1200 90

Имя держали в тайне. История фотографии казни минской подпольщицы Марии Брускиной

Фото казни гитлеровцами юной минчанки Марии Брускиной было одним из документов обвинения на Нюрнбергском процессе. Но в СССР долгое время не называли имя героини. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Karl SHajdemann na foto vnizu sleva

Искупила вину

Весна 1997 года, Мюнхен. В городской ратуше открылась передвижная экспозиция «Преступления вермахта. 1941–1944 годы». 800 фотографий, сделанных во время массовых казней, в которых принимали участие солдаты и офицеры вермахта. Выставку организовал Гамбургский институт социологических исследований. За первые несколько дней ее посетили 86 тысяч человек.

Annegrit Ajhhorn

Аннегрит Айхьхорн

Журналистка Аннегрит Айхьхорн всю жизнь, со слов матери, считала своего отца Карла Шайдеманна (на фото казни внизу слева), офицера вермахта, порядочным человеком, погибшим в 1943-м под Вязьмой. Тем более что вермахт не признали преступной организацией на Нюрнбергском процессе, в отличие, например, от СС. Несмотря на чувство вины, взращенное в сердцах послевоенного поколения немцев, многие наивно верили, что вермахт не терроризировал мирное население, а только воевал против армий.

В очередном зале ратуши Аннегрит увидела, что у одного снимка собралось много людей. Издали было видно: в центре фотографии — юная девушка без фамилии в аннотации к снимку. Ей набросили на шею петлю, а вокруг суетятся немецкие офицеры. Она подошла ближе, и вдруг в одном из палачей узнала своего отца. Женщина потеряла сознание.

Вскоре в газете «Зюддойче Цайтунг» появилась статья под названием «Мой отец, военный преступник». Клаудия Майхельбек, подруга Аннегрит, писала с состраданием. Публикация вызвала неожиданную реакцию неонацистов. В обществе стали упрекать Айхьхорн за излишнюю рефлексию, мол, чего страдать из-за чужих преступлений, совершенных полвека назад. Но чувство вины не отпускало ее… И журналистка повесилась — в искупление вины перед той самой неизвестной девушкой в центре снимка.

На родине, в Минске, она тоже оставалась неустановленным лицом многие десятилетия. Так и значилась в тексте мемориальной доски на доме № 14 на улице Октябрьской: «Девушка (фамилия не установлена)». Как подобное могло произойти? Ведь фото ее казни, а их, как позже выяснилось, было несколько, с разных ракурсов, впервые опубликовали 11 августа 1944-го в «Комсомольской правде» в статье Константина Тренёва «Утехи палача». Они стали одними из тысяч улик на Нюрнбергском процессе. Демонстрировались в фильме «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма. Публиковались в других газетах и исторических изданиях в доказательство преступлений нацистов.

minsk okkupacziya3

Осознанный риск

Девушку звали Мария Брускина. Она родилась в Минске в 1924 году. Ее мама в то время — товаровед Управления книжной торговли Госиздата БССР. Маша — типичный подросток своего времени, беззаветно преданная советским идеалам. Она была пионервожатой, потом комсоргом. В газете «Пионер Белоруссии» от 18 декабря 1938-го разместили ее снимок и ставили в пример как отличницу, активистку 28-й минской школы.

21 июня 1941-го она кружила в вальсе на выпускном вечере. 10 классов остались позади, впереди — поступление в вуз. Сперва думала о медицинском, потом остановилась на политехе.

Всё изменилось 22 июня. Через 6 дней город был оккупирован. Девушка еврейской национальности знала об отношении гитлеровцев к своим соплеменникам. Осветлила темные волосы перекисью водорода. Носила еду и воду в концлагерь «Дрозды», образованный в июле. В нем в первые месяцы войны содержали 100 тысяч военнопленных и 40 тысяч гражданских. Им требовалась помощь. И вчерашней школьнице удавалось, минуя конвой, помогать заключенным.

В августе увидела: Белорусский политехнический институт обнесли колючей проволокой. Думала, там сделали еще один лагерь. Оказалось, лазарет для пленных, куда Маша и устроилась в качестве медсестры, назвав при приеме на работу чужую фамилию. Ухаживая за советскими ранеными военнопленными, познакомилась с работавшей там Ольгой Щербацевич, ее сестрой Надеждой, братом Петром Янушкевичем и 15-летним сыном Володей. Все они были членами подпольной группы. В ней также состоял рабочий вагоноремонтного завода Кирилл Трус.

Masha Bruskina do vojny

Мария Брускина до войны

Через знакомых в городе Брускина добывала для раненых перевязочные материалы, лекарства, одежду. Но главное, спрятав в вещмешке, смогла пронести в лазарет фотоаппарат. С его помощью изготавливали поддельные документы и справки. Переодевая в гражданскую одежду красноармейцев и вручая им фальшивые аусвайсы (удостоверения), подпольщики устраивали побеги из госпиталя, выводили узников из города. Мария во всем оказывала содействие, сама была проводником. Многие из тех, кто бежал, добирались до партизанских отрядов. Другим удавалось перейти линию фронта и найти свои части.

Подпольщики собирались на квартире Щербацевичей. По воспоминаниям выжившей супруги Труса Александры Владимировны, бывала Мария и у них дома. Приносила шрифты для листовок.

По одной из версий, во время очередного вывода пленных решили разделиться на тройки. В группе Ольги шел ее сын Владимир и спасаемый от плена красноармеец Борис Рудзянко. У деревни Драчково Смолевичского района они попали в засаду, и Рудзянко на допросах выдал всех подпольщиков, которых знал. По другой версии, 14 октября Щербацевич с сыном вывели Рудзянко из города, но по дороге он сбежал, вернулся в немецкую комендатуру и начал давать показания. Возможно, был завербован заранее.

Он только снимал

Olga SHHerbaczevich s synom Vladimirom za neskolko let do vojny

Ольга Щербацевич

За 12 дней в тюремной камере Мария не назвала нацистам свое имя и фамилию, чем спасла родственников от расправы. 26 октября с Кириллом Трусом и Володей Щербацевичем ее провели по городу под конвоем. На груди висела табличка: «Мы партизаны, стрелявшие по германским войскам». Под присмотром офицеров вермахта каратели 2-го литовского батальона майора Антанаса Импулявичуса (после войны укрылся в США) повесили тройку героев на арке ворот дрожжепаточного завода. Там, на нынешней улице Октябрьской, сегодня мемориальная доска. В этот день в Минске казнили 12 человек. В Александровском (тогда Центральном) сквере повесили Ольгу Щербацевич. В сквере на пересечении современных улиц К. Маркса и Ленина казнили политрука Леонида Зорина. Там же — сестру Ольги Надежду и брата Петра. Была казнь и на Комаровской площади (ныне площадь Якуба Коласа). Всё делалось для устрашения населения. Для наибольшего эффекта от акции из Каунаса вызвали профессионального фотографа с командой помощников, которые с разных ракурсов запечатлели все расправы, для дальнейшего распространения снимков в прессе на оккупированных территориях.

В годы войны в Минске работала фотомастерская этнического немца Бориса Вернера. Туда и заявились каунасские «фотохудожники» с пленкой. В мастерской подрабатывал проявщиком Алексей Козловский. Он сделал дубликаты фотографий и спрятал их в подвале в большой жестяной банке. Алексей и в дальнейшем дублировал снимки, собрав около 3 тысяч свидетельств зверств нацистов. А после освобождения города передал их советским властям. Благодаря этому кадры обнародовали.

Уже в 1960-е журналист, расследовавший историю Марии Брускиной (к нему мы еще вернемся), нашел того самого фотографа из Каунаса. Вот как он описывал встречу: «Мы приехали в Литву, пришли к этому человеку. Звучала музыка Шопена — медленно вращался долгоиграющий диск. На стенах висели великолепные фотопанно — работы хозяина дома.

— У меня самая полная фототека, связанная с оккупацией. Вот, пожалуйста…

И мы увидели десятки, сотни, тысячи страшных кадров, сделанных в фашистских лагерях, тюрьмах, за колючей проволокой гетто. Смотреть на это было невыносимо…

— Мне велели, я и снимал. Не стрелял же — снимал. Что вы на меня так смотрите?! — не выдержал он. — Я снимал по приказу. Наконец, я искупил свою вину. Я сделал прекрасную съемку об освобождении Литвы Советской армией. Моя выставка экспонировалась в Москве!

Мы ушли от него, попрощавшись сквозь зубы и не подав руки».

Sleva Kirill Ivanovich Trus rabochij Minskogo zavoda im. Myasnikova sprava 16letnij Volodya SHHerbaczevich.

Вспомнить всё

В первые послевоенные годы супруга Кирилла Труса официально опознала мужа на снимках казни. В начале 1948 года оставшиеся в живых одноклассники Марии, видевшие ее на фотографиях в газетах с подписью «неизвестная», написали письмо руководителю республики Пантелеймону Пономаренко с просьбой предать огласке имя Марии и увековечить ее память. Но ответа не последовало. Позже стало ясно почему. В стране разворачивалась борьба с космополитами, «враждебно настроенными к патриотическим чувствам советских граждан». Кампания была явно антисемитская. Делать еврейскую девушку символом минского сопротивления опасались. К тому же в первые послевоенные десятилетия партия наказала созидать, а не скорбеть по прошлому. Существовал официально признанный минский подвиг — уничтожение гауляйтера Кубе. Еще другие примеры доблести. На местах отмечали героев, подобных Константину Заслонову, Вере Хоружей. Но история подполья долго оставалась противоречивой, не выясненной до конца. Правда, судебная система работала исправно. Предатель Борис Рудзянко в 1951 году был осужден за измену Родине и приговорен к высшей мере наказания — расстрелу.

Только в 1965-м было решено вернуться к забытым именам и наградить всех отличившихся подпольщиков, нарабатывать доказательства массового подвига населения белорусской столицы. Поскольку по-прежнему оставалось много белых пятен, картину сопротивления города призвали воссоздать историков, журналистов, литераторов. Мгновенно на снимке был опознан 15-летний Владимир Щербацевич. Его и Кирилла Труса посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени. А Марии словно и не было.

Лучше поздно

Попытки идентифицировать девушку на страшном фото всегда совпадали с различными политическими кампаниями. Яркий тому пример — 1968 год.

Arkadev Lev Arkadevich

Лев Аркадьев

Тогда в Минск приехал журналист газеты «Труд» Лев Аркадьев для встречи с Еленой Мазаник. Той самой, что участвовала в уничтожении гауляйтера Кубе. В музее Великой Отечественной он увидел известный нам снимок, на котором двое мужчин являлись установленными лицами, а полная достоинства девушка была отмечена как неизвестная. Лев Аркадьевич поклялся провести расследование. И уже 24 апреля в «Труде» вышла его статья «Бессмертие», в которой указывались полное имя и фамилия Марии. В те же апрельские дни в «Вечернем Минске» опубликовали материал Владимира Фрейдина «Они не стали на колени» на ту же тему. В июле в «Труде» вышла совместная публикация Фрейдина и Аркадьева «Повесть о Маше».

В ЦК КПБ хотели юридического расследования. Тогда неутомимый Аркадьев подключил журналистов радио «Юность», предав историю еще большей огласке. Личность Маши подтвердила директор школы, в которой училась Брускина, 19 ее одноклассников, двоюродный дядя Герой Социалистического Труда народный художник СССР скульптор Заир Азгур.

На основании изученных материалов, довоенных фотокарточек ее личность официально подтвердил ведущий московский эксперт-криминалист подполковник Кунафин. Все показания свидетелей были записаны на магнитную пленку и запротоколированы. Документы подали в Институт истории партии при ЦК КПБ. Но снова Маша оказалась несвоевременной героиней. В ответе утверждалось, что документы не являются достаточным доказательством принадлежности Брускиной к подпольной группе. На деле девушка стала заложницей новой политической ситуации, прошедшейся катком по расследованию. После случившейся накануне ближневосточной Шестидневной войны отношения между СССР и Израилем были разорваны. Совет Безопасности ООН резолюцией № 247 объявил Израиль страной-агрессором. Потом был следующий этап прений вокруг «еврейского вопроса» в СССР. В 1970-е началась поэтапная массовая эмиграция. В такой ситуации новая героиня войны тоже оказалась нежелательной. Но Аркадьев продолжал действовать. Вышла его повесть «Неизвестная», потом переизданная много раз. С жалобами и требованием рассмотреть дело он дошел до генерального прокурора СССР.

Familiya ustanovlenaЗатем наступила горбачевская эпоха. Новые герои стали ни к чему. Старых сбрасывали с пьедесталов. А в 1990-е и того сложнее. Там уж точно было не до героев переставшего существовать государства. В этот период история Маши вышла за пределы бывшего СССР. В 1997 году Мемориальным музеем холокоста Марии Борисовне Брускиной присуждена медаль Сопротивления. 7 мая 2006-го в Израиле в Кфар ха-Ярок ей установили памятник. 29 октября 2007-го в Иерусалиме одной из улиц дали имя 17-летней подпольщицы. А 29 февраля 2008-го Минский горисполком принял решение № 424, на основании которого на доме № 14 на улице Октябрьской в текст мемориальной доски внесли ее имя и фамилию. 1 июля 2009-го у проходной минского дрожжевого завода, там, где казнили Марию Брускину и ее товарищей, открыли новый памятный знак.

Еще материалы рубрики:

Сгоревшая звезда. Как сложилась жизнь актрисы Ирины Метлицкой

Исчезновение Мэйси. История советской разведчицы, пропавшей в Чикаго в 1963 г. при загадочных обстоятельствах

В советское время в театральном Минске все знали, кто такая Фаня Ефимовна Аллер. История неистовой Мельпомены

Ловил рыбу с Хемингуэем, пил виски с Керенским. Журналист Генрих Боровик отмечает день рождения

Как уроженец Витебская Вениамин Цукерман участвовал в создании атомной бомбы

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Российский композитор и автор песен Владимир Вовченко станет гостем «Радио-Минск»

Гостем программы «Вечер в мажоре» маэстро Виктора Бабарикина 24 ноября станет заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза композиторов России Владимир Вовченко. Его песни вошли в репертуар таких популярных исполнителей, как Людмила Рюмина и Валентина Толкунова, Ренат Ибрагимов и Феликс Царикати. Разговор между профессионалами пойдет о жизненном и творческом пути гостя, прозвучат его авторские песни — cообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 22 16 19 30

В. Вовченко в 1958 году вместе с родителями переехал в г. Комсомольское Донецкой области, где окончил музыкальную школу. Затем была учеба в Сумском государственном музыкальном училище по специальности «баян», и после ее окончания В. Вовченко поступил в Донецкий государственный музыкально-педагогический институт по специальности «баян — народные инструменты». В 1974 году, после прохождения военной службы, был принят на должность преподавателя и концертмейстера Донецкого культурно-просветительного училища, в 1982 году назначен директором Детской школы искусств Нижневартовска. В 1999 году В. Вовченко переехал в Москву и в том же году стал директором Детской музыкальной школы имени С. М. Майкапара. По инициативе трудового коллектива школы, при поддержке Управления культуры Северо-Западного административного округа Москвы, за производственную, концертную, общественную деятельность в 2006 году композитору и педагогу было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». В 2011 году В. Вовченко стал членом Союза композиторов России. В настоящее время также сочетает административную и творческую деятельность.

Программа «Вечер в мажоре» выходит в эфир в это воскресенье, 24 ноября. Повтор программы — 28 ноября в 21:00 на «Радио-Минск»: Минск — 92,4 FM, Брест — 100,4 FM, Витебск — 106,4 FM, Могилёв — 98,1 FM и Гомель — 105,6 FM. Доступен также плеер «Радио-Минск» на портале minsknews.bу.

Испытания по революционным медпрепаратам близятся к завершению в Беларуси

В ближайшее время ожидается завершение испытаний по революционным медицинским препаратам. Об этом заявил премьер-министр Роман Головченко, посещая Институт микробиологии Национальной академии наук 22 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал «Правительство Беларуси».

Испытания по революционным медпрепаратам близятся к завершению в БеларусиИспытания по революционным медпрепаратам близятся к завершению в Беларуси

По словам Р. Головченко, медицина, создание новых препаратов — одно из направлений работы института, которое важно для национальной экономики, социально-экономического развития страны.

Есть очень серьезные наработки, и в ближайшее время ожидаем завершения испытаний по революционным, как их сегодня назвали, препаратам для лечения очень важных заболеваний. Надеюсь, что это будет успешно, — отметил премьер-министр.

Также ставится задача сделать существенный рывок в производстве агропромышленной продукции, в частности молока и продуктов из него.

Для этого, конечно, нужно обеспечить отрасль животноводства высокоэффективными и высокоэнергетическими кормами. Без этого такой скачок совершить невозможно. Чтобы были корма, их надо не просто заготовить, их надо сохранить, — сказал Р. Головченко.

Он уточнил, что для достижения этой цели еще надо применять современные кормовые добавки. И ученые института не просто над этим работают, а уже имеют готовые продукты, которые активно используются сейчас в сельскохозяйственных организациях.

Таких препаратов на рынке немало: есть как импортные, так и от других производителей, в том числе частной формы собственности.

Но как мне сегодня сообщили, отличительной особенностью этого института является то, что их добавки производятся на отечественных микроорганизмах, которые были выделены из разных регионов Беларуси, и поэтому имеют высокую эффективность, — рассказал премьер-министр.

По его словам, поэтому кормовые добавки и добавки для улучшения физиологических процессов животных при питании — это очень важная тема, которой в республике занимаются и добились неплохих результатов.

Глава правительства рассказал и о таком направлении, как научно-практическое сотрудничество с Белорусской национальной биотехнологической корпорацией. Так, идет очень важная работа по созданию собственных штаммов микроорганизмов, которые используются в производстве биотехнологических препаратов на этом предприятии.