Обломок старого мира. Перипетии творческой судьбы прославленного режиссера Фридриха Эрмлера


Обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и четырежды лауреат Сталинской премии Фридрих Эрмлер. О перипетиях творческой судьбы прославленного режиссера — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Режиссер с маузером

Fridrih ErmlerВ сентябре 1946 года на первом Каннском кинофестивале Советский Союз представлен семью картинами: «Берлин» Юлия Райзмана, «Великий перелом» Фридриха Эрмлера, «Глинка» и «Зоя» Лео Арнштама, «Каменный цветок» Александра Птушко, «Здравствуй, Москва!» Сергея Юткевича и «Человек № 217» Михаила Ромма.

Гран-при (начиная с 1955-го — «Золотая пальмовая ветвь») получил «Великий перелом» Эрмлера.

Родился Фридрих в Витебской губернии в 1898 году. С 12 лет служил, как сейчас сказали бы, курьером на аптечном складе. Тогда подобных работников называли мальчиками на побегушках. Существовало и официальное название профессии — посыльный. Именно в ту пору, как писал режиссер, он заболел тяжелым «недугом» — кинематографом. Много дней, месяцев, лет он прожил с этим увлечением. Даже в старости вспоминал, как его терзали нравственно и избивали физически за то, что он прорывался без билета на очередной сеанс. Вся культура человечества, о которой он не имел ни малейшего представления, ассоциировалась с деревянным кинотеатром с названием «Диана». Страдания и наслаждение он переживал в темном, казавшимся гигантским кинозале. И нигде его не оставляли мысли о кино.

В 1916-м будущего многократного лауреата Сталинских премий (всего получил четыре) призвали в армию. Через год он дезертировал и добрался до Петрограда, где уже произошла Октябрьская революция. Вот тогда-то 20-летний парень действительно начал работать в ЧК, в отделе по борьбе с контрабандой. Он верил в партию и новый строй.

В 1923 году он уже студент Ленинградского техникума экранного искусства. Явившись туда в кожанке и с маузером, он подошел к секретарю приемной комиссии — молодому парню с курительной трубкой во рту. Сказал, что хочет не только учиться, но и работать в студенческом комитете. Парень ответил: для этого нужны аргументы. Эрмлер достал из кобуры маузер: «Вот мой аргумент». Секретарь выдвинул ящик стола, достал браунинг: «Такая игрушка у меня тоже есть. Выборы в студком обязательны». Это был один из режиссеров Васильевых, вскоре ставший соавтором мегахита «Чапаев» (1934).

Однокурсники считали, что Эрмлер — человек Джека Лондона. В нем жило ковбойство. Он верил, что жизнь — строптивая штука, ее нужно оседлать и хлестать.

Вскоре Фридрих попал в штат кинофабрики «Севзапкино» (ныне киностудия «Ленфильм»). Режиссер никогда не считался лириком. Он снимал фильмы о современности. Как из мозаики, из них можно сложить картину истории советского государства. Но они пронизаны глубоко личными мотивами. Так, зарисовки провинциальной жизни, которые часто встречаются в его лентах, — это воспоминания детства. Казалось, фильмы парня, служившего в такой грозной организации, как ЧК, должны воспевать революцию или классовую борьбу. Но Эрмлер в 1920-е удивляет. Он снимает цикл тихих камерных драм о жизни, заботах и великих мечтах маленьких людей, своих современников. Речь о лентах «Катька — бумажный ранет» (1926), «Парижский сапожник» (1927) и «Дом в сугробах» (1927). Парадокс этих фильмов в том, что в центре сюжетов стояли люди старой России — музыканты, мастеровые, мельники… Они оказывались самыми нравственными персонажами. По сути, автор изображал неприкаянность человека из прошлого в советской России. Это была попытка примирить новый мир с культурой старого, к которому режиссер испытывал явную любовь, но скрывал это. А новый мир он поддерживал словно по обязанности, хотя в ту пору ему доверял.

vstrechnyj

«Встречный»

То, как эти деликатные персонажи пытались слиться с советским укладом, выглядело так, будто они сдаются на милость победителей и отказываются от самих себя. Яркий пример — первая политическая постановка Эрмлера «Обломок старого мира» (1929). В ней унтер-офицер царской армии, когда-то потерявший память, обретя ее вновь в конце 1920-х, оказывается посреди нового индустриального времени, где всё кипит, работает, строится. Сперва он чувствует себя чужим и никчемным среди новых конструктивистских зданий, а потом становится таким же, как остальные. По поводу фильма режиссер вспоминал: «С тех пор как я подружился с Эйзенштейном, не начинал своих работ без его благословения. На сей раз показал ему материал, когда всё было сделано на 80 %. То, что я услышал, было даже не критикой, а бранью без выбора в выражениях. А потом он сказал: «Зачем ты сделал политический фильм? Теперь они с тебя не слезут, будешь вечным рупором пропаганды».

