Из-за песни «Кленовый лист» Караченцов повздорил с Дунаевским. Что произошло?
Из-за песни «Кленовый лист» Николай Караченцов повздорил с Максимом Дунаевским. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Требуется режиссер
Все началось с того, что Виктория Токарева, автор сценариев знаменитых лент «Джентльмены удачи» (1971), «Мимино» (1977), «Шла собака по роялю» (1978), написала рассказ «Маленькое одолжение». По сюжету знаменитый эстрадный исполнитель Валентин Озерников отправляется на гастроли в провинциальный город. В купе к нему забегает мужчина и просит передать его жене по имени Галина Митрофанова небольшую коробку. На вокзал за посылкой никто не пришел. И вот звезда эстрады сам начинает искать Митрофанову в незнакомом городе. Находит. Обстоятельства складываются таким образом, что встреча передачей не ограничивается. Завязываются личные отношения. В задушевных разговорах Озерников признается: ради карьеры в Москве бросил когда-то жену с сыном в маленьком городке. Галина советует вернуться, что певец и делает в финале картины.
Рассказ быстро превратился в сценарий. Долго лежал и ждал своего часа в редакторском отделе «Мосфильма» студии им. Горького. Но так случилось, что мелодрама никак не могла попасть в годовой тематический план. Тогда Виктории посоветовали обратиться на одну из республиканских киностудий. В тот период в Москве работал молдавский режиссер Эмиль Лотяну, прославившийся благодаря картинам «Табор уходит в небо» (1976), экранизации Чехова «Мой ласковый и нежный зверь» (1978). Он давно уехал из Кишинева, но там у него оставались ученики. Одного из них, Бориса Конунова, он и посоветовал писательнице в качестве режиссера. Сначала у Токаревой возникли сомнения. Но она посмотрела в фильмотеке несколько его картин: «Вам телеграмма», «Подготовка к экзамену» — и приняла решение довериться постановщику.
Теперь предстояло найти авторов песен. Непростая задача: главный герой картины — любимец публики. Для него нужно было написать хиты, а на это способен не каждый.
Все же уговорили
Поскольку Токарева не только сценарист, но и известный писатель, чьи произведения экранизировали лучшие режиссеры тех лет, она решила обратиться за советом к нескольким знакомым. И все в один голос посоветовали позвонить композитору Максиму Дунаевскому и поэту Леониду Дербеневу. В конце 1970-х — начале 1980-х этот творческий союз действительно писал шлягер за шлягером.
Максима Исааковича не смутило то, что картина будет молдавской. Для того чтобы сочинить песни, а потом записать их в студии, не обязательно ехать в Кишинев. А вот с исполнителем главной роли в контексте географии съемок могли возникнуть проблемы. Необходим был не просто поющий актер, а известный. Режиссеру и сценаристу очень хотелось заполучить Николая Караченцова на роль Озерникова. Но он находился на пике славы. Вынужденно отказывался от предложений московских режиссеров. Выходил на сцену Ленкома в знаменитом спектакле «Юнона и Авось». Тут Токаревой вновь помог Лотяну. В его фильме «Мой ласковый и нежный зверь» за несколько лет до этих событий снялся Олег Янковский. Режиссер и актер дружили. Янковский был коллегой Караченцова по театру. Он и убедил товарища, что «Молдова-фильм» — это не так плохо. Тем более когда автор сценария — Токарева. Правда, Николай определил очень жесткий график съемок. Но это никого не смутило. Также было отрадно для актера то, что его партнерами по площадке станут Лия Ахеджакова, Татьяна Догилева, Людмила Иванова. Учел он еще один бонус: создатели ленты отдали роль его экранной супруги настоящей жене актера Людмиле Поргиной.
Как по писаному
Первый вариант текста песни «Кленовый лист» выглядел совсем иначе. Стихи были другими. К сожалению, неудачный вариант не сохранился. По воспоминаниям Дунаевского, у Караченцова долго не получалось записать хит. Композитор даже поссорился с актером. Дербенев сказал, что, возможно, дело не в исполнителе, а в сложной рифме. И за ночь написал новые строчки:
Кленовый лист, кленовый лист,
ты мне среди зимы приснись.
В тот миг приснись, когда пурга
качает за окном снега.
В тот миг, когда все замело
и на душе белым-бело.
Ты мне приснись,
рыжий лист кленовый.
Новую версию записали с первого дубля. Сделали дополнительный для подстраховки.
В фильме прозвучало еще несколько хитов: «Горе придет — смотри, не унывай, не унывай! Горе в сундук запри, ключ потеряй!», «Все, что память забывает, сердце помнит, сердце знает», «Как давно все было, спит в снегу трава. Кто мог знать, что дымом станут наши летние слова?». Всего в ленте пять песен. Справедливости ради, хит «Кленовый лист» по популярности пережил не только все произведения из фильма, но и саму картину. И это несмотря на то, что кино очень достойное. Сегодня оно не выглядит морально устаревшим. Но в ТВ-эфир попадает редко. О нем не снимают телепередачи с воспоминаниями актеров, не делают документалистику в формате «Кино про кино». А все потому, что права на эту ленту принадлежат студии «Молдова-фильм». У телевизионщиков логика проста: «Это не наше, поэтому тема отклонена». Похожая ситуация с многими другими полюбившимися картинами. Например, телесериал «Гонки по вертикали» снимала украинская киностудия им. Довженко. Права на него остались в Киеве. Можно составить целый список фильмов, судьба которых оказалась в подвешенном состоянии после развала СССР.
Зато легендарная советская писательница Виктория Токарева нашла себя и в постсоветские годы. По ее произведениям продолжают снимать кино. В 2008 году в Минске работали над 4-серийным фильмом по ее повести «Птица счастья». Виктория Самуиловна позвонила режиссеру Александру Колбышеву и попросила утвердить свою знакомую на эпизодическую роль. Та оказалась супругой владельца сети строительных гипермаркетов, очень хотела попробовать себя в кино. На съемки за свой счет прилетела с Бали. С ролью справилась неплохо. И гонорар не взяла. А писательнице, по ее признанию, в знак благодарности бесплатно заменили всю сантехнику в доме! Словом, каждый получил что хотел.
Песню «Кленовый лист» пробовали спеть разные исполнители, включая Валерия Леонтьева, но никому не удалось сделать это лучше Караченцова.
Еще материалы рубрики:
Почему режиссер и композитор фильма «Чародеи» считали песню «Три белых коня» эстрадной поделкой
«Все говорят: «Любовь — это яд». Как Сергей Михалков создал песню для фильма «Три плюс два»
Смотрите также: