Почему Гурченко едва не погибла во время съемок фильма «Моя морячка» в Московском цирке
Гурченко едва не погибла во время съемок фильма «Моя морячка» в Московском цирке. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В курортном городке массовик-затейник Людмила Пашкова проводит конкурс «Где вы, таланты?». Михаил Гудков из Мурманска каждый вечер выходит на сцену с одной и той же песней, но принципиальная ведущая не награждает его призом до тех пор, пока публика не становится на сторону мужчины.
В финале выясняется: Гудков не тот, за кого себя выдавал. Он известный режиссер из Москвы, который впоследствии приглашает Людмилу в свою постановку.
В сложное время
1990 год выдался, мягко говоря, не самым приятным для советских людей. К этому времени перестройку и гласность на Западе и дома оценивали по-разному. Там перестройка — это Горбачев, объединение Германии, дарование свобод соцлагерю. А в СССР она ассоциировалась с пустыми полками магазинов, кровавыми конфликтами в республиках, безверием и тревогой. Зарплаты оставались прежними, но за них уже ничего нельзя было купить в связи с инфляцией и отсутствием товаров. Во многом жизнь походила на пир во время чумы: на дискотеках до упаду танцевали ламбаду, а из киосков звукозаписи доносились песни вроде «Твои зеленые лосины во мне самом родят лося».
В этот непростой год Анатолий Эйрамджан решил снимать очередную бесхитростную комедию. В позднем СССР он был известным литератором. По его сценариям на советских киностудиях создали ленты «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), «Где находится нофелет?» (1987). Не шедевры, но людям всегда нравилась кинобеллетристика. Потом режиссер попробовал работать самостоятельно, без помощи государства. Сам писал сценарии, сам снимал. Так называемые кооперативные фильмы позднего Советского Союза не отличались глубиной и в большинстве своем считались однодневками. Однако коммерческие комедии Эйрамджана можно назвать удачными. Первую продюсерскую картину в СССР снял именно он. Это фильм «За прекрасных дам!» (1989) с Александром Абдуловым и Александром Панкратовым-Черным в главных ролях. Потом была лента «Бабник» (1990), где снялись Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Ирина Муравьева.
Для производства режиссер открыл студию «Одеон», которая за 15 лет создала 22 фильма, включая «Мою морячку» (1990).
Семейный подряд
Как и в прежние свои фильмы, Анатолий Эйрамджан пригласил актеров первой величины, которые в тот период сидели без работы и денег. Он не обещал их озолотить, но возможность поехать сниматься к морю с гарантией бесплатного проживания в гостинице прельстила многих. Главного массовика-затейника Людмилу Пашкову сыграла Людмила Гурченко. Роль аккордеонистки Татьяны Пташук должна была исполнить Нонна Мордюкова. Однако у нее умер сын. Актрису подменила Татьяна Васильева, у которой, кстати, есть белорусские корни по линии отца-фронтовика. Она приехала сниматься с супругом Георгием Мартиросяном, также сыгравшем в одном эпизоде.
Роль Михаила Гудкова досталась Михаилу Державину, который тоже взял свою вторую половину Роксану Бабаян — женщина в фильме промелькнула в образе работницы проката музыкальных инструментов, а в остальное время ходила на рынок за продуктами и готовила обеды для всей съемочной группы.
Любовь Полищук в своем эпизоде гротескно исполнила пресловутую ламбаду.
Компанию знаменитых актеров удачно разбавили молодые коллеги. Николая, экранного сына Гурченко, сыграл Роман Рязанцев. Он прежде не снимался в кино, а выступал в Большом детском хоре Гостелерадио СССР, откуда и остались знакомства. Благодаря одному из таких ассистент пригласила его на пробы. Там пришлось соврать, что парень умеет танцевать чечетку. Правда, до съемок он успел освоить танец. Роль девушки Николая исполнила Анастасия Немоляева. После фильма «Курьер» (1986) ее уже узнавали. Будучи буквально на голову выше Рязанцева, девушка отказалась в кадре от каблуков и всегда выбирала положение, чтобы они выглядели людьми одного роста.
Шок актрисы
Картину сняли в Феодосии и Коктебеле всего за 10 дней! Экономили драгоценную пленку, не позволяя себе лишних дублей. А бесплатную массовку собирали так. Второй режиссер Нонна Агаджанова приходила с мегафоном на пляж, предлагала сняться в кино вместе с популярными актерами, перечисляя фамилии исполнителей главных ролей. От желающих не было отбоя. Они собирались в небольшом зале и подпевали Державину, когда тот пел в кадре: «Приходи ко мне, морячка, я любовь тебе отдам!»
Атмосфера в период съемок была семейной. Вечерами собирались за столом, однако не хватало спиртного. Несмотря на сухой закон в стране, Татьяна Васильева шла в знакомые ей места и всегда приходила с водкой.
Из бюджетных соображений все актеры снимались в своей одежде. Державин появлялся в кадре в майке с надписью «Барселона-92», поэтому многие думают, что кино именно этого года. На деле майки выпустили ограниченной партией заранее и продавали их только в Каталонии. Такую эксклюзивную маечку привез из Италии оператор Наум Ардашников и подарил Нонне Агаджановой. А у Нонны ее выпросил Михаил Державин!
В одном из интервью Роман Рязанцев рассказывал, как однажды зашел к гримерам и увидел на специальной колодке… волосы Гурченко! Оказалось, это парик. В нем, как сообщили гримеры, в фильме «Тегеран-43» снималась Наталья Белохвостикова, но во избежание скандала попросили об этом Людмиле Марковне не говорить. А еще вспоминал, что к ней приезжал ее четвертый супруг Константин Купервейс и умолял всех беречь Люсю. Предупреждал, что у актрисы недавно был перелом и в ноге до сих пор стоит штырь. Если бы муж знал, что ее жизнь окажется под угрозой… Последнюю часть фильма снимали в Московском цирке на Цветном бульваре. Гурченко в роскошном платье стояла посреди арены, как вдруг под куполом раздался истошный вопль: «Поберегись!» Спустя секунду в нескольких сантиметрах от нее упал огромный мешок с песком. Это был оторвавшийся противовес канатов и трапеций. Стояла бы она чуть левее… Людмила Марковна выругалась. Потом, словно слегка подшофе, медленно подошла к бортику сцены. Села на него. Закрыла лицо ладонями. И так просидела минут пять. Благо всё обошлось.
Когда речь заходит о фильмах Эйрамджана, многие снисходительно улыбаются, называя их дешевыми поделками. По признанию автора, бюджеты его картин не составляли более 70–100 тысяч долларов, а это очень маленькая цифра для полнометражного формата, снятого на пленку. Конечно, бывали неудачи. Но в основном получались простые, добрые и понятные комедии без притязаний на элитарность. Попросту говоря, народное кино. «Моя морячка» — одно из таких.
Еще материалы рубрики:
«Вдовы». Благодаря этой ленте женщинам, не дождавшимся мужей с фронта, увеличили пенсию
«Следствие ведут ЗнаТоКи». Какие события вынудили актера Каневского остаться в этом проекте