По совету вождя

В первых звуковых фильмах Фридриха «Встречный» (1932), «Крестьяне» (1934) возникает мотив неблагополучия советской жизни. Свою обреченность в них осознают и интеллигент, и мужик. Нельзя не заметить авторского сострадания. Но Эйзенштейн оказался прав. Обе картины пропагандистские. Лента «Встречный» — о рабочих ленинградского турбинного завода, об их борьбе за перевыполнение плана. Фильм «Крестьяне» — о классовом неравенстве в деревне после революции. Он был удостоен Гран-при Московского кинофестиваля в 1935 году. Лента нравилась Сталину. Режиссер вспоминал, что ему удалось увидеть вождя. Его привезли в Кремль, провели в маленький просмотровый зал. Сталин встал, пошел к нему навстречу, протянул руку:

— Эрмлер?

— Да.

— Хорошее кино снял, Эрмлер. Но есть какие-то странные вещи. Скажи, почему у тебя крестьянка, которую с ребенком бросил муж, так на мой портрет смотрит в сельсовете?

— Товарищ Сталин, когда-то простая деревенская женщина ждала помощи от Бога, смотрела на икону. А теперь смотрит на вас.

— Какой ты умный, Эрмлер. Но она так на меня смотрит, что могут подумать — мой ребенок. Ты убери этот кадр. Иди и работай спокойно.

В то же время западные газеты писали, что более антисоветской картины, чем «Крестьяне», представить невозможно. Люди в селе живут в состоянии вражды вплоть до зверства. И всё же кино уместилось в политическую стратегию вождя в отношении деревни.

krestyane1

«Крестьяне»

Боялся и делал

«1 декабря 1934 года, — вспоминал постановщик, — я работал в монтажной на киностудии. Пожарный, дежуривший там же, с кем-то разговаривал по телефону и дважды упомянул траурные флаги. Я спросил, о чем он… Так я узнал о трагической гибели Кирова. И дал себе слово сделать о нем кино».

Действительно, лидера партийной организации Ленинграда застрелили. Он был популярен среди народа. Подробности убийства неоднозначны. Эта смерть развязала в стране так называемую охоту на ведьм. Гремели показательные процессы над врагами народа. На фоне большого террора возник самый спорный фильм Эрмлера «Великий гражданин». Его сценарий редактировал Сталин и убрал всякое упоминание о себе и все восхваления. В ленте показана гибель верного большевика от рук маскирующихся врагов народа, конечно же, подкупленных иностранными разведками. Эту схему режиссер наполнил личными пристрастиями. Он не скрывал, что, работая над фильмом, вдохновлялся романом «Бесы» Достоевского, в котором людьми овладела гордыня и создается ощущение, что кем-то в обществе запущен механизм насаждения бесноватости и склонности к массовому самоуничтожению. Эрмлер изучал феномен бесовского в человеке, который приводит к вырождению людской общности.

Считается, что картина оправдывала большой террор. Враги в фильме, конечно, повторяют мысли Достоевского: «Что может быть мощнее тайной силы? Не брезгуйте ничем, всё сгодится: обиды, подавленные желания, люди. Собирайте их капля по капле. А если этих настроений нет, мы их будем создавать. Сумейте найти в человеке винтик. Повернуть его — и человек кончился. Морально уничтожить человека — это гораздо важнее, чем его просто убить». Такая изуверская стратегия звучала громче речей об уничтожении врагов, как бешеных собак. Люди смотрели кино и думали: так вот они какие изощренные, эти враги.

Работая над фильмом, авторы приходили к опасным догадкам об истинных причинах убийства Кирова. Это тайное знание пронизывает ленту тревогой и предчувствием. Показывает раздвоенность сознания режиссера, который знал многое, но подчинялся политической мифологии. После того как сдал вторую серию худсовету в 1939 году, он был назначен художественным руководителем «Ленфильма».

Сам постановщик писал: «Будучи убежденным в правоте коммунистических идей, я делал свое кино искренне. И если я ошибался, то вместе с народом».

