Всегда терпелива, ровна… Образ женщины в советской пропаганде
8 Марта: каким был образ женщины в стране Советов — подробности в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Особый дар
В первые десятилетия в СССР в этот день делали больший акцент на некрасовских женщин:
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!
Чествовали женщин, профессии которых требовали силы и отваги. Всё это имело феминистский окрас.
Уже после войны частный взгляд на 8 Марта стал всё больше отдаляться от государственного. Для обывателей этот день стал праздником весны, цветов, признаний в любви. Государство же продолжало идти своим курсом. Если раскрыть республиканскую прессу, например, брежневской эпохи, то можно прочесть, что к 8 Марта 1975 года студенткам БГУ вручили комсомольские билеты нового образца. Вот такой подарок! Старые билеты вскоре обменяли на новые, но девушки получили их первыми.
Накануне праздника издания публиковали обращение к советским женщинам от ЦК КПСС. Без цитаты не понять стиль этого послания: «Дорогие товарищи женщины! Убежденные поборницы дружбы народов, вы идете в первых рядах международного женского коммунистического движения. Неразрывными узами солидарности вы связаны с трудящимися женщинами мира в общей борьбе против империализма и эксплуатации». Вот такое сердечное поздравление. Правда, иногда пропагандисты импровизировали. Например, в 1972 году вместо ЦК КПСС с первых полос к женщинам обратилась… летчик-космонавт Валентина Терешкова. Только в тексте, опубликованном от ее имени, большой раздел посвящен тому, что Ленин высоко ценил организаторские способности женщин. Написано с уверенностью очевидца. Терешкова, безусловно, уважаемый человек, но родилась спустя 13 лет после смерти вождя и вряд ли могла знать, что ценил в дамах Владимир Ильич.
Осознанный выбор
В 1970-е годы даже в школах признали, что 8 Марта — семейный праздник, распространяющийся не далее коллектива. В начальных классах дети под руководством учителей делали милые аппликации для мам. Мальчики в классах организованно поздравляли девочек.
В то же время официальная позиция — поиск героики. Достаточно заглянуть в кроссворд в одной их республиканских газет от 7 марта 1974 года. Женским ребус назван там не случайно. В нем вопросы: «Минская разведчица в годы войны, дочь венгерского коммуниста» (Татьяна Стефановна Бауэр), «Первая в СССР женщина машинист паровоза» (Зинаида Петровна Троицкая). В общем, все одного характера: женщины мужских профессий. Журналисты писали, что из глубины веков дошел до нас прекрасный лик Нефертити и советские читатели с волнением перелистывали сонеты Петрарки, воспевающие прелесть Лауры. Но, дескать, современная мадонна может быть одновременно и плотником, и трактористом или экскаваторщиком. Сразу вспоминаются случаи, когда после приоткрытия железного занавеса прибывшие из стран Старого света туристы с изумлением фотографировали советских шпалоукладчиц. Мы-то думали, это форма восхищения сильными женщинами. И только потом поняли: увиденное для них выглядело дикостью.
С ответственностью хочется заявить: не были женщины в СССР дикими. Например, в БССР 1970-х каждый третий инженер — женщина. Около 50 % научных сотрудников тоже женщины. 2 тысячи кандидатов и более 60 докторов наук. 53 % женщин были специалистами с высшим образованием. Помните, в фильме «Покровские ворота» Маргарита Хоботова заменила интеллигентного и беспомощного супруга на рукастого Савву Игнатьевича? Просто всю первую половину ХХ века мужская часть населения часто не возвращалась с фронтов и из лагерей. Женщинам приходилось пахать за себя и за того парня. И это не то чтобы сделалось частью менталитета, но удивлять перестало. Но когда появилась возможность переложить непосильный, неженский труд на мужские плечи, женщины старались этим воспользоваться. Инстинктивно тянулись не столько к образованным, сколько к надежным.
Миру на диво
Большинство советских дам в быту и в уходе за собой довольствовались малым, могли существовать по принципу «голь на выдумку хитра».
Хотя инфраструктура Минска, судя по газетной рекламе 1970-х, могла сделать их еще привлекательнее. Иногда они считали это блажью, но чаще пользовались. Тогда уже работали несколько салонов красоты и многочисленные косметологические кабинеты, где можно было привести себя в порядок. При скудном выборе одежды в магазинах регулярно шли показы в Доме мод, а многочисленные ателье не успевали принимать заказы. Индпошив — великая советская индустрия. Люди не выглядели обществом унисекс: джинсы, толстовка, пуховик, кроссовки на мальчиках и на девочках.
В одном минском издании 1973 года в канун 8 Марта распространялась информация о том, что самый модный подарок на Международный женский день — искусственные цветы, которые благодаря отечественной химической промышленности и гибкой тонкой пластмассе сложно отличить от натуральных. Теперь красивый цветок мог стоять в вазе вечность. Только не пришлись они по душе нашим женщинам. Как и не интересно им было, что Ленин высоко ценил их организаторские способности. Им нужны были запахи весны, любви, счастья, и куда больше радовали живые цветы. Так, может, Некрасов всё же был прав, когда писал:
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Еще материалы рубрики:
История успеха актера с белорусскими корнями Дэвида Суше
Партизанская тактика Кирилла Мазурова. Чем запомнился этот руководитель республики
Трое своих детей и пятеро приемных. Каким был в жизни звезда советского кино Василий Меркурьев