В чем разница между советом ТОС и КОТОС и каково главное предназначение данных советов? Об этом рассказал председатель постоянной комиссии по самоуправлению и правопорядку Мингорсовета Вячеслав Кузнецов.
От тактики — к стратегии
— Вячеслав Николаевич, окружные советы территориального общественного самоуправления (советы ТОС) для Минска довольно новая форма самоуправления: первые заседания прошли только в мае 2024 года. Хотелось бы из уст председателя профильной комиссии городского Совета услышать об их главных задачах.
— Решение о создании советов ТОС в Минске принято депутатами Мингорсовета предыдущего созыва. Нынешний состав лишь реализует его. Создано 60 советов ТОС — по количеству избирательных округов в городе. Территориально полномочия каждого совета распространяются на ту часть столицы, в границах которого находится данный избирательный округ. Перед каждым советом ТОС стоит много задач. В их числе — содействие Мингорсовету в сборе и обработке информации о развитии округа; налаживание взаимодействия граждан, администрации района, субъектов хозяйствования и общественных формирований по вопросам развития и благоустройства территории; участие в информировании жителей по вопросам местного значения, сбор и обобщение предложений граждан. Особо нужно выделить необходимость координации работы по реализации гражданских инициатив.
В совет ТОС кроме депутата Мингорсовета, избранного в этом округе, могут входить председатели других органов территориального самоуправления, представители организаций ЖКХ и иных служб, обеспечивающих жизнедеятельность города, общественных объединений и некоммерческих организаций, действующих на данной территории, а также граждане по месту жительства. Представители организаций всех форм собственности, расположенных в округе, также имеют право отстаивать интересы своих трудовых коллективов.
Напомню, что совет ТОС ведет деятельность без образования юридического лица, а его члены работают на общественных началах.
— Минчане только-только привыкли к КОТОС, как в их повседневную жизнь начала входить новая похожая аббревиатура. Советы ТОС не подменяют функции КОТОС? Если нет, то в чем их принципиальная разница?
— Разница в масштабах и задачах. Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления (КОТОС) — это, говоря простым языком, группа неравнодушных жителей нескольких многоквартирных домов, которые хотят видеть свой двор ухоженным, подъезд — чистым, лавочки — окрашенными. И которые при этом стремятся сделать свою жизнь не только комфортнее, но и интереснее, устраивая, например, праздники двора. Задачи совета ТОС аналогичные, но гораздо масштабнее. Поэтому в него входят представители всех органов территориального самоуправления, в том числе и КОТОС.
Функционал решаемых вопросов тоже отличается. Если у КОТОС они исключительно локальные, то у советов ТОС еще и стратегические, подразумевающие работу по развитию округа на перспективу.
Принципиальное отличие и в том, что в совет ТОС входят не только те, кто проживает в округе, но и те, кто здесь работает. Развитие любого района столицы невозможно без развития предприятий и организаций, находящихся на его территории.
Что волнует горожан?
— Одно из предназначений совета ТОС — оказывать содействие гражданам, проживающим на территории округа, в формировании гражданских инициатив. Председатель Мингорсовета Артём Цуран подчеркнул, что с инициативой в Мингорсовет может обратиться любой совершеннолетний гражданин столицы, подав заявку в свободной форме. Важны лишь социальная значимость проекта и его востребованность.
— Подача заявок на участие в городском конкурсе гражданских инициатив завершилась 31 октября. В Мингорсовет их поступило 46, в том числе 15 предложений по обустройству спортивных площадок и тренажеров, еще 13 касались оборудования новых детских игровых комплексов. Минчане высказали также несколько предложений, связанных со строительством велопарковок и велогаражей.
— Какова дальнейшая судьба этих инициатив?
— Каждая из них будет изучена и проанализирована в советах ТОС, администрациях районов, соответствующих компетентных службах города. Это нужно для того, чтобы выяснить их актуальность для данного округа и возможность реализации. Перечень лучших проектов вынесут на утверждение на декабрьской сессии Мингорсовета для их реализации в 2025 году и выделения соответствующих объемов финансирования.
— Но существует еще одно условие: 10 % необходимых для реализации инициативы средств должны собрать сами инициаторы, оставшиеся 90 % выделят из бюджета. А если инициатор не сможет собрать все 10 %, ему будет автоматически отказано в реализации проекта?
— Все зависит от актуальности самого проекта. Предположим, кто-то инициирует строительство гаража на 20 велосипедов стоимостью 6 тысяч рублей. Но он готов вложить не 600 рублей, а всего 300. Если строительство места хранения велосипедов здесь действительно актуально и возможно, то недостающую сумму можно помочь инициатору найти из спонсорских и других средств, разрешенных законом. Денежная составляющая в данном случае важна не сама по себе, а как знак соучастия, солидарности граждан и власти в нужном городу деле. То, что ты сам построил, во что вложил свои труд и деньги, ценится, как правило, гораздо больше.
— Городской конкурс гражданских инициатив в этом году закончился. Но означает ли это, что Мингорсовет их уже не принимает?
— Мингорсовет проводит подобный конкурс впервые. Будем считать его пилотным. Депутаты выработают четкую систему по работе с гражданскими инициативами, которые всегда приветствуются.
Помочь решить вопрос
— Поясните, пожалуйста, максимально просто, как отличить инициативу от обычного обращения, предложения, жалобы, постоянно поступающих в местные органы государственной власти.
— Инициатива касается проблем, актуальных для большого числа горожан, а ее реализация требует определенных финансовых трат, не предусмотренных в городском бюджете. Например, перегоревшая у входа в многоквартирный дом лампочка тоже волнует десятки проживающих здесь человек. Однако ее замена входит в функциональные обязанности соответствующих коммунальных служб и на ее замену в бюджете этой организации заранее предусмотрены деньги.
А вот, к примеру, предложение представителей КОТОС-11 об установке макета самолета в память о Герое Советского Союза летчике Борисе Окрестине в сквере, который носит его имя, — это уже гражданская инициатива. Благодаря поддержке администрации Московского района и предприятий города она была реализована.
— Выдвигает ли молодежь значимые для города инициативы? И вообще, насколько активно молодые люди работают в советах ТОС?
— Молодежь представлена практически во всех 60 советах. Но, во-первых, хотелось бы более значимого представительства, а во-вторых, больше инициатив от молодых горожан.
— Советы ТОС работают всего полгода. Можно ли уже оценить их эффективность?
— Приоритетное направление в работе членов советов ТОС — взаимодействие с населением. Совместно с депутатами было решено свыше 1 400 вопросов горожан. В основном они касались жилищно-коммунального хозяйства, образования и социальной защиты, строительства и торговли, здравоохранения. Среди самых часто задаваемых вопросов — уборка подъездов и дворов, благоустройство детских площадок, скамеек, дорожек, лестниц, подъездов и входных групп, обрезка деревьев и кустарников…
Администрации районов выделили помещения для работы советов ТОС. Очень часто они находятся рядом с опорными пунктами милиции, жилищными службами. Немаловажно и то, что там прием граждан идет постоянно. То есть вопрос своему депутату Мингорсовета можно задать не только во время личного приема, в единый день приема депутатов Мингорсовета, но и в другие дни через его помощника.
Советы ТОС все еще в стадии становления. Эффективность работы каждого из них зависит и от района, и от самого депутата, его опыта. В любом случае это работающий депутатский штаб, который помогает народному избраннику эффективно выстроить работу с обращениями и инициативами избирателей.
— Председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев недавно провел выездное совещание по работе окружных советов территориального общественного самоуправления в столице в окружном совете ТОС на улице Асаналиева. Он, в частности, отметил, что для многих горожан ключевым вопросом является состояние их домов и дворовых территорий. При этом глава города заверил, что финансирование для этих целей (например, для установки скамейки или укладки асфальта) в районных администрациях имеется в полном объеме. То есть, как я понимаю, дело в неравнодушии самих горожан?
— Прежде всего. Мингорисполком и Мингорсовет не оставят без внимания ни одно из обращений.