Друг семьи Эрмлер Леонид Менакер вспоминал, что после выхода «Великого гражданина» у режиссера с супругой была договоренность: если в кабинете включен свет, то это знак — пришли чекисты, домой не иди. Однажды так и случилось. Мастер полночи бродил по городу, пока свет не погас в окне. Оказалось, жена по ошибке оставила включенным торшер.

ona zashhishhaet rodinu

«Она защищает Родину»

«Не хочу»

Фридрих тяготел к трагическому началу в искусстве. Но сам жанр современной трагедии был в Советском Союзе под негласным запретом. Однако в годы войны он с «Ленфильмом» эвакуировался в Алма-Ату и там запечатлел на экране образы обнаженного народного страдания в картине «Она защищает Родину» (1943).

А потом была работа над тем самым «Великим переломом», победившим в Каннах в 1946-м. В кино показана роль полководца-победителя, способного принимать верные решения в самых на первый взгляд безнадежных ситуациях. Лента о Сталинградской битве, конечно, с элементами пропаганды. И награда фестиваля — не только дань фильму, но прежде всего выражение признательности народу-победителю. Хотя почему-то именно тогда режиссер написал в дневнике, что потерял к кино интерес. Эта запись была сделана, скорее, в связи со следующей работой. Вождь лично настоял, чтобы он снял ленту «Великая сила» (1949) об академиках-шарлатанах, которые устроили настоящую травлю коллег. Стоит напомнить, что в те годы общепризнанная в мире теория генетики отвергалась в Советском Союзе. Ее назвали лженаукой. В картине профессор выводит особую породу кур, что «перечеркивает идеалистическую теорию наследственности западных ученых». И вообще картина критикует низкопоклонство перед Западом.

В год выхода ленты на «Ленфильме» Эрмлер снимал юмористический новогодний капустник и в нем высмеял свой фильм про ученых, тем самым публично высказав свое отношение к нему. В тот период он писал в дневнике: «Начальство не понимает, что кинематографом нельзя управлять. А управляет с дубинкой. Сколько горя принесли эти начальники нашему искусству. Строят всё на страхе. Лишат права работы — и всё. Внушают нам мысль, что они знают что-то, чего мы не знаем. Отсюда омерзительное угодничество. То, что я хочу снимать, невозможно. А то, что возможно, я больше снимать не хочу».

Никто не ответит

Еще не успело остыть тело Сталина, как в 1953-м вышел новый фильм Эрмлера «Званый ужин». Это сатирическое кино запретила цензура. Образ хозяина жизни, тупого советского вельможи, которого сыграл Игорь Ильинский, символизировал загнивание советского партийного аппарата. Это был демарш. Правда, отчаянный. Потому что в 1956 году на заседании ленинградского отделения Союза кинематографистов ему пришлось зачитывать доклад Хрущева, сделанный на ХХ съезде партии, о разоблачении культа личности Сталина. И дочитать Эрмлер не смог. Он заплакал. Видимо, осознал, что он теперь такой же обломок старого мира, как герой его фильма 1929 года — лишившийся памяти унтер-офицер.

Правда, он в тот период нашел отдушину, сделав народное кино «Неоконченная повесть». По сюжету Сергей Бондарчук играет главного конструктора Балтийского завода, парализованного после несчастного случая. Элина Быстрицкая — врача, которая приходит к нему каждое утро, а в финале ставит больного на ноги. Это кино зритель полюбил.

neokonchennaya povest..

«Неоконченная повесть»

Итоговой работой режиссера стала документальная картина «Перед судом истории» (1965). Благодаря поддержке заведующего отделом культуры ЦК КПСС Георгия Куницына было получено разрешение устроить в документальной ленте открытый диалог с Василием Шульгиным, одним из организаторов Белой армии, лидером дореволюционной Государственной думы, известным борцом с большевизмом. Он успел эмигрировать в 1921-м, но в годы войны его арестовали в Европе и через Венгрию этапировали в СССР, осудили. 12 лет он провел в лагерях.

По сценарию Шульгин беседует с оппонирующим ему советским историком, передает собственное восприятие событий, свидетелем которых ему довелось быть. Основной вопрос фильма — целесообразность революции. Эрмлер официально заявлял: «Я хочу, чтобы Шульгин сказал всем: «Я проиграл». Но на деле режиссер желал проанализировать и понять, кому он служил все эти годы. Шульгин привнес на экран правду и драматизм своей личности, перед которыми были бессильны аргументы советского историка. Фильм помог Фридриху Марковичу вернуться к самому себе, несмотря на то что на второй день показов картину изъяли из кинопроката.

