Мультфильм, где поют песню «А может быть, ворона…», в 1981 г. запретили. Эльдар Рязанов спас мультхит
Мультфильм «Пластилиновая ворона», наполненный песнями, в 1981 г. положили на полку. И тут на помощь пришел Эльдар Рязанов, который вел в те годы телепрограмму «Кинопанорама». Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Курортная история
Летом 1981 года мне было 9 лет. Когда мультфильм «Пластилиновая ворона» показали по телевизору, я не понял, что авторы хотели сказать. Конечно, необычно, что лиса бежит по стадиону, а не по лесу. В остальном, как показалось, пластилиновый хаос на экране: ни тебе положительного героя, ни антагониста, который его преследует. Я уж не говорю об отсутствии благополучной развязки, в которой добро побеждает зло. Я ведь не думал тогда, что дяди самовыражаются и экспериментируют, забыв про советских детей, привыкших к наличию сюжета в мультфильме.
А вот про песни из мультфильма – хоть и виделись странными – было ясно: создатели хулиганят. И это звучит по сей день занятно: «А может, это дворник был. Он шел по сельской местности к ближайшему орешнику за новою метлой».
Только спустя много лет я узнал, что история песен и мультфильма началась в 1978 г. на пляже Коктебеля. Там киевские мультипликаторы Александр Татарский и Игорь Ковалев в поиске партнера для игры в преферанс познакомились с композитором Григорием Гладковым (не путать с композитором Геннадием Гладковым).
В процессе игры в карты выяснилось, кто есть кто. Сразу заговорили о творчестве и вспомнили песенку Гладкова о картинах: «Если видишь: на картине нарисована река, или ель и белый иней, или сад и облака, или снежная равнина, или поле и шалаш. Обязательно картина называется «пейзаж».
Режиссеры предложили сделать на песню мультфильм с демонстрацией на экране детских рисунков.
Конечно, детей беспокоить не стали. Ковалев рисовал картины сам левой рукой, чтобы добиться примитивизма. Когда работа над мультфильмом в Киеве была в самом разгаре, в столицу УССР приехал автор «Чебурашки» Эдуард Успенский. Он тогда возглавлял творческое объединение «Экран». Имел полномочия привлекать кадры. Увидев мультипликационные фильмы Татарского и Ковалева, пригласил их работать в Москву. А заодно и Гладкова.
К тому времени Татарский решил расширить почти готовый мультфильм про картины и ввести в него еще две части. Во второй на основе стихотворения Овсея Дриза он хотел создать сюжет о дедушке с внуком, которым кажется милым закрывать и открывать глаза, видя, как мир меняется: «Вот я вижу: куст растет в саду, воробьи играют в чехарду. Вижу пса смешного своего, а теперь не вижу ничего». В третьей части Татарский предложил использовать стихотворение Успенского «Историю серьезную, а может, не серьезную, а может, просто сказку я расскажу сейчас».
Написал в поезде
Последняя идея была отметена сразу. Это стихотворение Успенского уже было использовано в мультфильме Бориса Ардова «Слоно-дило-сенок». Договорились подумать над последней частью и разошлись. Успенский укатил на дачу, а через день привез строчки, написанные в электричке на клочке бумаги:
Нам помнится, вороне,
А может быть, собаке,
А может быть, корове
Однажды повезло.
Прислал ей кто-то сыра
Грамм думается двести,
А может быть, и триста,
А может, полкило.
Поэт просто воспользовался формой своего уже использованного в 1975 году стихотворения. К тому же представил, что ничего не помнящий двоечник у школьной доски пытается вспомнить басню Крылова «Ворона и Лисица».
Гладков быстро написал мелодии на стихотворения Дриза и Успенского. Первая мелодия была написана давно. Но теперь все три композиции он наполнил известными музыкальными цитатами. Например, где поется «А тут лиса бежала…», звучит музыкальная фраза Джорджа Харрисона из хита My Sweet Lord. Были и вкрапления из мелодий раннего Ленинградского рок-клуба. В общем, мультфильм делали не для детей, а для родителей.
