Градский спел за Кощея, Боярский — за кота. История музыкальной телесказки «Новогодние приключения Маши и Вити»
История музыкальной телесказки «Новогодние приключения Маши и Вити» — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Физики и лирики
Драматург Павел Финн сначала написал пьесу «Маша и Витя против «Диких гитар», а потом сценарий. Споры физиков и лириков дошли до детского экрана. Образованный скептик Витя и всё еще верящая в чудеса Маша по сюжету помогают освободить Снегурочку из лап Кощея, чтобы Новый год все-таки состоялся. Их словесная пикировка в картине выглядят примерно так:
Маша: «Есть на курьих ножках в сказке той избушка!»
Витя: «Поверить в такое смешно!»
Маша: «Там в царевну превращается лягушка!»
Витя: «Что смысла в наш век лишено!»
Работу над лентой начал режиссер Геннадий Казанцев. Из-за его болезни картину заканчивал Игорь Усов. Любопытно, что в тот же период, в 1975 году, в Ленинграде снимался совместный советско-американский музыкальный художественный фильм-сказка «Синяя птица». В главных ролях как американские звезды (Джейн Фонда, Элизабет Тейлор), так и советские (Георгий Вицин, Маргарита Терехова). Американские художники выстроили в павильоне «Ленфильма» завораживающий сказочный лес. А киногруппа «Новогодних приключений Маши и Вити» на голубом глазу воспользовалась декорацией и сняла в ней свои лесные сцены!
В пьесе Финна тоже пели. Для фильма количество песен увеличили до 16, сделав картину музыкальной. Авторы — композитор Геннадий Гладков, поэт Владимир Луговой.
При утверждении актеров на роли не было противоречий, за исключением одного. Кота Матвея должен был сыграть Алексей Смирнов (знаменитый тунеядец Федя, которого перевоспитывал Шурик в «Операции «Ы»). Но когда актер узнал, что должен будет петь сам, отказался категорически. На роль Кощея утвердили Николая Боярского. Он посоветовал: «На кота возьмите племяша моего Мишку. Он усатый и поет хорошо». Так и сделали. Тем более Гладков знал молодого актера. Он играл в театре Трубадура в спектакле «Бременские музыканты» на его музыку.
С ролью кота Михаил справился замечательно. Показал свой темперамент, исполняя: «Игре конец. Я дикий кот. Мой первый ход — последний ход. Я кот Матвей, мой метод прост: я не люблю тянуть кота за хвост!» Актер признавался, что удивлен популярности этой песни. Не раз на вечеринках и даже на концертах его просили исполнить озорной хит. Вообще, по его словам, съемки проходили в семейной обстановке. Кроме дяди там были старый друг семьи Георгий Штиль, сыгравший Лешего и спевший за него, и другие давние знакомые.
Диско и рок
Наташа Симонова, исполнившая роль Маши, шепелявила. Юра Нахратов, сыгравший Витю, считал, что ему медведь на ухо наступил. Все партии за них спели Анна Людвиг и Алексей Тепляков из детского хора Гостелерадио СССР. Остальные пели за себя сами.
Особое внимание было к образу Бабы-яги. Ее сыграла Валентина Кособуцкая, актриса Ленинградского театра музыкальной комедии. Говорят, она склонна к острохарактерным ролям, обожает гротесковые образы. И это вполне продемонстрировано на экране. Яга в стиле диско гарцует в мини-юбке, молодится и хочет показаться положительной и наивной. Таковы и ее песни: «Мне нравятся птички и рыбки, веселая трель ручейка. И я не могу без улыбки смотреть на полет мотылька!» Или: «Я с детства дружу с Белоснежкой, все знают мою доброту. Спеши ко мне, путник, не мешкай. Я чую твой дух за версту!» А потом вдруг: «Я печку истоплю, ведь мальчиков и девочек я очень люблю! Горите, дровишки, горите, шуруй, кочережка, золу! Жаркое из Маши и Вити сегодня подам я к столу!» Критики обрушились и на тексты этих песен, и на персонаж в целом. Писали: ее притворство на фоне каннибальских намерений выглядит слишком цинично для сказки. Папам и мамам ясно, что это такой юморок. Актриса играет коварную Ягу, которая притворяется положительной. Но детям-дошкольникам якобы не будет понятно, хочет она съесть Машу и Витю или облагодетельствовать. Один автор даже написал, что актриса сыграла молодящуюся алкоголичку, которая норовит всех затянуть в дом, чтобы стрельнуть у них деньги на выпивку.
А ведь по поводу модных тенденций в картине явно существовала общая концепция. Кроме мини-юбки Яги мы видим, что вся нечисть в сказке ходит в расклешенных штанах и «лабает» на гитарах, пытаясь подражать западным и советским рок-группам. Давайте вспомним название пьесы: «Маша и Витя против «Диких гитар». Так, Георгий Штиль в рок-манере исполняет свою партию Лешего: «Жилось привольно Лешему, на славу я гулял. Ни конному, ни пешему прохода не давал. Но в город волей случая попал я, вот беда! С тех пор мне глушь дремучая постыла навсегда!» Не отстает и дядя Михаила Боярского в роли Кощея: «Дорогой профессор кислых щей? Бьются люди три столетья над секретом долголетья. А его давно открыл Кощей!» С этим сложно поспорить.
Интересно, что второстепенные роли в фильме сыграли актеры, которые стали известными через довольно продолжительное время. Например, 25-летний Борис Смолкин предстает в образе старичка-лесовичка. У него тоже есть песня: «Старичок-лесовичок зацепился за сучок». В «Моей прекрасной няне», которая сделает его узнаваемым, он снимется лишь через 30 лет!
С умом к творчеству
В советские и в 1990-е годы фильм всегда показывали в дни новогодних каникул по центральным телеканалам. На следующий год после выхода на экраны намеревались записать пластинку с песнями из него. Но решили пойти дальше и превратить набор музыкальных произведений в отдельную звуковую сказку. Песни в ней те же. А вот сюжет изменен. Дед Мороз стал волшебником, а Снегурочка — Белоснежкой, как было в пьесе. Вы ведь понимаете цели авторов — отработанный материал превратили в новое произведение и получили очередной гонорар! Молодцы, ничего не скажешь. Из киноленты в звуковую сказку попал только голос Боярского. Остальные партии исполнили профессиональные певцы. Песню Кощея, например, спел Александр Градский.
Вообще, в середине 1970-х началась мода на детские киномюзиклы, в которых поют не только лесные жители, но и домашние и хищные животные в исполнении известных актеров. В том же 1976 году на экраны вышел замечательный фильм «Мама», где всё тот же Боярский играет волка и поет за него.
Еще материалы рубрики:
Почему режиссер и композитор фильма «Чародеи» считали песню «Три белых коня» эстрадной поделкой
«Все говорят: «Любовь — это яд». Как Сергей Михалков создал песню для фильма «Три плюс два»
Смотрите также: