История жизни и тайна гибели основателя Академии МВД СССР генерал-лейтенанта Сергея Крылова
Делал советскую милицию профессиональной. История жизни и тайна гибели основателя Академии МВД СССР, реформатора ведомства, нашего земляка генерал-лейтенанта Сергея Крылова — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Услышали выстрел
19 апреля 1979 года начальник Академии МВД СССР генерал-лейтенант Сергей Крылов ехал на служебной машине по московским улицам. Он возвращался из профильного министерства, где у него произошел непростой разговор с заместителем министра, зятем Брежнева Юрием Чурбановым, который обвинил его в воровстве.
Автомобиль подкатил к зданию академии, Крылов отправился в актовый зал, в котором проходило торжественное заседание, посвященное дню рождения Ленина. Сергей Михайлович подошел к своему заместителю Константину Варламову и шепотом попросил ключи от комнаты, где хранилось знамя академии. Тот тихо поинтересовался зачем. Крылов как бы полушутя ответил: «Попрощаться». С ключами быстро вышел из зала. Вскоре в коридорах услышали выстрел, прозвучавший из кабинета начальника.
Сергей Крылов родился в 1919 году в деревне Олешино Могилевской области. В 1939-м окончил Саратовское военное училище войск НКВД, служил на границе. Во время войны командовал особой снайперской группой войск НКВД. В 1949 году получил диплом Военной академии имени М. В. Фрунзе. Преподавал тактику оперативного использования пограничных и внутренних войск в Высшей школе КГБ.
Справедливое разоблачение культа личности Сталина в 1956-м естественным образом понизило социальный статус работников милиции как прямых и косвенных соучастников репрессий. В 1960-м Хрущев и вовсе подписал постановление Совета Министров СССР № 48, которым упразднил Министерство внутренних дел СССР, «передав его функции министерствам внутренних дел союзных республик». Похоже, и правда верил, что преступность изживет себя с наступлением коммунизма!
Через два года после отставки Хрущева, в 1966-м, центральный аппарат милиции восстановили — создали Министерство охраны общественного порядка, руководить которым начал ставленник Брежнева Николай Щелоков. А в 1968 году возродили работу МВД СССР. Щелоков искренне хотел вернуть доверие народа к правоохранительным органам. Как раз в этот период в поле его зрения попал Сергей Крылов, о котором отзывались как об энергичном человеке, генераторе идей. Неспроста многие признавали, что реформирование МВД в 1960–1970-е — его заслуга.
Реформатор
Всё началось с того, что Щелоков поручил Крылову изложить свой взгляд на реформы. А когда ознакомился с трудом, понял: перед ним не просто теоретик, а человек, способный доводить свои предложения до практического воплощения. В концепции присутствовало всё: от тесного сотрудничества со СМИ и популяризации ведомства посредством кино и литературы до технического переоснащения и даже замены формы. Он предложил поставить деятельность милиции на научную основу и осуществил это. В стране стали прогнозировать преступность, анализируя статистику, ввели новации во взаимодействии региональных управлений. В МВД создали центральный штаб по образу и подобию армейского, который координировал работу. Крылов в определенный период его возглавлял. Правда, некоторые считали его сумасбродом, так как он мог поднять ночью по тревоге свои аналитические подразделения, включая машинисток и стенографисток, и заставить их отрабатывать собственные новые идеи. Но все терпели, так как он лихо добивался увеличения зарплат, выделения квартир, путевок в лучшие санатории. Его же инициативой стало начало поиска останков царской семьи для захоронения. Щелоков лично отдал приказ начальнику Свердловского УВД оказать полное содействие. И вообще, влияние Крылова на Щелокова привело к тому, что министр жил под девизом «Кроме милиции, людям помочь некому». Другой вопрос, что на местах это выполняли неохотно и спустя рукава. Но сама тенденция заслуживает уважения. Правда, не всем нравилось, что Николай Анисимович столь чтит Сергея Михайловича. Однажды в министерство привезли бюст Дзержинского, и пока он стоял нераспакованный, злые языки шутили, что это памятник Крылову при жизни.
Мир рабов
В 1974 году по инициативе Сергея Михайловича была организована и открыта Академия МВД. До этого существовала только Высшая школа милиции. Щелоков и Крылов условились, что последний возглавит ее, наладит механизмы работы и вернется в МВД уже в качестве первого заместителя министра. Но в 1977-м в кресло одного из заместителей сел Юрий Чурбанов, который, в частности, курировал профильные учебные заведения. Крылов демонстративно игнорировал зятя Брежнева, считая его неучем, хотя тот был его непосредственным начальником: ходил на доклады прямо к Щелокову, что, естественно, не вызывало восторга у зятя генсека. Он несколько раз пробовал инициировать проверки в академии, чтобы найти компромат на Крылова. Особенно когда узнал, что Крылову обещано кресло первого заместителя министра, в которое метил сам. Когда Николай Анисимович в очередной раз предложил перенести проверку, Чурбанов, пользуясь статусом родственника генсека, пригрозил, что заручится поддержкой в ЦК КПСС. Ничего не оставалось делать. Вот как Чурбанов описывал результаты проверки в мемуарах «…в самые большие дебри мы влезли, когда знакомились с вопросами финансово-хозяйственной деятельности Академии. Мебельные гарнитуры, которые покупались для Академии, перекочевали на квартиру Крылова, там же оказались два цветных телевизора, принадлежавших учебным классам…».
В злополучный день, 19 апреля 1979 года, когда Крылова вызвали к Чурбанову в кабинет, там же присутствовал начальник Главного управления кадров МВД СССР генерал Игорь Дроздецкий. Зять Брежнева протянул лист бумаги и потребовал написать заявление по собственному желанию, дескать, иначе возбудим уголовное дело. На просьбу оставить его в академии в качестве преподавателя он получил отказ.
Дроздецкий позже настаивал: никакого преступления не было. Гарнитуры и телевизоры находились не в собственной квартире Крылова, а в служебной, которой пользовались многие руководители академии, когда хотели поработать в тишине без телефонных звонков и общения с домашними.
После визита к Чурбанову Крылов поехал к Щелокову, который находился в отпуске на даче недалеко от Москвы. Но министр отказался его принять. Тогда Сергей Михайлович оставил ему записку: «В эту Академию я вложил ум, свою страсть души, бессонные дни и ночи. И вот теперь эти менялы… эти ничтожные, малограмотные люди, злобные и завистливые… бесчинствуют в этом нашем храме…»
Вернувшись в академию, он действительно побывал в комнате, где хранилось знамя учреждения. Потом прошел в свой кабинет и выстрелил себе в сердце. А Чурбанов вскоре стал первым замминистра. Перед самоубийством Крылов записал на диктофон предсмертное обращение: «Если у человека убита вера и надежда, он труп. Господи! Как я работал! Как горел, как боролся! И чем благороднее была цель, чем вдохновеннее труд, тем больше ненависть власть имущих… и за всё это я плачу жизнью. Это мир рабов, холуев и карьеристов».
Еще материалы рубрики:
Голосом Сталина объявили о… разгроме Красной армии под Сталинградом. О фейках прошлого