1200 90

От летчицы до кинорежиссера. Как Герой СССР Евгения Жигуленко 5 раз смело меняла свою жизнь

С детства Евгения Жигуленко мечтала о небе. Летчица участвовала в Крымской, Белорусской, Белостокской, Осовецкой, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. К ноябрю 1944-го совершила 773 ночных боевых вылета. Почему она поступила во ВГИК, когда ей было за 50 лет, и как она получила должность в министерстве культуры РСФСР — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

evgeniya zhigulenko

Дерзкий побег

1944 год. БССР. При передислокации подразделения командир звена ночного бомбардировочного авиаполка гвардии лейтенант Е. Жигуленко, управляя «Виллисом», попала в автомобильную аварию. Ее в бессознательном состоянии доставили в госпиталь, прооперировали. 24-летняя офицер пришла в себя только ночью в больничной палате.

Ночными ведьмами немцы прозвали полк не случайно. Они долго считали девушек-пилотов уголовницами-смертницами, у которых нет выбора: или в небо, или к стенке. Фрицы быстро прочувствовали на себе угрозу от их налетов. Вначале они потешались, называя их «рус-фанер». Машины, на которых воевали летчицы, представляли собой каркас из фанеры с полотняной обшивкой. При любом обстреле такое «чудо техники» сгорало в небе как лист бумаги. Поэтому днем летали крайне редко. Их служба начиналась только после захода солнца. У каждой выработался своеобразный инстинкт: с наступлением темноты тянуло к штурвалу самолета — в небо.

А теперь Женя лежала на больничной койке… И однажды вечером, дождавшись, когда дежурный персонал задремал, она позаимствовала чужой халат (не бежать же в нижнем белье!), тихо вышла во двор, угнала грузовик и умчалась в расположение своей части.

Шестое чувство

Евгения Андреевна ничего не знала о происхождении своей семьи. Будущий отец в годы Гражданской войны был беспризорником, украл документы у некоего Андрея Жигуленко. По ним и жил.

В детском доме познакомился с будущей супругой. В 1920-м в Краснодаре родилась Женя. Семья переехала в Тихорецк. В то неспокойное время было безопаснее проживать в небольших местечках. Еще в детстве девчонка «заболела» небом. На стадион около ее школы приземлялись парашютисты местного аэроклуба. В 7-м классе она подала туда заявление, однако мечтательнице строго ответили: принимают с 9-го. Настырная, она экстерном сдала экзамены, и ей позволили перейти в 9-й класс. Но возраст изменить невозможно! Жигуленко снова не взяли в аэроклуб. Она не успокаивалась. Даже написала наркому обороны Клименту Ворошилову письмо с просьбой зачислить ее в Военно-воздушную академию. На удивление, ей ответили, что до академии нужно отучиться в авиационно-техническом училище.

v nebe nochnye vedmy2

Кадр из фильма «В небе «ночные ведьмы»

После окончания 10-го класса, несмотря на запреты родителей, Женя сбежала в столицу и поступила в Дирижаблестроительный институт (Московский авиационно-технологический институт). Окончила школу летчиков при Московском аэроклубе имени Чкалова.

После начала войны с подругами по аэроклубу отправилась в военкомат.

Девушки требовали призвать их в авиацию, показывали документы, свидетельствующие о допуске к полетам, но получили отказ. Только после коллективного обращения Жигуленко с будущими однополчанками направили в женскую авиационную часть под командованием Марины Расковой в город Энгельс. Оттуда после переподготовки — на фронт в составе 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка.

Сегодня Женю назвали бы девушкой модельной внешности. В те годы прок от этого был один: будучи высокой, она стояла первой на построении и быстрее других добегала до самолета, успевала раньше всех занять взлетную полосу и стартовать. Сначала Жигуленко летала в качестве штурмана и бомбардира, а с апреля 1943-го стала пилотом. На цель, хорошо замаскированную и почти неразличимую на земле, выходила без радионаводок, угадывая ее шестым чувством. Как-то раз самолеты ее подруг попали под перекрестные лучи немецких прожекторов. Это неминуемая гибель! Женя увела на себя прожекторы и огонь зениток, сумев в небе сманеврировать и уйти.

Керченско-Эльтигенская десантная операция началась 31 октября 1943 года. Девушкам приходилось сбрасывать с самолетов кожаные мешки с боеприпасами и продовольствием для матросов на узкую полосу крымского берега. Однажды Е. Жигуленко уходила от зенитного огня. Самолет носило из стороны в сторону. Вдруг она начала быстро снижаться, будто ее сбили. Немцы так и подумали, начали искать иную цель. А Женя, едва не врезавшись в землю, сбросила груз, выровняла крылатую машину и вернулась к своим. Никто не мог понять, как она долетела на искореженном пулеметными очередями По-2.

Девушка участвовала в Крымской, Белорусской, Белостокской, Осовецкой, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. К ноябрю 1944-го совершила 773 ночных боевых вылета. 23 февраля 1945 года, в день Красной армии, гвардии лейтенант Жигуленко узнала о присвоении ей звания Героя Советского Союза.

bp

Кадр из фильма «В небе «ночные ведьмы»

Изменить все

После Победы 15 октября 1945-го 46-й гвардейский авиаполк расформировали. Но Евгению оставили в ВВС, отправив на Дальний Восток в качестве штурмана. В 1948 году она вышла замуж, родила сына. Но супруг бросил семью, когда выяснилось, что ребенок безнадежно болен. Малыш скончался через несколько лет.

В середине 1950-х начались сокращения в армии. Несмотря на то, что она заочно окончила Военно-политическую академию имени В. И. Ленина, ее отправили в отставку. Вернулась в Краснодарский край. Поселилась в Сочи, где Жигуленко выбрали депутатом городского Совета, а после предложили ей возглавить управление культуры города. Благодаря усилиям бывшей летчицы открывались новые выставки, построили концертно-театральный зал «Фестивальный». Ее заметили в Москве и предложили должность в Министерстве культуры РСФСР. Е. Жигуленко продолжала фонтанировать идеями.

Когда ей было за 50 лет, вдруг решила все изменить в своей жизни. Поступила на режиссерский факультет ВГИКа. Окончила его, пошла работать в штат Киностудии имени Горького. Сначала сняла короткометражку о своих боевых подругах «Одни сутки из тысячи ста». В 1981-м на экраны вышла ее полнометражная картина «В небе «ночные ведьмы». Фильм снимали на натуре в Крыму, где полк воевал зимой и весной 1944 года. В 1984-м она выпустила военно-приключенческую ленту «Без права на провал» о юном разведчике по имени Василек. В этом кино Е. Жигуленко стала еще и актрисой, сыграв одну из больших ролей. Если учесть юношеские искания, Великую Отечественную, послевоенную службу в ВВС, работу чиновницей от культуры, то режиссура стала пятой главой в книге судьбы Жигуленко. Но эта часть не столько о ней, сколько обо всех ее однополчанках, выживших и погибших.

Читайте также:

Какие улицы в Московском районе названы в честь Героев Советского Союза

Как минские подпольщицы, сбежавшие из концлагеря, организовали партизанский отряд в Арагонских лесах

«Пять судеб — одна война». Эксклюзивный проект агентства «Минск-Новости»

За что гитлеровцы прозвали летчиц 46-го авиаполка ведьмами, и кто руководил ночными пилотами

Какие улицы в Партизанском районе Минска названы в честь Героев Советского Союза

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Делегация Мурманской области возложила венок к монументу Победы

Делегация во главе с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом возложила венок к монументу Победы 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 12 kopiya

Сопровождала делегацию первый заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич.

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 09 kopiya

Память о тех людях, что защитили, спасли Родину, живет в наших сердцах. Именно на ней воспитывается нынешнее поколение. В Мурманске есть мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны», который называется «Алёша». Наши белорусские братья не раз побывали там и почтили память героев, —сказал А. Чибис. — Мы братские народы, мы едины. Чтим эту память, и благодаря ей молодежь получает правильные посылы. Нет сомнений: она готова в любой момент защитить свою страну.

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 02 kopiya

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 03 kopiya

А. Чибис также отметил, что для него большая честь сегодня быть здесь, в Беларуси, у Вечного огня, и почтить память всех защитников, воинов Красной армии СССР.

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 10 kopiya

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 16 kopiya

Вечная память героям. Важно, чтобы будущие поколения продолжали воспитываться на этих ценностях, — подчеркнул губернатор Мурманской области.

Фото Сергея Лукашова

Депутаты Мингорсовета утвердили Концепцию развития велосипедного движения до 2030 г.

Концепцию развития велосипедного движения в столице до 2030 года утвердили на 7-й внеочередной сессии Минского городского Совета депутатов 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости». 

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 511 kopiya

Необходимость принятия нового решения обусловлена развитием велодвижения, а также актуализацией данных и планов по его дальнейшему развитию, — пояснил начальник главного управления спорта и туризма Мингорисполкома Максим Воропай. — Реализация концепции будет способствовать обеспечению открытости, безопасности и экологической устойчивости города, интенсивному развитию велосипедной инфраструктуры, предназначенной для повышения физической активности населения, расширит возможность беспрепятственных передвижений населения с использованием велосипедов.

М. Воропай рассказал, что велосипед в столице в основном применяется как средство для отдыха и физической культуры, при этом его использование носит сезонный характер. К 2024 году протяженность велодорожек столицы составила более 293 км, из них магистральной велодорожки — 27 км, велодорожки на проезжей части — 2,1 км, обособленных и совмещенных (адаптированных) дорожек — более 264 км. Для велосипедистов в Минске установлено 5 852 светофора, создано 1 650 велопарковок, 5 навесов, 82 велогаража и 72 велобокса. В каждом районе столицы разработаны велопешеходные туристические маршруты общей протяженностью около 70 км.

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 974 kopiya

Основными же проблемами развития велосипедного движения остаются отсутствие необходимой протяженности велосипедных путей и их соединения в единую сеть, а также несоответствие требованиям качества дорожного покрытия и бортовых камней проезжей части, недостаток технических средств организации велосипедного движения, — уточнил М. Воропай.

В числе основных направлений развития велосипедного движения в столице значатся создание сети велосипедных коммуникаций, ее привязка и инфраструктуры к проектам строительства, реконструкции и капитального ремонта улично-дорожной сети.

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 946 kopiya

К 2030 году в Минске должно быть создано до 380 километров основных велосипедных путей в виде обособленных велодорожек и адаптированных для велодвижения тротуаров, — подчеркнул М. Воропай.

Кроме этого, политика по развитию велосипедного движения в Минске предполагает и такие меры, как создание более усовершенствованных конструкций велосипедов, организацию в учреждениях образования системы обучения несовершеннолетних безопасному поведению при движении на велосипеде по общедоступной сети улиц и автомобильных дорог, организацию дополнительной подготовки велосипедистов, достигших совершеннолетнего возраста, обеспечение непрерывной безбарьерной среды (отсутствие препятствий для движения и обеспечение надлежащего качества дорожного покрытия по маршрутам велосипедного движения).

Проведение таких мероприятий, как «День без автомобиля», «Першы ровар», «В школу на велосипеде», способствует закреплению у граждан положительного стереотипа об использовании в дорожном движении велосипедов, а у велосипедистов — модели безопасного поведения на дорогах, — дополнил М. Воропай.

Справочно

Принятое в 2011 году решение Мингорсовета «Об утверждении Концепции обеспечения системы велосипедного движения в г. Минске» признано утратившим силу.

Фото Ирины Малиновской