Остроты Фаины Раневской и красота Любови Орловой. Как снимали послевоенный фильм «Весна»
«Красота — это страшная сила». Фразы из этого фильма давно вошли в народный лексикон. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем фильм
Ученый из Института Солнца Ирина Никитина и актриса Вера Шатрова похожи друг на друга как две капли воды. В силу обстоятельств первую с трудом уговаривают подменить вторую на съемочной площадке. А Вера вынуждена выдавать себя за Никитину среди ее коллег-профессоров.
Страшная сила
Многие уже и не вспомнят, что именно в фильме «Весна» Фаина Раневская, красуясь перед зеркалом, произносит строчку из стихотворения Семена Надсона: «Красота — это страшная сила!» А Ростислав Плятт в роли прохиндея Бубенцова просто сыплет перлами: «Где бы ни работать, только бы не работать!», «Пифагоровы штаны на все стороны равны».
А началось всё еще до войны. Режиссер Георгий Александров увидел в Московском Мюзик-холле представление «Звезда экрана», в котором актриса и похожая на нее ученая дама подменяют друг друга. Вместе с Морисом Слободским он сел писать сценарий. Было много переделок. Наконец литературную основу утвердили, фильм был запущен в производство. Произошло это в пятницу, 20 июня 1941 года. Через два дня началась война, и работа прекратилась.
Только в 1946-м режиссер вернулся к теме. Она получила новое звучание: закончилась война, весна пробуждалась в душах людей. Правда, существовал один камень преткновения, связанный с направлением деятельности персонажа Орловой, ученой Ириной Никитиной. Многие области советской науки были глубоко засекречены. Существовали и другие препоны, которые кроме как глупостью не назовешь. Сначала по сценарию Никитина была ученым-рефлексологом. Во многих кабинетах АН СССР сидели профаны во главе с лоббистом псевдонаучных направлений Анатолием Лысенко. Они голосованием признали рефлексологию лженаукой!
После этого кто-то предложил сделать героиню Орловой физиком в военно-промышленном комплексе. В ответ на просьбу о консультации в Минобороны покрутили пальцем у виска. После этого тщетно перебрали еще десяток специализаций. В отчаянии Александров поехал на дачу к своему другу физику-ядерщику Льву Арцимовичу. Тот посоветовался с кураторами с Лубянки и порекомендовал режиссеру сделать героиню ученым в области солнечной энергии. С одной стороны, это научное направление никак не было связано с обороной. С другой — солнечная радиация существует.
В научной среде тогда активно обсуждали советско-американское противостояние в вопросе создания атомной бомбы. Памятны были трагедии Хиросимы и Нагасаки. Очевидно, с компетентной указки темой неведомой энергии Солнца режиссер завуалировал намек (Р. S.) на успехи СССР в атомном проекте (Р. S.) как привет будущим зрителям в посольстве США.
Поскольку Александров всегда ориентировался на голливудские мюзиклы, он и эту картину позиционировал как музыкальную комедию с элементами научной фантастики. В качестве композитора, как всегда, пригласил Исаака Дунаевского. Текст самой яркой песни сочинил наш земляк Михаил Вольпин, человек трудной судьбы, прошедший сталинские лагеря и ссылки, создавший сценарий фильма «Волга-Волга» и десятки других.
Только поэт с большим чувством юмора мог написать:
Журчат ручьи,
Кричат грачи,
И тает снег, и сердце тает.
И даже пень
В апрельский день
Березкой снова стать мечтает.
Хит стал лейтмотивом всей ленты.
Просила на коленях
Понятно, что роль Никитиной и Шатровой была уготована супруге режиссера Любови Орловой. У ее героини был прототип: доктор химических наук Зинаида Ершова. Актрисе хватило одной встречи, чтобы перенять главные черты: замкнутость, строгость.
Фильм могли снимать на цветной немецкой пленке. Но Любови Петровне было 45 лет, и она настояла на черно-белом варианте, зная, что двухцветный флер скроет недостатки.
