1200 90

ГУРМАН. Готовим грибной суп в хлебе и ведарай

Что такое Ужупис и каковы на вкус дирижабли? Об этом — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

clouds 5683284 1280

Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com

Эх, были времена, когда запросто можно было махнуть в столицу Литвы на выходные! Побродить по Старому городу, подняться на башню Гедимина, полюбоваться костелом Святой Анны… А еще подивиться творческой изобретательности в Республике Ужупис. Именно туда мы направились, будучи в Вильнюсе 3 года назад. Название этого квартала искусства переводится как Заречье, начинается он от моста над рекой Вильня. Когда-то район был неблагополучным, жили здесь в основном бедняки. Долгое время находился в запущенном состоянии, пока место не облюбовали представители искусства. Так на карте Вильнюса появилось шуточное творческое государство. У Республики Ужупис есть даже своя конституция. Юридической силы она не имеет, но внимание туристов приковывает — вывешена на зеркальных пластинах на одной из улиц. Переведена на более чем 20 языков, в том числе белорусский и русский. Пунктов в документе немало, например: «Каждый имеет право ошибаться», «Каждый имеет право быть единственным и неповторимым», «Каждый имеет право любить».

Помню, как мы внимательно рассматривали каждый экспонат во дворе, который называется Инкубатор искусств. Чего там только не было! Фигура девушки с головой рыбы, колготки и белье из проволоки, старинное пианино и пиратский сундук с сокровищами… Кстати, жителей этого квартала туристы прозвали ужами.

После долгой прогулки знатно проголодались. Заглянули в одно из многочисленных уютных вильнюсских кафе. Взяли грибной суп в горшочке из хлеба и знаменитые цеппелины — это название прижилось во время Первой мировой войны. Литва тогда находилась под немецкой оккупацией, почти на линии Восточного фронта, куда через нее летали германские военные дирижабли. Компания, которая их производила, называлась Zeppelin. А клецки своей продолговатой формой напоминали эти летательные аппараты.

Картофельные дирижабли с мясной начинкой нам понравились. Как и пирожки кибинай, их мы попробовали на следующий день в Тракае, знаменитом не только этим блюдом, но и замком Витовта.

Для литовской кухни характерны простая рецептура и сдержанное употребление специй (наиболее популярны тмин и майоран), обилие крахмалосодержащих и мясных блюд. А еще литовцы любят сметану и сыры.

Ведарай

Depositphotos 360696282 s 2019

Фото Depositphotos

Картофель — 1 кг, грудинка — 200 г, репчатый лук — 2 шт., соль, растительное масло, перец — по вкусу, свиные кишки.

Очищенный картофель натираем на мелкой терке. Грудинку мелко нарезаем, поджариваем вместе с рубленым луком и добавляем в картофельную массу. Солим, перчим и всё хорошо размешиваем. Кишки тщательно очищаем, натираем солью, промываем. Нетуго наполняем приготовленной массой.

Противень смазываем растительным маслом, наливаем на него немного воды, свободно укладываем картофельную колбасу, делаем в кишках несколько проколов зубочисткой, чтобы они не полопались, и выпекаем в разогретой до 160 градусов духовке около часа. Подаем со сметаной или жареными шкварками и луком.

Грибной суп в хлебе

Depositphotos 56089567 s 2019

Фото Depositphotos

Шампиньоны — 400 г, лук репчатый — 2 шт., мука — 2 ст. л., сливки (25 %) — 200 мл, молоко — по вкусу, сливочное масло — 100 г, чеснок — 4 зубчика, половинка лимона и зелень — для украшения, соль, черный молотый перец, мускатный орех и базилик сушеный — по вкусу, 4 небольшие булочки.

