Сгоревшая звезда. Как сложилась жизнь актрисы Ирины Метлицкой
Ею восхищались мэтры советского кино и прочили невероятную славу. Жизнь распорядилась иначе. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Несоветское кино
Представьте сюжет. Трое благополучных мужчин — врач, скульптор и метрдотель — в пьяном угаре на даче ввели девушке-журналисту по имени Ольга наркотический препарат и надругались над ней. Потерпевшая решает не обращаться в милицию, а мстить самостоятельно. Продав драгоценные серьги и заплатив криминальному авторитету, просит наказать обидчиков.
Когда изнасиловали дочь метрдотеля, напуганные мужчины направили к Ольге парламентера Андрея, планируя откупиться. Он тоже присутствовал на даче, в надругательстве участия не принимал, но и не предотвратил. В коридоре квартиры, увидев заявившегося к ней парня из той самой компании, девушка ранит его ножом. Скорую вызвать нельзя, привлекут. И тогда Ольга начинает выхаживать раненого Андрея. Между ними возникает симпатия.
Тем временем несчастья насильников продолжаются. Врача похищают и делают наркоманом, от чего он умирает. Скульптор гибнет в автокатастрофе. Ольга пытается отменить свой заказ, но авторитет не выходит на связь. Механизм запущен, обратного пути нет. Поскольку Андрей был в списке, переданном бандитам, девушка понимает: за ним тоже придут. Она решает спасти его во что бы то ни стало.
И это не Голливуд, а советский фильм «Палач» (1990) режиссера Виктора Сергеева. Через год он снимет еще один кинохит «Гений» с Абдуловым в главной роли. Но речь сейчас пойдет о «Палаче». Точнее, не о картине в целом, а об актрисе, сыгравшей главную роль. Ирина Метлицкая с первых минут приковывала к себе внимание. И не потому что красивая девушка с аристократической внешностью. На экране ее гнев и страдания настолько натуральные и всепроникающие, что даже спустя 30 лет после выхода ленты впечатление от увиденного не покидает.
Верно сказал о ней Олег Табаков: «Увидел — словно проглотил атом солнца».
Расписание на послезавтра
Ирина родилась в закрытом городе кораблестроителей Северодвинске в 1961 году. Но родители вскоре развелись, и она с мамой приехала в Минск. С финансами было туго, и они снимали комнату. Денег едва хватало на еду. Благодаря склонности к точным наукам Ирина училась в школе с физико-математическим уклоном. Среди одноклассников было много детей из благополучных семей. Пригласить кого-то в свою комнатушку она не могла. Держалась особняком.
Ограничивая круг общения, стала замкнутой, необщительной. Но со стороны всё выглядело так, будто заносчивая красавица не желает ни с кем общаться.
Когда будущая актриса училась в 10-м классе, белорусский режиссер Игорь Добролюбов начинал работу над фильмом «Расписание на послезавтра». События происходят в школе с физико-математическим уклоном. Поэтому именно в таких учреждениях образования он со своей командой подыскивал исполнителей. Метлицкая тоже попалась на глаза режиссеру.
С одной стороны, ученица выпускного класса должна думать об экзаменах и поступлении в вуз. С другой — очень хотелось перебороть свои комплексы, внутреннюю зажатость. И когда Ирину утвердили на роль Кати Шумейко, она решила шагнуть в неизвестность. Сначала съемки в кино представлялись как развлекательная экскурсия. Но выяснялось, что это тяжелый труд. Пришлось работать по 12–14 часов в сутки. Зато не зря. За съемки в этом фильме школьникам платили по 100 рублей в месяц. Работа вместе с озвучиванием длилась 10 месяцев. В сумме получалась 1 000 рублей. Стоимость нового мотоцикла «Ява». Выдавали, конечно, и суточные на питание. Ведь частично картину снимали в Вильнюсе и Москве. Школьные кабинеты выстроили в павильоне «Беларусьфильма». Работа на одной съемочной площадке с Олегом Далем, Маргаритой Тереховой, Евгением Стебловым не могла не завораживать. Сам фильм можно назвать знаковым. Правда, его невзлюбило педагогическое сообщество: мол, что это за партнерские отношения на равных между учениками и учителями? Но зрители ленту любят. Она вне времени. А школе, созданной на экране, можно позавидовать и сегодня.
В сердце Метлицкой закралось сомнение: стоит ли выбирать вуз с точными науками, чтобы потом всю жизнь провести в лаборатории какого-нибудь НИИ?
Счастлива в мезальянсе
Семейные договоренности оказались сильнее. Ира поступила на физический факультет БГУ. В какой-то момент мать заметила: ее конспекты пусты. Дочь отшучивалась. Тогда мама отправилась в вуз, где ей сообщили: Метлицкая 2 месяца не посещает занятия. В конечном итоге ее отчислили. Но физика уже была не нужна ей. Следующим же летом она, пройдя огромный конкурс, поступила в Театральное училище имени Б. В. Щукина. Еще студенткой ее приняли на работу в театр «Современник». Там на первых гастролях, которые по иронии судьбы проходили в Минске, познакомилась с Сергеем Газаровым. Вскоре они поженились. Окружающие были изумлены мезальянсом, вспоминали историю Квазимодо и Эсмеральды. Она — красивейшая в своем поколении актриса. Он — небольшого роста, лысеющий и толстеющий азербайджанец. Старше на 5 лет, а кажется, на все 20. Правда, сильный духом, прекрасный актер. Свидетели их отношений говорят, что брак был идеальным. Державшая всех на дистанции «снежная королева» Ира теперь была окрыленной.
В 1989 году вышел фильм «Куколка». Она сыграла учительницу, работающую в классе, где складываются непростые отношения. И в нем, против всех правил кинематографа, на крупном плане, где видно только ее лицо, Метлицкая произносит 8-минутный монолог о том, как просто сломать чужую жизнь. По запросу «монолог из фильма «Куколка» можно убедиться, что это не речь учителя, а молитва ангела, прошедшего геенну огненную. На это обратили внимание многие режиссеры и, конечно, зрители.
Держалась до последнего
Есть много киноактрис, чей звездный прорыв пришелся на конец 1980-х. После безвременья 1990-х им исполнилось 40 лет, и они остались невостребованными. Некоторым, кто попал в эту временную воронку, повезло больше, потому что они были не только красивы, но и талантливы. Это Ирина Розанова, Ингеборга Дапкунайте, Елена Яковлева. Ирина Метлицкая — их ровесница, и если бы судьба не обошлась с ней безжалостно, сегодня она находилась бы в ряду перечисленных.
В 1990-е она экспериментировала в театре. Из «Современника» ушла в театр Романа Виктюка. Ей исполнилось 30, когда она сыграла там Лолиту в пьесе по роману Набокова. Потом выходила на сцену Театра Луны под руководством Сергея Проханова. Несмотря на кризис, кооперативное кино продолжало существовать. В ее фильмографии 1990-х значится по 4 картины в год. Правда, единственная известная из них — «Макаров» Сергея Хотиненко.
В 1995-м у Метлицкой подтвердился страшный диагноз: лейкемия. Супруг обеспечивал всё возможное: от дорогих европейских клиник до знахарок. Одна из шарлатанок усугубила ситуацию, проводя лечение чередованием бани и переохлаждения.
Когда проходили съемки последней ее ленты «Черная вуаль», партнер по роли Сергей Маковецкий не мог понять, почему 35-летняя женщина наносит себе такой слой грима и прикалывает такое число локонов. Факт болезни скрывался. Только потом он понял, что собственных шикарных волос уже не было, как и здорового цвета лица. Но она продолжала работать. Вела кинофестивали, пока могла, оставалась на людях.
Актрисы не стало 5 июля 1997-го. На похоронах ее мама вдруг громко произнесла: «Ира очень тяжело умирала». Заплакали и мужчины, и женщины.
Еще материалы рубрики:
Ловил рыбу с Хемингуэем, пил виски с Керенским. Журналист Генрих Боровик отмечает день рождения
Как уроженец Витебская Вениамин Цукерман участвовал в создании атомной бомбы
Как уроженец Пинска Пол Бэран стал одним из отцов-основателей сети интернет