О чем на самом деле песня «В этой роще березовой…», которую Тихонов исполняет в фильме «Доживем до понедельника»
Тихонов отказывался от роли в фильме «Доживем до понедельника». Спетая им якобы фронтовая песня была совсем о другом. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Дебюты и уговоры

Георгий Полонский
Георгий Полонский в конце 1950-х учился в Минске на филфаке Белорусского государственного университета. Потом перевелся в Московский областной пединститут имени Н. К. Крупской. Став учителем, на своих занятиях по английскому языку в одной из московских школ за 5 минут до окончания урока откладывал книги в сторону и читал старшеклассникам стихи Пастернака, Ахматовой и других советских поэтов. Затем поступил на Высшие сценарные курсы во ВГИК. Дипломным стал сценарий «Журавль в небе», попавший на киностудию имени Горького в 1967 году. Режиссер Станислав Ростоцкий прочел его за ночь. Утром пришел в редакторский отдел и сказал: «Это мое, буду снимать». Так началась история создания картины «Доживем до понедельника», в которой впервые сыграли большие роли Ольга Остроумова, Игорь Старыгин и Юрий Чернов.

Станислав Ростоцкий
Благодаря фильму Вячеслав Тихонов остался в профессии, и мы увидели его последующие роли, включая Штирлица. Дело в том, что незадолго до этих событий он сыграл Андрея Болконского в ленте Сергея Бондарчука «Война и мир». Эту свою работу считал провальной и принял решение бросить актерство. По этой причине отказывался участвовать в съемках. Но Ростоцкий был его другом. Поехав с Вячеславом Васильевичем на рыбалку, смог уговорить его. Однако сценарист в роли Мельникова видел кого-то постарше и считал, что Тихонов не годится. Персонаж воевал, а актеру в 1941 году было 13 лет. В начале съемок ему не исполнилось даже 40. Дилемму решили просто: гримеры добавили в его челку седых волос и сымитировали морщины вокруг глаз.
Решение о запуске производства фильма в Госкино СССР долго не принимали. Ведь оно о вольнодумстве школьников и учителей. Тогда Ростоцкий, не дожидаясь решения и договорившись с директором студии Григорием Бритиковым, начал работу над картиной в 234-й новой московской школе в Северном Медведково. Кто-то написал в письме главе Минкульта Фурцевой, что студия имени Горького снимает крамолу о подростках. Узнав об этом, режиссер сказал: «Пока они будут думать, решать, заседать, мы все снимем».
Стихи о другом
История песен, имеющих отношение к фильму, особая. В ленте звучит только одна:
В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет.

Кирилл Молчанов
Музыку написал Кирилл Молчанов — отец телеведущего Владимира Молчанова. Стихи Николая Заболоцкого. Проблема в том, что Тихонов ее исполняет, вспоминая своих фронтовых друзей. В кадр даже попадают снимки времен Второй мировой. А ведь стихи совсем не об этом.
В 1938 году поэта репрессировали и отправили в лагерь. Он вернулся в Москву в 1946-м. Его восстановили в Союзе писателей СССР. За год до этого мир шокировали атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
С началом холодной войны и до испытаний советской атомной бомбы в 1949-м по Москве упорно ходили слухи, что американцы могут предпринять атомную атаку на Союз. Тогда Заболоцкий и написал эти стихи. В фильм вошла только половина четверостиший. Меж тем в оригинале есть строчки: «И уже на пределах ума содрогаются атомы, белым вихрем взметая дома». А еще: «Ты меня провожаешь на бой, и смертельное облако тянется над твоей головой». То есть они о возможной атомной войне. Правда, к моменту съемок этого так и не случилось. Ростоцкий с композитором использовали текст по своему усмотрению, тем более поэта тогда уже не было в живых.

Николай Заболоцкий
Приписывают ленте еще две песни, хотя они в ней не звучат. На протяжении всей картины мы слышим замечательную мелодию, ставшую лейтмотивом. Через четыре года после премьеры сценарист Полонский написал на нее стихи и назвал «Журавлиной песней». Ее часто исполняли детские хоры.
Еще одна не спетая в ленте песня написана после премьеры на стихи Полонского, прозвучавшие в картине. Их декламировали устно. Очень удачный пример аллегорической поэзии, где ученик сравнивается с журавлем, которого окольцевали, связали крылья. Но в финале торжествует справедливость:
Но недаром птица в небе крепла —
Дураки остались в дураках.
Сломанная клетка, кучка пепла,
А журавлик снова в облаках.
Попытка дискредитации
По сценарию Костя Батищев в исполнении Старыгина был из благополучной семьи. Модно одевался. Для него на складе студии нашли отрез японской джинсовой ткани, сшили штаны. Однако этого режиссеру показалось мало. Он отдал парню свою американскую куртку, сказав: «Вот теперь ты пижон!»
Юрий Чернов, исполнивший роль Сыромятникова, учился в цирковом училище. Пришел на студию сыграть красноармейца в фильме «Пароль не нужен». В коридоре его приметила ассистент режиссера и пригласила на пробы. Как только на него надели школьную форму, Ростоцкий воскликнул: «Сыромятников!» Но форма была слишком ухоженная, новая. Парня заставили поиграть в ней в футбол на пыльном поле, чтобы она поистрепалась. Правда, мяча не нашлось. Чернов играл своим портфелем. Проходящие мимо женщины решили его пристыдить, мол, мать старалась, покупала, а ты вещи не ценишь. Он тогда ответил: «Тетеньки, это ради искусства!»
Ольга Остроумова так переволновалась в сцене в спортзале, где ее героиня дает пощечину Шестопалу (Валерий Зубарев), что влепила коллеге настоящую оплеуху. Щека оставалась красной целый час, ждали, чтобы снять второй дубль. Однако теперь актер Зубарев, помня случившееся, заранее закрывал глаза, и следующие дубли не получались — в картину взяли первый.
Режиссер оказался прав: ленту спасла волокита. Пока чиновники заседали, кино успели снять. Правда, была предпринята попытка дискредитации ленты. В июле 1968-го ее показали делегатам II Всесоюзного съезда учителей, проходившего 2–4 июля 1968 года. Рассчитывали, что консервативные советские педагоги резко выскажутся против увиденного сюжета. Случилось обратное: в зале плакали, а в финале стоя аплодировали. Удивительно, но почему-то опытные аппаратчики не использовали излюбленный прием «организованный гнев трудящихся», когда в зале присутствуют несколько человек с заранее подготовленными резкими выступлениями. Это тогда хорошо умели делать. Видимо, рассчитывали на искреннее возмущение учителей. Однако все случилось с точностью до наоборот. Премьера состоялась в августе 1968-го. Фильм стал сенсацией. Его посмотрели все и широко обсуждали. Журнал «Советский экран» признал ленту лучшей в год выхода. Она получило главный приз VI Международного кинофестиваля в Москве (1969) и Государственную премию СССР.
И сегодня многие считают картину самой трогательной о школе. А фраза «Счастье — это когда тебя понимают» стала крылатой.
Еще материалы рубрики:
Смотрите также: