В преддверии Октябрьской революции, в марте 1917-го, переворот в Минске организовал и возглавил Михаил Фрунзе
О личности командарма – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Рубикон пройден
Минск. Ночь с 1 на 2 марта 1917 года. Находящийся в городе революционер Михаил Фрунзе под псевдонимом Михайлов срочно собрал сходку большевиков и сообщил о свершившейся в Петрограде Февральской революции. Пользуясь поддержкой подпольщиков Кнорина, Ландера, он сформировал боевые дружины из числа работников железнодорожных мастерских, электростанции, солдат гарнизона. 3 марта они взяли штурмом тюрьму и освободили политзаключенных, повесив несколько стражников на воротах. В ночь с 4 на 5 марта ворвались в полицейское управление, разоружили стражей порядка. То же самое произошло в полицейских участках. По неподтвержденным данным, в некоторых местах рабочие повесили жандармов на фонарях. Михайлов, он же Фрунзе, стал начальником Минской народной милиции. К 13 марта в городе работали уже пять милицейских отделений, а также участки на предприятиях и железнодорожном вокзале. На фабриках создали отряды народной дружины, помогающие в борьбе с контрреволюцией. Такая слаженность и стремительность действий неслучайна. Фрунзе готовился к перевороту и накануне вел работу более года…
Родился Михаил Васильевич в 1885-м в Пишпеке (ныне Бишкек) в семье фельдшера. В 7 лет поступил в гимназию в городе Верный (сейчас Алматы), окончил ее с отличием в 1904 году. Уже в старших классах парень проникся марксистскими идеями. Поэтому почти сразу после зачисления в Петербургский политехнический институт вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. Уже в ноябре 1904-го его впервые арестовали за идеи, но быстро отпустили.
В Петербурге 9 января 1905 года Михаил принимал участие в событиях, позже названных кровавым воскресеньем. Во время манифестации на Дворцовой площади его ранили в руку. Жесткий разгон демонстрации его не испугал, а переполнил возмущением. Именно там он в 19 лет перешел Рубикон — стал профессиональным революционером. Михаил отправился в Иваново-Вознесенск и Шую, вел там революционную агитацию. Рабочие провели 72-дневную стачку. В декабре 1905-го в Москве он во главе боевой дружины иваново-вознесенских и шуйских рабочих участвовал в вооруженном восстании. Власти не бездействовали — в стычке с казачьим патрулем будущему командарму крепко досталось, в результате чего он потом прихрамывал всю жизнь.
Масонский след
С 1907 года в судьбе революционера начался период ссылок и тюрем, как и у многих его коллег. В 1910-м он и вовсе был приговорен к смертной казни. По одной версии — за убийство двух полицейских, по другой — за покушение на убийство. Это весьма странный момент в его биографии, ведь в некотором роде он повторяет судьбу Достоевского. Якобы под влиянием общественности прямо перед эшафотом казнь заменили на шесть лет тюремного заключения… В столыпинской России революционеров казнили сотнями, так как они были не вымышленными, а буквальными террористами и экстремистами: метали бомбы в кареты, взрывали дома членов правительства…
На деле от смерти Михаила спасла сестра Людмила, врач по образованию. Однажды она как доктор помогла профессору Максиму Ковалевскому. Он числился членом авторитетных масонских лож «Астрея», «Полярная звезда», «Возрождение», которые якобы преследовали гуманистические и просветительские цели. На деле среди российских масонов было немало особ, близких к императору. Их главная цель — влияние и связи. Поэтому профессор без труда оказал содействие брату Людмилы. Более того, Фрунзе и полученных по суду шести лет не провел в тюрьме. Через четыре года его направили на свежий воздух: в ссылку в село Манзурка Иркутской губернии. Там он успешно продолжил большевистскую агитацию, а в 1915 году бежал в Читу.
В апреле 1916-го с паспортом на имя Михаила Александровича Михайлова и направлением от Всероссийского земского союза направился в Минск. Земский союз — это 4 000 благотворительных организаций по оказанию помощи больным и раненым. Конечно, в фонды поступали зарубежные инвестиции, и союз осуществлял не только благотворительную деятельность. Какие-то интересанты внутри организации спонсировали революционеров, другие противостояли этому. Внутри шла схватка за финансовые потоки. И как ни странно, к земскому союзу тоже имели отношение масоны, которые добились покровительства Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны.
Главный редактор
Имея документ работника земского союза, Фрунзе мог свободно ездить по губерниям будущей БССР, налаживать связь с большевистскими группами, создавать новые партячейки, вести революционную работу в солдатской среде. Об этом времени он вспоминал: «Попал на Западный фронт… Работал здесь над созданием нелегальной революционной организации. К моменту Февральской революции стоял во главе подпольной революционной организации с центром в Минске и имевшей отделения в 10-й и 3-й армиях». Теперь ясно, почему в первые дни марта 1917-го в городе удалось столь молниеносно организовать боевые дружины. Стоит заметить, без всяких Telegram-каналов. Средствами агитации в те годы являлись лишь прямое общение и бумажная пресса. Поэтому сразу был создан Совет рабочих депутатов, исполком Совета.
Выпуск первых номеров газеты «Звезда» осуществлял тоже Михаил Фрунзе (Михайлов). Он же стал одним из редакторов и авторов передовиц. В период его пребывания в Минске под его эгидой выпускалась большевистская газета «Молот», а еще «Известия Минского Совета рабочих и солдатских депутатов», «Крестьянская газета», в которой он призывал селян сплотиться вокруг рабочего класса.
С 20 по 23 апреля 1917-го в Минске проводили съезд крестьянских депутатов Минской и Виленской губерний. Собралось 800 делегатов. Фрунзе выступал по главным вопросам. А в конце июля провели II съезд. В «Звезде» писали: «Крестьянами отмечаются громадные заслуги нашего товарища Михайлова по организации крестьян Минской губернии. Он первый взялся за их организацию, был их вождем и идейным работником, пользуется их полным доверием, и предлагается без обсуждения избрать товарища Михайлова председателем. Предложение встречено единодушными аплодисментами… Он благодарит за доверие и заявляет, что считает: доверие выражено ему как представителю партии большевиков…». В общем, вполне понятны истоки советской риторики, которую потом слушали в течение 73 лет. Ее заложили революционеры.
В августе и сентябре 1917 года Верховный главнокомандующий Русской армией генерал Лавр Корнилов сделал попытку установить диктатуру с целью предотвращения прихода к власти большевиков. Мятеж, названный корниловским, поддержала часть Минского гарнизона. Фрунзе с красногвардейскими отрядами противостояли им. Взбунтовавшиеся части двинулись на Петроград, их остановили возле Орши.
В начале октября 1917-го уже Михаил Васильевич телеграфировал Ленину и предлагал оказать содействие в вооруженном восстании в Петрограде живой силой из Минска. Ленин на заседании ЦК партии 10 октября 1917 года заявил, что воспользуется предложением Фрунзе. Но о том, прибыло ли подкрепление из Минска в город на Неве к 25 октября (7 ноября), информация сохранилась противоречивая. Скорее всего, нет, так как за две недели до Октябрьской революции Фрунзе покинул наш город. 12 октября он убыл в Шую по заданию ЦК РСДРП(б). В знакомой по прошлым событиям среде он должен был подготовить рабочих к вооруженному захвату власти. С шуйскими бойцами он принял участие в вооруженном восстании в Москве с 25 октября (7 ноября) по 2 ноября (15 ноября) 1917-го.
Дал уйти врагу
Военная карьера Михаила Васильевича началась в Гражданскую войну. Был командующим 4-й армией Восточного фронта. Разгромил соединения Колчака на Урале. Брал под крыло самородков вроде Чапаева и царских офицеров, таких как Карбышев. Старался пресекать мародерство.
О широте его души слагали легенды. В 1919 году казаки, переходившие на сторону большевиков, получали от него прощение, а тем, у кого отняли лошадей, якобы выплачивали деньги. Во всем этом немало противоречий, так как в биографии есть строка о подавлении крестьянских мятежей, а мы знаем: это происходило не просто не бескровно, а часто варварски. К тому же многим бывшим «белякам» обещали прощение в случае их регистрации в списках. Потом, пользуясь ими же, многих расстреляли. Знал ли об этом Фрунзе? Во времена хаоса мог и не быть в курсе.
Тайной окутана победа над войсками Врангеля в Крыму в 1920 году. Вернее, загадочен исход. К началу сражения в Южной группе войск, возглавляемой Фрунзе, имелось 146 тысяч штыков и 40 тысяч сабель, а у Врангеля — 23 тысячи штыков и 12 тысяч сабель. В фильмах «Бег» и «Служили два товарища» мы видим, как красные кавалеристы громят отступающих белых, секут их в пух и прах на Перекопе. Общеизвестно, что красноармейцам не удались лобовые атаки, и ночью они зашли на Перекоп с тыла, форсировав залив Сиваш, по которому проходила граница между Республикой Крым и Херсонской областью. Благо залив мелкий, максимальная глубина — 3 м, много мели. В картине «Служили два товарища» о возможности такой тактики предупреждает персонаж Высоцкого, но командир в исполнении Ростислава Янковского не верит ему. 12 ноября 1920 года силы РККА овладели юшуньскими позициями. Далее началось самое интересное. Отступавших белых не преследовали. Фрунзе дал своей армии день отдыха. За это время войска Врангеля спешно отступили к портам (Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия и Керчь), где погрузились на корабли и отчалили в чужие края. Суда никто не обстреливал, хотя могли не дать им уйти. То есть Михаил Васильевич вновь проявил редкое великодушие, за что его упрекали в Москве, в частности Ленин и Троцкий.