В конце жизни режиссер серьезно болел и сделал запись: «С кинематографом примирил меня мой политический враг Шульгин. Но нет толку. Время ушло. Меня обступили образы моих незавершенных замыслов, вереницы не родившихся героев. Всё в прошлом, никто не заплачет и не заплатит за эти потери».

Еще материалы рубрики:

Прерванный полет: в 1975 г. у экипажа пилотируемого корабля «Союз-18» во время старта остановились сердца

Едва не погибла с группой Сергея Бодрова в Кармадонском ущелье. Повороты судьбы актрисы Анны Дубровской

Советский разведчик даже из итальянской тюрьмы отправлял на Лубянку стратегические сведения. Рассекреченная история

От безнадеги к успеху. Нелегкий путь к признанию звезды сериала «Саша + Маша» Елены Бирюковой

Учился в элитной минской школе, снимался в боевике с Джорджем Клуни. Превратности судьбы Александра Яцко

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
«Машины поставили поперек и кофе пьют». Лукашенко поручил разобраться с очередями на АЗС

Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании 16 октября поручил в ближайшее время навести порядок с очередями на автозаправочных станциях страны, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

gor 8445 rr result

Главе государства известно о жалобах граждан на очереди на заправках. Топлива достаточно, а проблема возникает, когда посетители АЗС, оправляясь в придорожное кафе, оставляют автомобили так, что мешают другим заправляться.

— Машины поставили поперек, никто проехать не может. А они в кафе кофе пьют, — сказал Президент.

Он напомнил, что в свое время люди просили, чтобы на каждой заправке можно было купить сопутствующие товары, еду и напитки.

А. Лукашенко, обращаясь к госсекретарю Совбеза, попросил поручить главе МВД навести порядок в этом вопросе до понедельника.

Фото БЕЛТА

Как изменились курсы валют на торгах 16 октября

Белорусский рубль ослаб по отношению ко всем основным валютам по результатам торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже 16 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

currency 3125440 1280

Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com

Доллар оценивается в 2,9487 рубля, евро эквивалентен 3,4419 рубля, 100 российских рублей стоят 3,7346 белорусского, а 10 китайских юаней — 4,1260 рубля.

Нацбанк установил курс доллара на уровне 2,9466 рубля, евро — 3,4285 рубля, 10 китайских юаней оцениваются в 4,1249 рубля, 100 российских рублей стоят 3,7328 белорусского.

Лучшие курсы валют в обменных пунктах: доллар при покупке — 2,942, при продаже — 2,945 рубля. Евро: покупка — 3,442, продажа — 3,439 рубля. 100 российских рублей: покупка — 3,725, продажа — 3,723 белорусского.

Лукашенко — аграриям: надо работать день и ночь

Президент Беларуси Александр Лукашенко требует от аграриев своевременного завершения осенних полевых работ. Об этом он заявил 16 октября на совещании о проектах прогнозных документов на 2026 год, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

mguk0093 rr result

Глава государства акцентировал внимание на актуальных вопросах в сельском хозяйстве — одной из важнейших отраслей экономики. Он подчеркнул важность своевременного выполнения необходимых осенних полевых работ, включая в том числе уборку урожая, вспашку и поднятие зяби, внесение удобрений, подготовку почвы к следующему сезону.

— Морозы вот-вот наступят. Если не поднимем зябь, не перепашем, у нас будет такая запарка весной, что мы не про урожай будем говорить… Поэтому сегодня надо день и ночь работать, — сказал Президент.

Белорусский лидер во время совещания предметно и детально расспросил про ход уборочной кампании в различных регионах. Отдельное внимание он обратил на ситуацию в Гродненской области, которая традиционно занимает крепкие позиции по многим показателям в АПК, однако в этом году еще не завершила уборку по отдельным культурам.

При этом Глава государства отметил хорошие результаты работы в Минской области. А руководство Гомельской и Витебской областей А. Лукашенко предупредил: состояние дел в сельском хозяйстве будет принципиально изучено, особенно в части того, что сделано для исправления ситуации с падежом скота.

Фото БЕЛТА

В Большом готовят «Театральное утро для всей семьи». Что интересного представят

В Большом театре Беларуси 18 октября с 11:00 до 14:00 пройдет «Театральное утро для всей семьи», сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в учреждении культуры.

07 09 2023 kultura teatr opery i baleta novyj sezon malinovskaya 37

Фойе театра превратится в сказочные гостиные, украшенные декорациями и реквизитом из любимых детских спектаклей.

Пройдут концерты юных талантов детской студии театра «Маленькие мастера большой сцены» и солистов оперы «Музыкальный штрих». Будет организована интерактивная экспозиция «Мир Большого театра», проведены уроки классического танца и актерский тренинг, презентация детских спектаклей — яркие фрагменты из опер «Сказка о царе Салтане» и «Пиноккио». На мастер-классах посетители узнают все от создания театрального эскиза костюма персонажей балета до изготовления изысканных шляпок вместе с модистками театра.

Также представят мастер-класс по ударным инструментам «Барабанная дробь!», хоровой мастер-класс, уроки танца и этикета от обаятельных героинь — Мэри Поппинс и Мадам Кори. Зрителей ждет выступление коллектива A.M.A.D.I.S. Brass, реверанс-приветствие от струнного квартета Большого театра Беларуси Vivat-Quartet, музыкальные викторины, конкурсы, загадки…

В Камерном зале зрители увидят в этот день детскую оперу «Бутерброд» — сказку о капризном Короле, а духовой квинтет театра расскажет «Историю Бабара, маленького слоненка». На концерте «Музыкальный фейерверк» выступят учащиеся Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки.

Особое внимание уделят фотозонам: можно заглянуть в «Театральную гримерку», пройтись по «Королевскому саду» и взглянуть на «Актерский багаж».

Марш-бросок, стрельба и спарринги. Под Минском идут испытания на право носить черный берет

Республиканские испытания на право ношения черного берета продолжаются 16 октября на учебно-тактическом полигоне ОМОН ГУВД Мингорисполкома в Горанях, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на МВД.

photo 2025 10 16 09 37 18 2

Накануне в Минском районе к отборочным испытаниям приступили 120 сотрудников разных подразделений милиции. Кандидаты выполняли упражнения по огневой подготовке, демонстрировали навыки личной и профессиональной безопасности, выполняли нормативы по общей физической и медицинской подготовке.

photo 2025 10 16 09 36 42

photo 2025 10 16 09 36 48

photo 2025 10 16 09 36 56

photo 2025 10 16 09 37 14

photo 2025 10 16 09 37 21

photo 2025 10 16 09 37 22

photo 2025 10 16 09 37 25

photo 2025 10 16 09 37 50

photo 2025 10 16 09 36 58

Во второй день на старт вышли более 70 милиционеров, в том числе шесть девушек. В программе испытаний — марш-бросок на 8 км по пересеченной местности. Участники бегут с оружием и в экипировке. Ко всему им требуется преодолевать разные препятствия, эвакуировать раненого, оцепить местность при обнаружении взрывного устройства и задержать условного преступника в автомобиле. Этап также включает проверку меткости на огневом рубеже. Потом предусмотрены спарринги.

photo 2025 10 16 09 44 28

photo 2025 10 16 10 19 45

photo 2025 10 16 09 37 37

photo 2025 10 16 10 19 57

photo 2025 10 16 09 37 43

photo 2025 10 16 09 37 48

Фото пресс-службы ГУВД

Пассажирооборот в Беларуси за январь — сентябрь вырос на 6,5 %

В Беларуси за январь — сентябрь 2025 г. пассажирооборот составил 20 311,5 млн пассажиро-километров, или 106,5 % к соответствующему периоду 2024 г., сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на данные Национального статистического комитета.

lk2a4745

Услугами пассажирского транспорта воспользовались 1 235,1 млн пассажиров, или 102 % к январю — сентябрю 2024 года.

Грузооборот в январе — сентябре составил 53 434,4 млн тонно-километров, или 96,6 % к соответствующему периоду прошлого года.