Проблемой стал выбор партнера по ее роли. Кинорежиссер Громов, с которым у Никитиной завязывается роман, должен был выглядеть моложавым и утонченным. Орлова не хотела появляться в кадре с актерами младше себя и выглядеть проигрышно. Единственным кандидатом был ровесник Николай Черкасов. Но он счел сценарий несерьезным и отказался. Ведь он уже сыграл Ивана Грозного у Эйзенштейна, а до войны — Александра Невского. Тогда его привезли на дачу Александрова и Орловой, и по легенде, не то в шутку, не то всерьез кинодива стояла перед ним на коленях. А когда он согласился, сидевший в кресле Александров сказал: «Стоп! Кинопробы окончены».
Тот, кто смотрел фильм, вряд ли забыл Рину Зеленую в роли словоохотливой гримерши, которая, примеряя на Никитину нанесенные на прозрачную пленку варианты формы губ, произнесла еще одну крылатую фразу: «Средняя пухлость. Сексапил № 4». Конечно, актриса всё это придумала сама!
Вообще советские звезды Фаина Раневская, Ростислав Плятт, начинающие актеры Георгий Вицин, Георгий Юматов, Всеволод Ларионов и многие другие и не думали по примеру Черкасова отказываться от ролей. Ведь кино собирались снимать за границей.
В трофейных декорациях
В 1946 году павильоны «Мосфильма» еще не восстановили после бомбежек. О наличии качественной кинотехники вообще не приходилось говорить. Режиссер узнал, что пражской студии «Баррандов» (Р. S.) война никак не коснулась. К тому же она была оснащена немецким оборудованием. Но для выезда съемочной группы за рубеж требовались средства. В непростые послевоенные времена выделить их могли только по распоряжению Сталина. Орлова и Александров пошли на прием к вождю. Неизвестно, что они ему говорили, но вскоре группа отправилась в Чехословакию. Там действительно имелись все условия, в том числе для уникальных по тем временам комбинированных съемок. Ведь в фильме есть сцены, где зрители видят двух Орловых в образе Никитиной и Шатровой в одном кадре. Даже ходили слухи, что авторы нашли двойника!
Декорации искали по всем европейским студиям. Часть из них досталась из знаменитого немецкого музыкального фильма «Девушка моей мечты».
Как-то раз благостную атмосферу кинопроцесса нарушило страшное известие. Орлова, Черкасов и Александров по вечерам после работы часто садились в машину и ехали за город, осматривали окрестности Праги. Однажды попали в аварию. Орлова и Черкасов оказались в больнице. Съемки пришлось остановить. Разразился скандал, так как всю технику, специалистов ждали на других картинах. График срывался. Но после выздоровления главных персонажей Александров продолжил работу не торопясь. Сцену, где Орлова запрокидывает голову и смеется, снимал целую смену, подбирая ракурсы и свет.
Когда кино принимали, спросили, почему в кадре сплошное светское общество. Ведь в институтах, на киностудиях тоже есть советский рабочий народ. Александров решил проблему глобально: предложил перед титрами создать логотип «Мосфильма» — скульптуру «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. В «Весне» он появился впервые в истории.
Премьера состоялась летом 1947 года. Через два месяца Орлова и Александров поехали на VIII Венецианский международный кинофестиваль, где ленту отметили премией за оригинальный сюжет и режиссуру. Картина побывала в кинопрокате США и Европы, где ее хорошо приняли.
В июне 2022-го фильму исполнится 75 лет. Но даже сегодня он не выглядит морально устаревшим. Зрителю есть кому сопереживать, над чем посмеяться, и конечно, можно полюбоваться игрой великолепных актеров.
Постскриптум
Тонкий намек
Сложно поверить, что дипломаты и разведчики в середине ХХ века делали намеки своим геополитическим противникам или союзникам с помощью фильмов. Сегодня дипломатия почти перестала быть делом тонким (за исключением китайской, японской). В лоб обвиняют и оскорбляют партнеров. Если проводить параллели со спортом, то ранее дипломатию можно было сравнить с шахматами, а сегодня это бои без правил.
Общеизвестный факт, что в годы войны союзники Великобритания и США тянули с открытием второго фронта, способного помочь Красной армии одолеть фашистское нашествие с меньшими потерями. Ждали, когда маятник войны качнется в ту или иную сторону. После Сталинградской битвы в феврале 1943 года наступил перелом, изменилось положение на фронтах, решение об открытии второго фронта было принято. Но конкретных действий пришлось ждать еще полтора года, до 4 июня 1944-го, когда американские, британские и канадские войска под командованием генерала Эйзенхауэра начали высадку в Нормандии. На тот момент гитлеровцев почти вытеснили с территории СССР. Красная армия, начав с Румынии, постепенно входила в Европу, и союзники опасались насаждения в европейских странах коммунистического режима.
До этих событий Сталин с нетерпением ждал помощи живой силой, но в открытую о ней не просил, такова была ментальность. Но намекал. Однажды он ни с того ни сего передал президенту США Рузвельту копию фильма «Волга-Волга» с пожеланием приятного просмотра. Мудрый политик понимал, что такие посылки советский вождь не шлет просто так. Усевшись в зале с переводчиком, он посмотрел кино. Но никаких явных намеков на что-либо не нашел. И тогда попросил перевести песни из фильма.
Обнаружилось, что в одной есть такие слова:
Америка России подарила пароход:
С носа пар, колеса сзади,
И ужасно, и ужасно,
И ужасно тихий ход!
Стало ясно, что Иосиф Виссарионович давал понять: открытие второго фронта затянули, поторопитесь!
Атомный проект
Еще в 1930-х в СССР вели работы в ядерной области, рассматривая тему как далекое будущее. В 1941 году, после начала войны, объемы проводившихся ядерных исследований резко сократили.
К 1942-му советская разведка получила сведения о работах по созданию атомной бомбы в США. 11 февраля 1943-го в Кремле приняли постановление ГКО № 2872сс о начале работ по созданию атомной бомбы в СССР, тем более стало известно, что тема атомного оружия активно прорабатывается в Германии. К счастью, шесть норвежских диверсантов под руководством английской контрразведки в феврале 1943 года взорвали немецкий завод по производству тяжелой воды в Веморке (Норвегия). Без тяжелой воды невозможно торможение нейтронов в реакторе, где получают материал для боеголовки. И немецкий атомный проект был отброшен назад.
6 августа 1945 года военно-воздушные силы США подвергли атомной бомбардировке японский город Хиросиму, а 9 августа — Нагасаки.
Это изменило политическую обстановку в мире. Ни одна страна, включая СССР, не обладала таким оружием. США теперь имели военное превосходство над всеми. Была вероятность атомного удара вчерашними союзниками по городам СССР. И работы над отечественной бомбой форсировали.
Создали целую отрасль промышленности по выработке ядерного топлива. Успешное испытание первой советской атомной бомбы провели 29 августа 1949 года на полигоне в Семипалатинске (Казахстан).
«Баррандов»
Киностудию основали в 1921 году Вацлав Гавел (отец будущего президента Чехии) и его брат Милош.
Десятки павильонов, самое новое оснащение позволяли не только снимать фильмы, но и сдавать в аренду технику и площади коллегам из Европы.
После оккупации Праги в 1939-м студию облюбовало ведомство Геббельса. Там снимали исторические ленты о немецких полководцах, поднимая боевой дух нации. Часто в массовке использовали пленных. Временами там работала над картинами и Лени Рифеншталь, неоднозначная фигура в кинематографе ХХ века. Взлет ее режиссерской карьеры пришелся на период национал-социалистического движения в Германии. Снятые очень талантливо, ее фильмы пропагандировали величие Третьего рейха.
В 1945 году киностудия стала государственной. Наряду со своими картинами на студии снимали много советских: «Падение Берлина» (1949), «Майские звезды» (1959). Отметились там и белорусские кинематографисты. Лев Голуб в 1965-м снял там кино «Пущик едет в Прагу».
Еще материалы рубрики:
Какой из Мимино резидент ЦРУ?! Как подбирали актеров на роли в фильме «ТАСС уполномочен заявить»
На съемки «Кинг-Конга» деньги дал уроженец Минска. История фильма о любви красавицы и чудовища
«Раба любви». Как Михалков стал режиссером картины, которую изначально снимал другой постановщик
Смотрите также: