1200 90

КАБ ЛЮБІЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МІЛУЮ. Почему Бобруйск называют местной Одессой

В Бобруйске раньше бывала только проездом. Слышала, что местные жители сплошь оптимисты и юмористы. До Великой Отечественной в городе проживали около 27 тыс. евреев — более трети всего населения, что привносило в атмосферу свой неповторимый шарм. О довоенном городе и об укладе его жизни — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

IMG 6772В прежние годы на бобруйских улицах можно было услышать примерно такой диалог:

— Рабинович, вы уже устроились?

— А вы что, еще работаете?

— Почему евреи отвечают вопросом на вопрос?

— И кто вам сказал такую чушь?

Кстати, жители других национальностей, как ни странно, тоже говорили с характерной растяжкой и картавили, произнося букву «р».

Пешком по Социалке

Евреи торговали курами. Бытовал даже термин «еврейский пенициллин», что означало «куриный бульон», то есть панацея от всех болезней. Идем по ул. Социалистической, в народе именуемой Социалкой. Когда-то она была центром событий в городе. Один из уроженцев Бобруйска, Сол Шульман, написал в своих воспоминаниях: «По вечерам все способные к передвижению граждане вне зависимости от пола, возраста и образовательного ценза, мыли шеи, надевали чистые сорочки и целыми семьями отправлялись фланировать по Социалке — не спеша, торжественно, под ручки.

— Как вы вчера провели время?

— Отлично, восемь раз прошлись по Социалке.

— А мы десять!»

IMG 1721

Особняк Паи Кацнельсон

Сохранился особняк купчихи Паи Кацнельсон на ул. Интернациональной. Ярко-малахитового цвета, построенный в стиле деревянный модерн — просто загляденье! Говорят, Пая увидела его где-то в Прибалтике и перевезла в родной город. Сейчас здание — объект историко-культурного наследия.

Посмотрели на синагогу, которой перевалило за сотню лет, еврейский дворик — площадку с национальным акцентом. Сохранилось и еврейское кладбище, одно из самых больших в республике. А вот аллея Праведников народов мира. Вдоль нее установлены памятные камни с именами 15 жителей Бобруйщины, которые, рискуя жизнью, спасали евреев в годы фашистской оккупации. Во время Великой Отечественной гитлеровцы в городе и окрестностях уничтожили около 25 тыс. представителей этой национальности. Сейчас их в Бобруйске немного. Однако старая добрая атмосфера и местный юмор все еще присутствуют. Вот магазин мясной и колбасной продукции. Вроде самый рядовой, но название… «Цимус»! Что означает «превосходный». Есть в городе и кофейня под вывеской «Кофе с собой «Правда».

— Что это значит? — спрашиваю у баристы.

— Чашечку выпьете и таки врать уже не будете!

Старая цитадель

Останавливаемся возле полуразрушенных построек из красного кирпича. Это бывшая Бобруйская крепость.

— Заложена в июне 1810 года для укрепления западных рубежей Российской империи, — рассказывает наш гид Евгения Дуко. — Использовались новейшие достижения фортификационного мастерства и строительной техники того времени.

До начала Отечественной войны 1812 года успели насыпать валы, построить пять основных бастионов, сделать другие земляные укрепления, а также возвести часть внутренних построек. К встрече неприятеля подготовились. И как в воду глядели: крепость надежно укрыла отступившие части царской армии. Французы начали осаду, длившуюся четыре месяца, но ничего не добились. Блокаду цитадель с честью выдержала, ослабив при этом силы врага: от голода, болезней и перестрелок они потеряли почти половину дивизии.

IMG 6770— После изгнания наполеоновской армии крепость еще долго достраивали, — продолжает Евгения. — В 1825-м, после подавления восстания 25 декабря в Санкт-Петербурге, цитадель частично превратили в политическую каторжную тюрьму. Там отбывали наказание 16 декабристов. Содержались в нечеловеческих условиях. Особый ужас вызывала одна из камер в форме яйца — без единого угла. Узники чувствовали полную дезориентацию и постепенно сходили с ума.

С годами объект утратил стратегическое значение и пришел в упадок. Но до сих пор от местных жителей можно услышать невероятные байки о таинственных подземных ходах, странных звуках из крепости и живущих там призраках.