Новый сочлененный электробус минской компании заметили в Сочи

Электробус-«гармошка» производства компании «БКМ Холдинг» тестируют на улицах российского города Сочи, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на местный Департамент транспорта и дорожного хозяйства.

photo 2025 10 16 12 19 47

Сюда пассажирская техника прибыла на выставку, организованную в рамках конкурса профмастерства водителей общественного транспорта, который намечен на 17 октября. Состязания каждый год собирают профессионалов из разных регионов России, а в 2025-м также ожидается участие представителей Беларуси.

photo 2025 10 16 12 19 51

Кроме самого конкурса предусмотрена деловая программа и выставка техники. Это хорошая возможность для диалога с участием экспертов транспортной отрасли, представителей органов власти и бизнеса. Белорусский производитель как раз позволил протестировать модель E433 Vitovt Max Electro II. Его вместимость, по данным производителя, превышает полторы сотни пассажиров. Электробус выделяется самобытным и запоминающимся дизайном, а также обеспечивает высокий уровень комфорта.

photo 2025 10 16 12 20 11

Фото Департамента транспорта и дорожного хозяйства Сочи

Президент — о прогнозных показателях на 2026 год: нужен реалистичный, но напряженный сценарий

В отношении прогнозных показателей на следующий год: нужен реалистичный, но напряженный сценарий. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 16 октября на совещании о проектах прогнозных документов на 2026 год, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

000019 1760604150 743287 big

Белорусский лидер не исключает того, что кто-то может предложить темпы выше оценочного роста в 2,8 %.

— Кто-то предложит 33,5 % — пожалуйста. Где, за счет чего и как сам впряжется в повышение этой динамики. Если кто-то ниже — пусть объяснит, как это будет воспринято нашим обществом и как будет жить Беларусь. А не просто встать и сказать: «Вот, сейчас мало планируем, надо больше». За счет чего? — обозначил подход Президент.

Глава государства попросил доложить, что конкретно бралось за основу роста экономики, который правительство оценивает на уровне 102,8 %.

Также он обратил внимание: нельзя не учитывать то, что российская экономика сжимается, ведь около 67 % экспорта и 56 % импорта приходится на Россию.

— Значит, тем более нам нужны подробные оцифрованные товарные планы (матрицы): что и в каких объемах производим, куда продаем и сколько валюты привезем в страну, — подчеркнул А. Лукашенко.

Фото БЕЛТА

Александр Лукашенко: людям нужна ценовая стабильность, а не стабильный рост цен

Держать на контроле инфляционные процессы потребовал Президент Беларуси Александр Лукашенко 16 октября на совещании о проектах прогнозных документов на предстоящий год, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

gor 8685 prb pokazateli 019 result

Глава государства назвал контроль инфляции важнейшим вопросом и напомнил, что людям нужна ценовая стабильность, а не стабильный рост цен.

Национальный банк с правительством предлагают нацеливаться по инфляции на уровень до 7 %.

— Нам не надо, как тут некоторые пишут, сдерживать рост цен, еще чего-то. Нужно справедливое ценообразование, чтобы люди могли купить необходимое, — напомнил Президент.

Фото БЕЛТА

Иностранец под предлогом ведения совместного бизнеса обманул минчанина на 12 тыс. долларов

Вынесен приговор 40-летнему ранее не судимому иностранцу, которого обвиняли в совершении мошенничества, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Первомайского района.

pexels karolina grabowska 6328940

Фото носит иллюстративный характер, pexels.com

В период с декабря 2022 года по январь 2023-го потерпевший в несколько этапов передал обвиняемому в общей сумме 12 тыс. долларов, чтобы вскладчину приобрести первоочередное право аренды торгового павильона на одном из рынков для последующей сдачи в субаренду. Для пущей убежденности злоумышленник даже показал мужчине пустующие торговые площади.

Однако свою долю от сдачи в субаренду павильона потерпевший не получал — обвиняемый каждый раз придумывал новые отговорки, а также наотрез отказывался показать ему какие-либо документы. Лишь летом 2023 года тот выплатил ему незначительную сумму.

Поняв, что иностранец его обманывает, мужчина обратился в милицию. Оказалось, тот никаких договоров не заключал, а потратил все деньги потерпевшего на личные нужды. В отношении афериста возбудили уголовное дело. На судебном заседании вину он не признал.

Обвиняемый работал поваром, на иждивении имеет малолетних детей, ранее к уголовной ответственности не привлекался, прокомментировала помощник прокурора Первомайского района Маргарита Потёмкина, выступавшая по уголовному делу государственным обвинителем. Суд признал его виновным в завладении имуществом путем обмана (мошенничестве), совершенном в крупном размере, и на основании ч. 3 ст. 209 УК назначил наказание в виде трех лет лишения свободы, которые обвиняемый проведет в исправительной колонии в условиях усиленного режима, со штрафом в размере 100 базовых величин (4 200 рублей). Кроме того, он должен возместить потерпевшему причиненный преступлением ущерб, а также выплатить материальную компенсацию морального вреда в сумме 1 500 рублей.