эскизы сценических костюмов, декорации к спектаклям. Они помогали друг другу в работе, вместе ездили на гастроли и ходили на выставки.

Увы, счастье продлилось недолго. Михаила Александровича сразила тяжелая психическая и телесная болезнь, жене пришлось поместить его в клинику для душевнобольных. Недуг не мешал творчеству, художник продолжал писать картины, портреты на заказ, в периоды ремиссий возвращался домой, получил звание академика живописи.

Но и этот успех не затянулся. Врубель начал стремительно терять зрение. Потом он ослеп и несколько лет провел в больницах, почти на ощупь рисуя жену. Умер в апреле 1910-го.

Похоронив мужа, вдова лишилась своего единственного светоча и пережила его ненадолго. Спустя три года после концерта с ней случился удар. Надежда Забела-Врубель скончалась 20 июня 1913-го, ей было 45 лет. Похоронили ее рядом с Михаилом Александровичем.

Подготовил Владимир Петров, фото из архива

Еще материалы рубрики:

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Ленин называл героиню этого портрета «Товарищ Феномен»

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. «Неравный брак»: откуда в Минске знаменитое полотно из Третьяковки

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Вы узнаете ее из тысячи: «Портрет неизвестной с цветами и фруктами»

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Почему полотно «Минск 3 июля 1944 года» сравнивали с работами Сурикова и Репина

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Депутаты Мингорсовета утвердили Концепцию развития велосипедного движения до 2030 г.

Концепцию развития велосипедного движения в столице до 2030 года утвердили на 7-й внеочередной сессии Минского городского Совета депутатов 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости». 

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 511 kopiya

Необходимость принятия нового решения обусловлена развитием велодвижения, а также актуализацией данных и планов по его дальнейшему развитию, — пояснил начальник главного управления спорта и туризма Мингорисполкома Максим Воропай. — Реализация концепции будет способствовать обеспечению открытости, безопасности и экологической устойчивости города, интенсивному развитию велосипедной инфраструктуры, предназначенной для повышения физической активности населения, расширит возможность беспрепятственных передвижений населения с использованием велосипедов.

М. Воропай рассказал, что велосипед в столице в основном применяется как средство для отдыха и физической культуры, при этом его использование носит сезонный характер. К 2024 году протяженность велодорожек столицы составила более 293 км, из них магистральной велодорожки — 27 км, велодорожки на проезжей части — 2,1 км, обособленных и совмещенных (адаптированных) дорожек — более 264 км. Для велосипедистов в Минске установлено 5 852 светофора, создано 1 650 велопарковок, 5 навесов, 82 велогаража и 72 велобокса. В каждом районе столицы разработаны велопешеходные туристические маршруты общей протяженностью около 70 км.

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 974 kopiya

Основными же проблемами развития велосипедного движения остаются отсутствие необходимой протяженности велосипедных путей и их соединения в единую сеть, а также несоответствие требованиям качества дорожного покрытия и бортовых камней проезжей части, недостаток технических средств организации велосипедного движения, — уточнил М. Воропай.

В числе основных направлений развития велосипедного движения в столице значатся создание сети велосипедных коммуникаций, ее привязка и инфраструктуры к проектам строительства, реконструкции и капитального ремонта улично-дорожной сети.

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 946 kopiya

К 2030 году в Минске должно быть создано до 380 километров основных велосипедных путей в виде обособленных велодорожек и адаптированных для велодвижения тротуаров, — подчеркнул М. Воропай.

Кроме этого, политика по развитию велосипедного движения в Минске предполагает и такие меры, как создание более усовершенствованных конструкций велосипедов, организацию в учреждениях образования системы обучения несовершеннолетних безопасному поведению при движении на велосипеде по общедоступной сети улиц и автомобильных дорог, организацию дополнительной подготовки велосипедистов, достигших совершеннолетнего возраста, обеспечение непрерывной безбарьерной среды (отсутствие препятствий для движения и обеспечение надлежащего качества дорожного покрытия по маршрутам велосипедного движения).

Проведение таких мероприятий, как «День без автомобиля», «Першы ровар», «В школу на велосипеде», способствует закреплению у граждан положительного стереотипа об использовании в дорожном движении велосипедов, а у велосипедистов — модели безопасного поведения на дорогах, — дополнил М. Воропай.

Справочно

Принятое в 2011 году решение Мингорсовета «Об утверждении Концепции обеспечения системы велосипедного движения в г. Минске» признано утратившим силу.

Фото Ирины Малиновской

Современную учебную лабораторию создадут в БГУ

Недавно принято решение о создании суперсовременной учебной лаборатории на базе БГУ. Об этом заявил премьер-министр Роман Головченко, посещая Институт микробиологии Национальной академии наук Беларуси 22 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал «Правительство Беларуси».

БГУ

Р. Головченко выразил надежду, что проект станет серьезным вкладом в образовательную среду и подготовку высококлассных специалистов в области биотехнологий.

Премьер-министр напомнил, что настоящий рывок в биотехнологиях случился несколько десятилетий назад. Он тесно связан с развитием таких сфер, как генетика, молекулярная и клеточная биология. Сейчас у этой науки новое звучание: это фактически синтез биологических и инженерных процессов.

Как пояснил глава правительства, научно-технический прогресс бурно развивается именно в сфере биотехнологий во многом благодаря короткому пути от фундаментальных исследований до внедрения конечных результатов.

То есть он не растягивается на годы или десятилетия, очень быстро можно шагнуть от научного открытия к соответствующей технологии. Во-вторых, фактически бесконечное количество биоресурсов. И все это возобновляется. Гамма продуктов, препаратов, которые могут создаваться на основе биотехнологий, тоже очень обширна. В этом кроется секрет успеха и интереса к этому направлению, — сказал Р. Головченко.

По его словам, Беларусь старается не отставать в этом вопросе от других стран. Большое значение имеют специалисты, на подготовку которых в республике, имеющей собственные научные школы, сделан упор.