КАБ ЛЮБІЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МІЛУЮ. Почему Бобруйск называют местной Одессой
В Бобруйске раньше бывала только проездом. Слышала, что местные жители сплошь оптимисты и юмористы. До Великой Отечественной в городе проживали около 27 тыс. евреев — более трети всего населения, что привносило в атмосферу свой неповторимый шарм. О довоенном городе и об укладе его жизни — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В прежние годы на бобруйских улицах можно было услышать примерно такой диалог:
— Рабинович, вы уже устроились?
— А вы что, еще работаете?
— Почему евреи отвечают вопросом на вопрос?
— И кто вам сказал такую чушь?
Кстати, жители других национальностей, как ни странно, тоже говорили с характерной растяжкой и картавили, произнося букву «р».
Пешком по Социалке
Евреи торговали курами. Бытовал даже термин «еврейский пенициллин», что означало «куриный бульон», то есть панацея от всех болезней. Идем по ул. Социалистической, в народе именуемой Социалкой. Когда-то она была центром событий в городе. Один из уроженцев Бобруйска, Сол Шульман, написал в своих воспоминаниях: «По вечерам все способные к передвижению граждане вне зависимости от пола, возраста и образовательного ценза, мыли шеи, надевали чистые сорочки и целыми семьями отправлялись фланировать по Социалке — не спеша, торжественно, под ручки.
— Как вы вчера провели время?
— Отлично, восемь раз прошлись по Социалке.
— А мы десять!»
Сохранился особняк купчихи Паи Кацнельсон на ул. Интернациональной. Ярко-малахитового цвета, построенный в стиле деревянный модерн — просто загляденье! Говорят, Пая увидела его где-то в Прибалтике и перевезла в родной город. Сейчас здание — объект историко-культурного наследия.
Посмотрели на синагогу, которой перевалило за сотню лет, еврейский дворик — площадку с национальным акцентом. Сохранилось и еврейское кладбище, одно из самых больших в республике. А вот аллея Праведников народов мира. Вдоль нее установлены памятные камни с именами 15 жителей Бобруйщины, которые, рискуя жизнью, спасали евреев в годы фашистской оккупации. Во время Великой Отечественной гитлеровцы в городе и окрестностях уничтожили около 25 тыс. представителей этой национальности. Сейчас их в Бобруйске немного. Однако старая добрая атмосфера и местный юмор все еще присутствуют. Вот магазин мясной и колбасной продукции. Вроде самый рядовой, но название… «Цимус»! Что означает «превосходный». Есть в городе и кофейня под вывеской «Кофе с собой «Правда».
— Что это значит? — спрашиваю у баристы.
— Чашечку выпьете и таки врать уже не будете!
Старая цитадель
Останавливаемся возле полуразрушенных построек из красного кирпича. Это бывшая Бобруйская крепость.
— Заложена в июне 1810 года для укрепления западных рубежей Российской империи, — рассказывает наш гид Евгения Дуко. — Использовались новейшие достижения фортификационного мастерства и строительной техники того времени.
До начала Отечественной войны 1812 года успели насыпать валы, построить пять основных бастионов, сделать другие земляные укрепления, а также возвести часть внутренних построек. К встрече неприятеля подготовились. И как в воду глядели: крепость надежно укрыла отступившие части царской армии. Французы начали осаду, длившуюся четыре месяца, но ничего не добились. Блокаду цитадель с честью выдержала, ослабив при этом силы врага: от голода, болезней и перестрелок они потеряли почти половину дивизии.
— После изгнания наполеоновской армии крепость еще долго достраивали, — продолжает Евгения. — В 1825-м, после подавления восстания 25 декабря в Санкт-Петербурге, цитадель частично превратили в политическую каторжную тюрьму. Там отбывали наказание 16 декабристов. Содержались в нечеловеческих условиях. Особый ужас вызывала одна из камер в форме яйца — без единого угла. Узники чувствовали полную дезориентацию и постепенно сходили с ума.
С годами объект утратил стратегическое значение и пришел в упадок. Но до сих пор от местных жителей можно услышать невероятные байки о таинственных подземных ходах, странных звуках из крепости и живущих там призраках.
Не зря пилил
В Бобруйске есть чему удивляться. Взять хотя бы костел на ул. Октябрьской. Построен в стиле неоготики в начале XX века. При советской власти храм закрывали и использовали под разные нужды. В конце 1950-х передали работникам стройтреста. Те решили обустроить клуб и, недолго думая, снесли вершину башни, декоративные элементы и встык к костелу пристроили пятиэтажную коробку. В итоге получилось нечто абсолютно нелепое. Позже храм вернули верующим. Судьба пятиэтажки решается.
— Такого непонятного сочетания неоготики и советского агрореализма не встретишь больше нигде — только в Бобруйске, — улыбается гид.
На ул. Пушкина возле ресторана «Чырвоная вежа» нас встречает Шура Балаганов. Вернее, его скульптура. Среди многочисленных детей лейтенанта Шмидта Бобруйск котировался как «прекрасное, высококультурное место», очень ими уважаемое. И туда все хотели попасть. Вот он и приехал. В руке держит блюдечко, на котором расположился золотой телец. Значит, Шура, вы не зря пилили? Говорят, бронзовый воришка и самозванец как-то даже заговорил фразами из книги Ильфа и Петрова (об этом позаботились спонсоры из бобруйского «Водоканала»). Но прохожие стали пугаться, и «молочному брату» Остапа Бендера пришлось замолчать.
Заглядываем на городской рынок. Там стоит памятник бобру — символу города. Одет, как денди: сюртук с жилетом, бабочка на шее, на пальце перстень, на круглый животик свесилась цепочка от часов. Сам веселый и довольный жизнью. Не грызун, а точь-в-точь горожанин прошлого века! Недаром местные называют его Бобром Самуиловичем и фотографируются в обнимку на память.
Фото автора
Еще материалы рубрики:
КАБ ЛЮБІЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МІЛУЮ. Что общего у Гомеля с Провансом и Флоренцией
КАБ ЛЮБІЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МІЛУЮ. Что посмотреть в Коссово
КАБ ЛЮБІЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МІЛУЮ. Знакомимся с живописным и богатым на историю Борисовом
КАБ ЛЮБІЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МІЛУЮ. Раскрываем тайны древнейшего города Беларуси
КАБ ЛЮБIЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МIЛУЮ. Толочин: что посмотреть и где побывать
Смотрите также: