«Следствие ведут ЗнаТоКи». Какие события вынудили актера Каневского остаться в этом проекте
В восьмом фильме цикла преступник убил Томина не случайно. Каневский уходил из проекта, однако некоторые события вынудили его остаться. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино?
Следователь Павел Знаменский, инспектор уголовного розыска Александр Томин и эксперт-криминалист Зинаида Кибрит 20 лет работают в Московском уголовном розыске (МУР), раскрывая сложные преступления. У каждого свои задачи: Знаменский проводит допросы и работает с документами, Томин ищет улики и преследует подозреваемых, а Кибрит проводит экспертизы. Но все выводы команда делает коллегиально. Слово «ЗнаТоКи» — акроним из первых букв фамилий главных героев, который для них придумали коллеги по МУРу.
Думали, ненадолго
Началось с того, что министром внутренних дел СССР стал Николай Щелоков. Он решил реформировать аппарат своего ведомства, поднять авторитет работников в глазах советских граждан. Будучи другом и соратником Брежнева, Николай Анисимович мог влиять на любые сферы деятельности в стране. По его инициативе на киностудиях начали снимать больше лент, где показывали сложные милицейские будни в традициях классического детектива. Таким в ряду многочисленных картин мог стать цикл фильмов «Следствие ведут ЗнаТоКи».
Получив заказ на кино, редактор литературно-драматических программ Центрального телевидения Эмилия Каширникова отправилась в библиотеку читать детективную беллетристику. Обратила внимание на книги супругов Ольги и Александра Лавровых. Они не были профессиональными писателями. Ольга окончила редакторский факультет Полиграфического института, Александр служил в следственных органах. По вечерам они вместе придумывали и записывали сюжеты повестей. Благодаря занимаемой должности у Лаврова имелся доступ к архивам и он мог изучать уголовные дела прошлых лет.
После встречи с Эмилией Каширниковой пара написала сценарии пяти серий: «Черный маклер», «Ваше подлинное имя», «С поличным», «Повинную голову…» и «Динозавр». В них убийства, кражи, хищения и разоблачение шпиона. На этом сериал должен был завершиться. Однако после премьеры 14 февраля 1971-го на телевидение пришли мешки восторженных писем. Милицейскому начальству кино понравилось, поэтому о прекращении съемок не могло идти речи. И это странно, так как сериал до 1975 года делали в формате телеспектакля. На экране отсутствовали погони, перестрелки. Герои не действовали на улицах, а лишь сидели в кабинетах, бывали в квартирах преступников. Все эти декорации выстроили в павильонах «Останкино». Секрет в том, что авторы умело интриговали зрителей сюжетными загадками, аналитическими рассуждениями и страшными догадками. Еще один плюс в том, что постановщик и актеры не допускали профессиональных ошибок в поведении экранных милиционеров. Исполнители главных ролей перед началом работы прошли длительную стажировку в органах МВД. Присутствовали на допросах, выезжали на обыски и задержания. Практика продолжалась и после выхода первых серий, потом ее пришлось прекратить: задержанные начали узнавать актеров, ставших известными.
Сериал не собирались заканчивать, и Лаврову пришлось уйти из МВД, сделать написание сценариев основным видом деятельности. Путь к архивам для него остался открыт. Он общался со следователями, которые вели актуальные по тем временам дела. Поэтому появлялись новые серии о фальшивомонетчиках, казнокрадах, махинаторах — истории из реальной жизни. Со стороны МВД назначили кураторов, которые вычитывали сценарии и делали замечания. На определенных текстах могло стоять семь или восемь виз разных ведомств. Например, если в серии речь о пожаре и там фигурирует таможня, то будьте любезны, предоставьте визу от таможенников и пожарных.
Начиная с пятой серии акроним «ЗнаТоКи» в титрах стали писать заглавными буквами. С 1975-го начали снимать цикл фильмов в цвете, и он достиг своего пика популярности.
Главных озолотили
В начале производства актеров решили взять из одного театра, чтобы сразу заполучить сыгранный коллектив. Выбрали Театр на Малой Бронной.
Масштабного кастинга не проходило. Почти сразу утвердили Георгия Мартынюка на роль Знаменского. Леониду Каневскому предложили сыграть Томина. Роль Кибрит поначалу дали Анне Антоненко, однако перед сьемками выяснилось, что она в положении. Тогда Лавров посоветовал сыграть криминалиста Эльзе Леждей из Московского театра киноактера. В сравнении с Каневским и Мартынюком Леждей на тот момент была известной актрисой: во многом благодаря своему первому мужу, кинорежиссеру Владимиру Наумову, снялась в 22 картинах.
К 1973 году, когда в эфире побывали семь фильмов цикла, актеры поняли: они в западне. Зрители ассоциируют их только с милицейским сериалом, а режиссеры не предлагают других ролей. Шептались, будто от руководителей МВД поступила настоятельная просьба на киностудии не задействовать их в других фильмах. Тогда Каневский решил покинуть проект. После долгих переговоров авторы и кураторы согласились. Они нашли достойную замену. В группу должны были ввести нового милиционера в исполнении Льва Дурова, который уже фигурировал в ленте как сотрудник ГАИ и по сюжету просто сменил место службы. Поэтому восьмой фильм — «Побег» — заканчивается убийством Томина: в него стреляет сбежавший из тюрьмы преступник.
Но не тут-то было. Зрители взбунтовались. На телевидение начали приходить гневные письма и телеграммы с требованием вернуть Томина — Каневского. Некоторые всерьез заявляли: если Томина не вернут, они расколотят молотками или выкинут в окна свои телевизоры! Вряд ли Каневский прослезился и пошел навстречу зрителям лишь из-за писем. Для того чтобы дать согласие оставаться артистом одной роли, нужны веские причины. И они были. Кураторы назначили троим главным актерам баснословный гонорар. Один съемочный день народного артиста стоил в ту пору 56 рублей. Каневскому, Леждей и Мартынюку стали платить по 80 рублей! Это месячная зарплата молодого специалиста. Уже в начале девятой серии зрители снова увидели выжившего Томина, лежащего на больничной койке после ранения. Правда, преступник стрелял ему в живот, а у актера в кадре почему-то забинтована рука… Впрочем, энергичный Каневский умудрялся попадать и в другие картины.
Сняться в какой-либо из частей популярного сериала считалось престижным. Поэтому в разных эпизодах цикла роли исполняли знаменитости: Николай Караченцов, Леонид Куравлев, Наталья Гундарева, Александр Михайлов, Петр Щербаков. Отметился в этом кино и наш земляк, актер Николай Пастухов. Причем в сериал он попал дважды, сыграв совершенно разных людей. В восьмом фильме — «Побег» — он в роли начальника Еловского РОВД Алексея Гусева. А в 11-м — «Любой ценой» — он уже арестованный расхититель Тобольцев. Не отследили ассистенты режиссера смену типажа!
Тетю жалко…
Сериал в разные годы снимали семь режиссеров. Из них самый известный сегодня — Владимир Хотиненко.
Нельзя было не заметить, что качество фильма из локального павильонного со временем вышло на уровень полнометражного, с множеством съемочных объектов и сложнопостановочных сцен с драками и погонями.
Приемка серий происходила по-разному. Когда сдавали 13-ю картину — «До третьего выстрела», — консультант смог приехать лишь в воскресенье. На просмотр взял с собой внука, ученика начальных классов. В конце сюжета добрейшего инспектора по делам несовершеннолетних, которую сыграла Анна Каменкова, ее же воспитанники-подростки лишили жизни. Внук генерала расплакался в зале: убили хорошую тетю… Финал пришлось переделывать, досняв сцену с диалогом о том, что девушка в больнице, жива и врачи ее спасут.
Конфуз случился и с фильмом № 17. Глава Гостелерадио Лапин отсмотрел серии, одобрил и поставил их в ТВ-программу. Но его заместитель, выскочка, вероятно, знавший о скорых переменах в стране, обвинил Лапина в антипартийном поведении и повез кино самому председателю КГБ Андропову. В ленте речь о том, что скромный гражданин ведет двойную жизнь. В одной он труженик, а в другой — богатый мошенник и мажор. Юрий Владимирович, ознакомившись с материалом, сказал: «Так резко еще рано». Вторую серию пришлось переснимать, ломая сюжет. Она вышла в эфир 9 ноября 1982 года! А на следующий день умер Брежнев. Страну возглавил Андропов. Главного покровителя сериала министра МВД Щелокова сняли с должности. Выявили злоупотребления служебным положением, кажущиеся сегодня пустяком. Например, хоронил тестя за счет средств районного УВД. Потом Николая Анисимовича лишили всех наград, кроме боевых, исключили из партии. Вскоре бывший глава милицейского ведомства застрелился.
Сериал исчез с телеэкранов. 18-й фильм — «Полуденный вор» — зрители увидели лишь 23 марта 1985-го. Кстати, это очень удачная лента с Мариной Нееловой в одной из главных ролей.
Менялась страна — менялся и сериал. Песню «Наша служба и опасна, и трудна» заменили на другую. Над прежней хоть все и подшучивали, но к ней привыкли. В целом старое доброе кино о знатоках, где оставалась надежда на перевоспитание преступников, постепенно утрачивало душевность. Будучи зеркалом времени, картина о знатоках рассказывала о расследовании дел, связанных с наркомафией, бандитизмом, убийствами, рэкетом. В ленте появился натурализм. В конце 1980-х зрителям хватало страхов и на улицах. Бояться перед экранами телевизоров они тогда еще не привыкли. Последний, 22-й фильм — «Мафия» — показали в 1989-м. Существовал сценарий и следующего — о хищении золота с приисков. Но Центральное телевидение отказалось от продолжения цикла. А в связи с валом разоблачительных статей о деятельности НКВД — МВД в разные годы народ перестал верить в истории про добрых и умных стражей порядка. Такой перегиб в политике гласности имел место.
Лишь в 2002-м режиссер Владимир Хотиненко вернулся к теме и сделал 23-ю и 24-ю ленты из цикла «Следствие ведут ЗнаТоКи» с участием постаревших Томина и Знаменского. К счастью, Каневский и Мартынюк были в добром здравии. Леждей ушла из жизни за год до этого. Эксперта сыграла Лидия Вележева. Ее представили молодым специалистом.
Сегодня некоторые истории из старого сериала смотрятся на одном дыхании, другие кажутся очень наивными. Но главное, в них присутствует глубокая проработка характеров героев. Их столкновение и взаимодействие. Иногда благодаря этому отрицательные персонажи затмевают главных героев своим обаянием. Именно тонкости человеческих взаимоотношений не хватает в нынешнем детективном кино.
Постскриптум
Напугал старушек
Советские люди в основном не отличались наивностью. Но почему-то некоторые из них полагали, что Томин, Знаменский и Кибрит действительно работники милиции, а телевидение пристально следит за ними и освещает их работу.
Однажды супруга актера Георгия Мартынюка попросила его купить у бабушек возле метро зелень: петрушку, зеленый лук, укроп. Как известно, подобную неофициальную торговлю запрещали. Как только актер вышел из подземного перехода и зашагал в сторону старушек, они его узнали и, схватив свой товар, бросились врассыпную. Считали, что майор Знаменский их оштрафует! Как рассказывал актер, не мог же он бежать за ними и на ходу пояснять, что не имеет никакого отношения к правоохранительным органам.
Последняя надежда
Образы героев тесно переплелись с личностями актеров. Даже те граждане, которые понимали, что сериал всего лишь вымысел, верили во влияние команды создателей на руководство МВД. Редактор цикла Эмилия Каширникова вспоминала: «У моего стола стояли мешки с письмами. Читать многие из них было невероятно тяжело: родители просили разобраться, почему в армии погиб их единственный сын; отец девочки, погибшей от лопастей моторной лодки, прислал толстую тетрадь с расчетами, доказывающими виновность того, кто управлял лодкой; мать доказывала невиновность сына-студента, обвиненного в убийстве. Я потеряла сон, рассылая эти обращения в разные инстанции: в прокуратуру, следственные органы, различные министерства».
Всесильный Томин
Леонида Каневского на проходной театра нередко поджидали люди, приехавшие из дальних городов СССР. Рассказывали о несправедливо осужденных родственниках и ждали от Томина помощи. Всё, что он мог сделать, — дать им телефон хорошего адвоката, а иногда частично оплатить его работу. До какого-то момента актер пытался объяснять: он никакого влияния на суды не имеет. Но потом перестал это делать. Понял: люди не верят, что Томин, которого знает вся стана, не всесилен.
Правда, узнаваемость всё же приносила плоды. Каневский любил полихачить за рулем, но ГАИ никогда не штрафовала его за превышение скорости. Более того, ее сотрудники отдавали честь майору Томину.
В эпоху дефицита актер брал приятелей из съемочной группы в лице редакторов, операторов, костюмеров, которых в лицо, естественно, никто не знал. Они направлялись в ближайший универсам. Шли сразу в кабинет директора. И тот открывал закрома с товарами, которых не было на прилавках.
Еще один случай, когда заложников образов подняли на смех, произошел в театре. В спектакле «Белые флаги» по роману Нодара Думбадзе Каневский и Мартынюк получили роли уголовников. Когда раскрывался занавес и зрители видели Томина и Знаменского на нарах, в зале раздавался продолжительный хохот.
Еще материалы рубрики:
«Хроника пикирующего бомбардировщика». Во время съемок одного актера переехал тяжелый автомобиль
«Выйти замуж за капитана». Почему сценарий фильма 5 лет пролежал на дальней полке