Срезаем верхушку и аккуратно выскабливаем из хлеба мякоть. Натираем каждую хлебную тарелку изнутри чесноком. Приступаем к приготовлению супа-пюре. Растапливаем сливочное масло на глубокой сковороде, выкладываем нашинкованный лук и порезанные грибы и обжариваем до золотистого цвета. Добавляем сливки и муку, размешиваем так, чтобы не было комочков. Всыпаем приправы, добавляем соль, снова перемешиваем до тех пор, пока суп не загустеет. Если получился слишком густым, можно разбавить молоком.

Разогреваем духовку до 200 градусов и отправляем туда на 5–10 минут хлебную посуду, чтобы она немного подсохла и подогрелась. Разливаем в съедобные горшочки суп, украшаем мелко нарезанной зеленью и долькой лимона. Накрываем хлебной крышкой и подаем.

Кибинай с мясом

Мука — 350 г, сметана — 120 г, яйца — 2 шт., сливочное масло — 150 г, сахар — 1 ч. л., соль — щепотка, мясо (свинина, курица, говядина или баранина) — 400 г, 1 большая луковица, чеснок — 2–3 зубчика, соль, перец.

cooking 2132874 640

Фото pixabay.com

Делаем тесто: масло трем на терке и соединяем с мукой. Месим до рассыпчатого состояния. Взбиваем яйца с сахаром, солью и добавляем сметану. Полученную смесь выливаем в рассыпчатую массу. Замешиваем мягкое эластичное тесто и ставим его в холодильник на 30 минут.

Готовим начинку: мелко режем мясо, лук и чеснок, смешиваем, солим, перчим.

Лепим пирожки: отщипываем кусочек теста весом примерно 80 г и раскатываем в круг.

Кладем начинку (около 50 г) и защипываем края, формируя косичку.

Смазываем кибинай яйцом. Ставим в разогретую до 200 градусов духовку и печем 30–40 минут до румяной корочки.

Цеппелины

Depositphotos 380214456 xl 2015

Фото Depositphotos

Картофель — 2,3 кг, свинина — 550 г, лук репчатый — 170 г, майоран сухой — 1 ч. л., чеснок — 2 зубчика, соль и черный перец — по вкусу, вода — 50 мл, сметана — 200 г.

Отвариваем 600 г картофеля и разминаем в пюре. Оставшиеся клубни заливаем холодной водой и ненадолго отставляем в сторону. Из свинины делаем фарш. К нему добавляем репчатый лук и очищенный и измельченный чеснок. Туда вливаем 50 мл воды, кладем соль, перец и майоран. Всё перемешиваем до полной однородности и легкой вязкости. Сырой картофель измельчаем на самой мелкой терке.

Ставим на огонь большую кастрюлю с водой (наливаем чуть больше половины емкости). Миску застилаем большим куском марли, сложенной в 4 слоя. Выкладываем туда тертый картофель, поднимаем края марли и слегка скручиваем верх ткани. Отжимаем массу, она должна стать чуть влажной, но не мокрой. Соку, образовавшемуся в миске, даем постоять минуты три, чтобы крахмал осел на дно. Затем жидкость выливаем, а крахмальный осадок кладем в тесто, добавляем несколько щепоток соли и перемешиваем. Из теста формируем на ладони лепешку, на ее середину, чуть вдавливая, выкладываем фарш. Защипываем края и формируем овальный цеппелин. Должно получиться 14–15 штук. Кидаем по одному в кипящую подсоленную воду. Ложкой перемешивать нельзя! Только покрутить и встряхнуть саму кастрюлю, чтобы наши дирижабли не прилипли ко дну. Варим их после закипания 20–25 минут и аккуратно достаем шумовкой.

Еще материалы рубрики:

ГУРМАН. Готовим немецкий суп айнтопф и десерт айершекке

ГУРМАН. Готовим петербургские пышки и тельное из рыбы

ГУРМАН. Готовим украинский борщ и крученики с грибами

ГУРМАН. Вкусная и сытная словацкая кухня: готовим земякове плацки и суп в хлебе

ГУРМАН. Шведская кухня: готовим плюшки с корицей и вкуснейшие тефтели

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.