Не зря пилил

В Бобруйске есть чему удивляться. Взять хотя бы костел на ул. Октябрьской. Построен в стиле неоготики в начале XX века. При советской власти храм закрывали и использовали под разные нужды. В конце 1950-х передали работникам стройтреста. Те решили обустроить клуб и, недолго думая, снесли вершину башни, декоративные элементы и встык к костелу пристроили пятиэтажную коробку. В итоге получилось нечто абсолютно нелепое. Позже храм вернули верующим. Судьба пятиэтажки решается.

IMG 6780— Такого непонятного сочетания неоготики и советского агрореализма не встретишь больше нигде — только в Бобруйске, — улыбается гид.

На ул. Пушкина возле ресторана «Чырвоная вежа» нас встречает Шура Балаганов. Вернее, его скульптура. Среди многочисленных детей лейтенанта Шмидта Бобруйск котировался как «прекрасное, высококультурное место», очень ими уважаемое. И туда все хотели попасть. Вот он и приехал. В руке держит блюдечко, на котором расположился золотой телец. Значит, Шура, вы не зря пилили? Говорят, бронзовый воришка и самозванец как-то даже заговорил фразами из книги Ильфа и Петрова (об этом позаботились спонсоры из бобруйского «Водоканала»). Но прохожие стали пугаться, и «молочному брату» Остапа Бендера пришлось замолчать.

IMG 7520Заглядываем на городской рынок. Там стоит памятник бобру — символу города. Одет, как денди: сюртук с жилетом, бабочка на шее, на пальце перстень, на круглый животик свесилась цепочка от часов. Сам веселый и довольный жизнью. Не грызун, а точь-в-точь горожанин прошлого века! Недаром местные называют его Бобром Самуиловичем и фотографируются в обнимку на память.

IMG 7517

Фото автора

Еще материалы рубрики:

КАБ ЛЮБІЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МІЛУЮ. Что общего у Гомеля с Провансом и Флоренцией

КАБ ЛЮБІЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МІЛУЮ. Что посмотреть в Коссово

КАБ ЛЮБІЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МІЛУЮ. Знакомимся с живописным и богатым на историю Борисовом

КАБ ЛЮБІЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МІЛУЮ. Раскрываем тайны древнейшего города Беларуси

КАБ ЛЮБIЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МIЛУЮ. Толочин: что посмотреть и где побывать

Смотрите также:

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Чем пахнут деньги и плачет ли кот. Узнали происхождение устойчивых выражений

Появление одних известных фраз восходит к обычаям славянских народов, других — к древнегреческим притчам. Почему стоит дважды подумать, помочь ли замерзшей змее, и как в старину спасались от вурдалаков, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Деньги не пахнут

depositphotos 389160662 s

Фото Depositphotos

В современных реалиях это устойчивое выражение употребляется для обозначения неразборчивости в способах извлечения прибыли. Фраза отсылает к имени римского императора Веспасиана. Когда он ввел налог на общественные уборные, сын правителя Тит упрекнул в этом отца. Тогда Веспасиан поднес к носу наследника деньги и спросил, пахнут ли они. Ответ последовал отрицательный, после чего император напомнил сыну, как финансы были получены.

В некоторых источниках можно найти информацию и о том, куда деньги были израсходованы: часть из них предположительно пошла на строительство Колизея.

Пригреть на груди змею

snake 7161713 1280

Фото pixabay.com

Выражение применяется в отношении людей, которые оказались жертвами собственных благих побуждений и столкнулись с неблагодарностью. Символизирует проявление коварства по отношению к тому, кто тебе помог.

Происхождение фразы связывают с именем древнегреческого баснописца Эзопа и древней притчей, которую он положил на стихи. Согласно ее сюжету, крестьянин, нашедший замерзшую змею, решил помочь ей восстановить баланс тепла — спрятал беднягу под одеждой. Когда ползучая отогрелась, в качестве «благодарности» за спасение она укусила благодетеля.

Позже это устойчивое выражение стало крайне популярно в Европе, оно даже встречалось в комедиях Жан-Батиста Мольера (известного автора ⅩⅨ века).

Мартышкин труд

07 08 2024 priroda zoopark zhivotnye malinovskaya120 kopiya

Фраза применяется для обозначения бесполезной, неэффективной и изнурительной работы. Впервые она была использована русским критиком Дмитрием Писаревым, а вдохновился он басней Ивана Крылова «Обезьяна». По сюжету произведения главная героиня (мартышка) периодически наблюдала за работой трудолюбивого крестьянина. Замечая, как окружающие хвалят мужчину, она начинала испытывать зависть. В стремлении получить общественное признание, подобно этому работяге, она стала таскать чурбан. Но труд животного был абсолютно бесполезен, потому никаких лестных слов в свой адрес мартышка не услышала.

Кстати, с этим выражением рука об руку идет другое — «сизифов труд». Значение у них одинаковое, отличие заключается лишь в том, что последнее пришло к нам из античности. Согласно древнегреческой мифологии, царь Сизиф осуществил то, что до сих пор остается для человечества недостижимым — добился бессмертности населения. Получилось это благодаря похищению и заточению бога смерти Танатоса.

Неладное заподозрил Арес — бог войны, чьи противники никак не уходили в мир иной в процессе сражений. Считается, что именно он освободил Танатоса из плена. А тот, в свою очередь, стал похитителю мстить — забрал душу Сизифа в Царство теней.

Хитрый царь учел и такой исход событий, поэтому заранее предупредил жену: в случае его безвременного ухода не устраивать погребальный обряд. Представ перед судом верховного бога смерти и подземного царства Аида, Сизиф попросил того ненадолго отпустить его в царство живых, чтобы отругать нерадивую жену. И это, конечно, было уловкой. Как только правителю удалось обмануть смерть, несмотря на все обещания, обратно к Аиду он не вернулся.

Когда бог подземного царства спохватился, Сизиф все равно был принудительно доставлен обратно. В качестве наказания за обман ему навязали тяжелый и неэффективный физический труд. Царя отправили на гору. Он должен был толкать к ее вершине огромный камень снова и снова, потому как, оказавшись на пике, груз просто скатывался вниз.

Перемывать кости

skeleton 778069 1280

Фото pixabay.com

Представители славянских народов продолжительное время придерживались одного обычая: эксгумировали тело через несколько лет после захоронения, омывали кости и снова зарывали их в землю. Для чего? Предположительно, таким образом люди убеждались в том, что душа покойного освободилась — считалось, это происходило, когда в могиле оставались лишь кости.

По другой версии, так предки предотвращали мистические перевоплощения ушедшего. Считалось, что нераскаявшийся грешник может стать вурдалаком. «Вторичное захоронение» помогало «очистить карму» умершего и предотвратить столкновение людей с вампиром.

Причем процесс в обязательном порядке сопровождался обсуждением того, каким был человек при жизни. Именно поэтому в современных реалиях фраза используется в значении «сплетничать».

Кот наплакал

gorod fauna salon kotyat stolyarov 06 kopiya

Употребляется устойчивое выражение в качестве синонима к слову «мало», иногда с намерением подчеркнуть полное отсутствие чего-либо. А корни его восходят к наблюдениям зоологов и владельцев пушистиков. Дело в том, что эти животные не плачут. Слезоотделения, спровоцированного стрессом или обидой, у них нет. Скопление глазной жидкости характерно для зверьков, как правило, исключительно в те периоды, когда они болеют.

Есть и другая версия происхождения фразы. Она касается арабского выражения «кoтыъ нaилaк» — «перестать получать деньги». Русские заметили сходство иностранного словосочетания с нашим «кот наплакал» и стали употреблять это выражение. Причем первоначально оно касалось исключительно темы финансов.

Бить баклуши

relief 2457742 1280

Фото pixabay.com

Словосочетание обычно употребляется в значении «бездельничать». А пошло оно от ремесленников, мастеривших посуду из дерева. «Баклушами» называли специальные заготовки — после обработки они превращались в ложки. Для того чтобы получить такие основы, нужно было расколоть полено на несколько частей. Эта работа на Руси доверялась подмастерьям и считалась очень простой, незамысловатой. Поэтому «битье баклуш» стали считать фактически бездельем.

Другая теория происхождения выражения связана с ночными сторожами. Чтобы отпугнуть от поселений хищников, они обходили территорию и параллельно громко стучали большими деревянными обрубками или колотушками. Разумеется, за ночь в такой дозор сторож выходил не единожды. И звучит это как работа довольно утомительная. Однако в старину она считалась «плевым делом».

Где в Минске работают мобильные датчики скорости 25 ноября

Спидкамы установлены на 12 участках дорог столицы 25 ноября. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» сообщили в ГАИ.

transport radar mozolevskij 02

Скорость движения авто контролируют на ул. Ванеева, Московской, Радиальной, Кижеватова, Ташкентской и Денисовской (60 км/ч); пр. Независимости (60, 80 км/ч), Партизанском, Жукова и Рокоссовского (60 км/ч), а также на МКАД (90 км/ч).

Госавтоинспекция просит водителей быть внимательными, соблюдать скоростной режим движения и учитывать погодные условия.