Первую песню о пейзажах и портретах исполнил сам композитор. Вторую, про дедушку с внуком, закрывающих и открывающих глаза, должен был спеть Леонид Утесов. Но заболел. Пригласили актера, умевшего имитировать его голос. Но худсовет не поддержал идею. В конечном итоге композицию спел Леонид Броневой. За это авторов ругали: актер тогда ассоциировался с группенфюрером СС Мюллером из известного фильма.
Песню про ворону исполнили ведущие популярной передачи «Радионяня» Александр Левенбук и Лев Шумелов. Правда, по хронометражу она получилась на 2 минуты длиннее необходимого. Поэтому пустили в ускоренном воспроизведении, что сделало ее еще эксцентричнее.
Спасательный круг
Когда режиссеры подошли к самому сложному в кажущейся безделицей работе, поняли, что с пластилином предстоит адский труд: на каждую секунду фильма слепить 24 разных пластилиновых панно, имитирующих движение. Смысл в том, что при воспроизведении 24 кадров в секунду картинка не может оставаться статичной. На каждый кадр – новое панно. В минуте 60 секунд. В фильме 8 минут 55 секунд. Посчитайте сами. Достаточно сказать, что было использовано 800 кг пластилина. Каждый кадр лепили, потом включали камеру и под запись ломали построенное. Зато, когда пленку крутили в обратном направлении, казалось, что все пластилиновые сюжеты на экране из бесформенной массы появляются сами.
Игорь Ковалев в лепке почти не участвовал. Уехал хоронить отца, а потом долго не появлялся в студии, хотя обещал вернуться спустя 5 дней. Его заменила художник Елена Косарева.
Когда все было готово, создателей ожидал сюрприз. Худсовет назвал мультфильм безыдейным, пустым. К тому же было не ясно, на что намекают авторы строчками, которыми завершается последняя песня, а именно:
Идею этой сказки,
А может, и не сказки
Поймет не только взрослый
Но даже карапуз.
Не стойте и не прыгайте,
Не пойте, не пляшите,
Там, где идет строительство
Или подвешен груз.
Я этого тоже не понял тогда, в 9 лет. Но потом стало ясно: понимать ничего не надо. Сейчас бы этот прием назвали стебом. Но в 1981 г. даже то, что называли хохмой, часто не могло преодолеть идеологические барьеры. В общем, мультфильм запретили. Ни в кинопрокат, ни в телеэфир он не попал. И тут на помощь пришел Э. Рязанов. Он был не только режиссером знаменитых комедий, но и вел на главном телеканале страны программу «Кинопанорама», в которой обсуждались фильмы, актерские работы, шла речь о новых веяниях в кинематографе и мультипликации. Он узнал о мытарствах коллег от Успенского. И просто-напросто в рамках своей телепередачи на свой страх и риск показал мультфильм целиком всей стране, узаконив его существование. В благодарность художники слепили пластилинового Рязанова.
Песни мгновенно обрели популярность. Фирма «Мелодия» выпустила с ними пластинку.
Композитор Гладков стал востребованным. Из сотен кукольных театров со всей страны приходили предложения написать музыку для их спектаклей. А это клондайк в те годы. Гонорар за авторское музыкальное оформление театральной постановки по сумме превышал годовую зарплату инженера.
В общем, для некоторых ворона – вещая птица.
Еще материалы рубрики:
Революционная песня «Там вдали, за рекой» – плагиат с полуторавековой историей
«Русское поле». Песня, задуманная как издевка над белогвардейцами, стала для многих символом отчизны
Автор пьесы, по которой сняли «Гусарскую балладу», сгинул в ГУЛАГе
Почему фильм «Девушка с гитарой» с песней «Люся, Люся» стал причиной травли и опалы Людмилы Гурченко