Мирная передышка
В заключение Гражданской войны армия Фрунзе разгромила повстанцев Нестора Махно в Украине.
В 1921 году Михаила Васильевича с дипломатической миссией направили в Турцию на подписание договора с Мустафой Кемалем. Некоторое время он возглавлял Чрезвычайное Посольство в Анкаре. Потом руководил Генштабом РККА, Военной академией. Позже учебное заведение назвали его именем.
В 1923-м Троцкого сместили с должности Народного комиссара по военным делам РСФСР. Этот пост занял Фрунзе и начал реформировать армию. Бойцы теперь должны были подчиняться командиру, а не политическому комиссару. В то же время появилась должность заместителя по политической работе. Его схема командования подразделениями действует по сей день. Также он ввел практику территориального разделения войск. Военные округа существуют и сегодня. Его теоретические разработки стратегии и тактики широко использовались в годы Великой Отечественной. Из-под пера командарма вышли книги «Военно-политическое воспитание Красной армии», «Единая военная доктрина и Красная армия», «Наше военное строительство и задачи Военно-научного общества», «Ленин и Красная армия», «Фронт и тыл в войне будущего». Правда, есть объективное мнение, что невозможно за несколько лет написать столько книг в свободное от основной работы время. Да и опыта маловато, несмотря на победы. Говорят, соавторами стала целая группа старших офицеров царской армии, фамилии которых, естественно, не попали на обложки.
В довольно зрелом возрасте Фрунзе женился на Софье Поповой. В семье родились сын Тимур и дочь Татьяна. После смерти Михаила Васильевича в 1925-м и самоубийства его жены их возьмет на воспитание Ворошилов. Тимур станет летчиком и погибнет в годы войны с гитлеровцами. Татьяна в 1960-е станет крупным специалистом по органической химии.
Тайна смерти
Тюрьмы, сражения не лучшим образом сказались на здоровье наркома. Ему диагностировали язву желудка. В истории лечения много загадок. Убийство под видом операции отражено в книге Бажанова «Воспоминания бывшего секретаря Сталина». Борис Пильняк написал «Повесть непогашенной луны», где в образе главного героя несложно узнать Фрунзе, которого убивают на операционном столе. Инициатором называли Сталина, которому не симпатизировал своенравный военный со своим видением, в то же время пользовавшийся популярностью в армии. Троцкий его презирал как прямого конкурента и считал одним из инициаторов смещения его с должности. Сам Михаил Васильевич отказывался от операции, утверждая: боли в желудке давно не беспокоят. Но на хирургическом вмешательстве настаивали заботливые товарищи, в том числе Сталин, мол, ты нам еще понадобишься, надо лечиться. Как же армия без тебя? Словом, случилось вот что. В те годы в качестве анестезии использовали эфир или хлороформ. Эфир был более безопасным средством, но он не обеспечил глубокого наркоза. Тогда в дополнение воспользовались хлороформом. Смешение средств привело к мощному кардиотоксическому эффекту. Другой вопрос, что примененная доза хлороформа нигде не зафиксирована. Случайно ли? Неизвестно. Сердце 40-летнего наркома не выдержало. Произошло это 31 октября 1925-го. Кстати, когда желудок вскрыли, оказалось, язва зарубцевалась и в операции не было необходимости.
Неизвестно, превратился бы Фрунзе в 1930-е в конформиста, как герои Гражданской войны Буденный и Ворошилов, сгинул бы в подвалах Лубянки, как Тухачевский и Блюхер, или стал бы одним из маршалов Победы вместе с Жуковым и Рокоссовским. История не терпит сослагательного наклонения. Ясно одно: он навсегда вошел в историю, в том числе Минска.
Еще материалы рубрики:
Голосом Сталина объявили о… разгроме Красной армии под Сталинградом. О фейках прошлого
Он создал оригинальную научную школу европейского уровня. Путь к вершине профессора Георгия Новикова