Полистав ТВ-программу в архивах «Вечерки», можно понять, что показывали белорусам по телевизору в эпоху Брежнева
Несмотря на то что к 1978 году Комитет по радиовещанию и телевидению БССР располагал аппаратно-студийными комплексами на Макаенка, 9, Коммунистической, 6, и студиями телевидения в каждом областном городе, белорусского телеканала в чистом виде в эфире не существовало. Он появился лишь в январе 1981-го. Подробности из жизни городской газеты – в материале корреспондента газеты «Вечерний Минск».
До этого момента начиная с 1972 года белорусы довольствовались тремя московскими телеканалами, на платформе которых периодически выходили передачи, сделанные в БССР. Прежде всего это региональные новости, свои в каждой области, вещающие на частоте Центрального телевидения, документальные фильмы и телевизионные очерки. Белорусы имели возможность запустить собственный телеканал гораздо раньше, но это был вопрос политический. Телевидение всегда считалось мощнейшим идеологическим рупором. Поэтому общественно-политическое вещание, особенно касавшееся внешней политики, должно было вестись из центра, то есть из Москвы, столицы СССР. Естественно, речь об итоговой новостной программе «Время», о текущих выпусках новостей, «Международной панораме», беседах с политическими обозревателями из центральных изданий на актуальные темы. Республики производили в основном развлекательный, культурно-просветительский, образовательный контент. Давали зарисовки, связанные с национальной культурой и местными знаковыми личностями.
Еще в середине 1960-х началось собственное производство художественных и документальных телефильмов (на базе главной редакции «Телефильм»). Причем иногда выходили телевизионные ленты, что называется, всесоюзного размаха. Например, в 1971 году белорусские телевизионщики сняли трехсерийный кинохит по одноименному роману Роберта Пенна Уоррена «Вся королевская рать». Заявку на экранизацию почти одновременно подали Станислав Ростоцкий на «Мосфильме» и Александр Гуткович в Гостелерадио БССР. Вопрос решился в пользу Минска благодаря личному вмешательству первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии Петра Машерова. В картине снялись такие звезды первой величины, как Олег Ефремов, Георгий Жженов, Лев Дуров, Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев и десятки других. Картина была показана по Центральному телевидению, но впереди ждали неприятности. Неизвестные сообщили в правоохранительные органы, что во время производства кино имели место хищения. Оказалось, директор съемочной группы Даниил Нежинский заработал на «мертвых душах» — приписал несколько сотен не существовавших актеров массовки, которым начислялось по 3 рубля в день, и присвоил деньги себе. Что-то прихватил из бюджета, предназначенного для оплаты строительства декораций. В конечном итоге он получил 6 лет лишения свободы. После фельетона в главном печатном издании страны — газете «Правда» о хищениях на Белорусском телевидении председатель Гостелерадио БССР Вячеслав Полесский, по одной версии, умер от сердечного приступа в своем кабинете, по другой, покончил с собой.
После этого случая Гостелерадио БССР долго не бралось за осуществление масштабных кинопроектов.
Перегибы случались
По понедельникам, а иногда и во вторник вещание всех трех телепрограмм часто начиналось после 15 часов. Возможно, это было связано с технической профилактикой или с тем, что советскому человеку незачем в начале недели с утра смотреть телевизор! Домохозяйки довольствовались радиоточками, работавшими почти в каждой кухне. Народ привык, что радио «нам не препятствует, играет себе и играет».
Когда телевещание появлялось утром буднего дня, то все начиналось с зарядки. Но почему-то в 8:40, когда все либо уже на работе, либо в пути. Дальше могли показать передачу «Отзовитесь, горнисты». Как правило, это был рассказ об отличившейся пионерской дружине или о станции юных техников, словом, о подрастающем поколении. Правда, в дворовом фольклоре горнистами называли тех, кто утром шел в магазин за портвейном по 93 копейки, потом за углом откупоривал бутылку и, запрокинув ее, как горн, выпивал из горлышка целиком. Поэтому название программы иногда становилось поводом для шуток.
Чередование белорусских и московских программ иногда выглядело так. Например, 18 июня 1980 года, среда, 15:45, «Приходи, сказка». О творчестве воспитанников детсада № 320 г. Минска. А следующая передача уже из Москвы: 16:15, «Коммунисты Израиля в борьбе за справедливое решение ближневосточной проблемы». Всему виной дефицит эфирного времени и отсутствие локализации по темам. Все было не так однозначно, как сегодня, когда есть Белтелерадиокомпания, несколько отечественных телеканалов, где составляется собственная сетка вещания, а тематика разведена на разные кнопки: спорт — на «Беларусь 5», культура — на «Беларусь 3» и т. д.
Впрочем, узкое профилирование все же имело место. По 3-му каналу часто демонстрировали образовательные программы. Однако чередование тоже выглядело неоднозначно. К примеру, 17 сентября 1980 года для учащихся 9-х классов транслировали «Апрельские тезисы В. И. Ленина», потом сразу показали «Спокойной ночи, малыши!», а в ней – мультфильм «Буратино заигрался!», а после этого немедленно 6-ю серию фильма «Карл Маркс в молодые годы», чтобы телезрителей, как говорится, пробрало!
Интересно проследить некоторые тенденции. Например, в 1977 году почти ежедневно в эфире по одному из трех телеканалов демонстрировали фильм-спектакль иногда белорусского, но чаще московского производства. Хотя, надо отметить, отечественные спектакли, снятые многокамерным методом, не были обделены эфирами. Однако после «Олимпиады-80» театр на телеэкране стал появляться гораздо реже. Зато транслировали много спорта — он занимал около 25 % телеэфира, судя по телепрограмме, опубликованной в «Вечерке».
Не так серо
Справедливости ради нельзя отечественное и всесоюзное телевидение красить одним серым цветом. Среди белорусских программ некоторые помнят такие, как «Высота», «ТелеОТК», «Перспективы», а еще телеспектакли «Люди на болоте», «Крах». После появления у нашей республики собственного канала в 1981 году начали выходить информационно-публицистические, научно-познавательные передачи, информационные программы «Панорама» и «Наш комментарий».
Московский контент советского периода памятен больше. Часть его остается в эфире и сегодня. Прежде всего это «КВН», «Что? Где? Когда?». Многие обожали «Очевидное — невероятное», «В мире животных», «Вокруг смеха». Взрослые с нетерпением ждали «Кабачок «13 стульев», дети — «В гостях у сказки». Не говоря уже о многосерийных фильмах, снятых специально для телеэфира, начиная от лент «Семнадцать мгновений весны» и «Место встречи изменить нельзя» и заканчивая «Визитом к Минотавру». Словом, выборочно было что посмотреть, а больше и не надо. Не сидеть же у экрана дни напролет.
Еще материалы рубрики:
Танцы и маргарин для похудения. Чем советских людей привлекала газетная реклама
Пастор с кольтом, смертоносная челюсть… Какими кошмарами Запада стращала минчан «Вечерка» в 1970-е
Как в СССР собирали автомобили для личного пользования. Яркие примеры от минских Кулибиных