«Мы с тобой два берега». Эта песня не об абстрактных персонажах и их разлуке, а о реальных людях и подвиге
Песня «Два берега» – не об абстрактных персонажах и их разлуке, а о реальных людях и подвиге. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Спасли город
Вряд ли несведущему человеку может прийти в голову, что эта песня имеет отношение к войне. Посудите сами:
Ночь была с ливнями
И трава в росе.
Про меня «счастливая»
Говорили все.
И сама я верила
Сердцу вопреки:
Мы с тобой два берега
У одной реки.
Меж тем песня написана именно для военной картины «Жажда» (1959), основанной на реальных и страшных событиях.
Одесса до войны снабжалась водой из реки Днестр. Длина водовода от Беляевки до города — около 40 км. Когда Одессу окружили, фашисты захватили насосную станцию, оставив город почти без воды. Несмотря на сентябрь, стояла страшная жара, и жители изнывали от жажды.
Все, что могло сделать руководство, — ввести талоны на воду. Транспортные суда с резервуарами безжалостно топили во время авианалетов. Мощностей артезианских колодцев не хватало.
Поэт, сценарист Григорий Поженян был в ту пору морским офицером. Возглавлял группу особого назначения из 12 человек для действия в тылу врага. О нем ходили легенды. Командующий Черноморским флотом адмирал Октябрьский с шутками-прибаутками говорил о нем: «Форменный бандит! Более хулиганистого и рискованного офицера у себя на флотах я не встречал!» Группе Поженяна доверили захватить водокачку в Беляевке и вернуть городу воду. Задание было выполнено. Забегая вперед, нужно отметить, что именно завершающие кадры фильма пронзительны. Из всех кранов, водонапорных колонок залитой солнцем Одессы вдруг начинает бежать долгожданная вода. Горожане становятся под ее струи, жадно пьют и обливаются, наполняют ведра и кастрюли. А в то же время с помощью монтажа мы видим: в те же секунды бойцы отряда Поженяна погибают один за другим, удерживая насосную станцию. Георгия также считали погибшим. Но он был тяжело ранен и выжил. Приехал после войны в Беляевку, увидел свою фамилию на скромном обелиске рядом с фамилиями однополчан. И решил написать сценарий о случившемся.
Пели и перепевали
Картину на Одесской киностудии взялся снимать Евгений Ташков. Многие наверняка знакомы с его более поздними работами: «Приходите завтра» (1963), где жена режиссера сыграла певицу Фросю Бурлакову, приехавшую покорять Москву; также знамениты ленты «Адъютант его превосходительства» (1969), «Майор Вихрь» (1967). Работали над картиной и фронтовики: оператор Петр Тодоровский, композитор Андрей Эшпай. Текст песни написал сценарист Поженян. И он совсем не инородный по отношению к сюжету, как может показаться.
Песню в картине исполняет разведчица Маша, которая отправилась выяснить обстановку в Беляевке и долго не выходила на связь. Узнать о ее судьбе командование направляет лейтенанта Безбородько, владеющего немецким. Его переодевают в форму немецкого офицера. В роли Безбородько — Вячеслав Тихонов. Маша влюблена в него. Она под видом гражданской жительницы на оккупированной территории ждет, что молодой человек придет ей на помощь. Поэтому не об абстрактном принце, а о конкретном человеке поет: «Ночь была. Был рассвет, словно тень крыла. У меня другого нет — я тебя ждала. Все ждала и верила сердцу вопреки: мы с тобой два берега у одной реки…»
Композитор Андрей Эшпай был так потрясен историей о группе бойцов, что написал музыку всего за одну ночь. Возможно, в силу каких-то личных симпатий авторов, за кадром в фильме песню исполнила журналистка Ирина Денисова. В первой версии фильма в титрах фамилия исполнительницы не указана. Поскольку произведение обрело широкую популярность, кто-то из чиновников обратил внимание, что народный хит исполняет непрофессиональная певица, поэтому ее нужно «допускать» к радиоэфирам, а это отдельная процедура проверок. Вследствие чего произведение перепели Майя Кристалинская — именно ее голос звучит в картине — и Валентина Дворянинова. Но в наши дни в интернете можно найти и первоначальный вариант озвучивания.
Предтеча Штирлица
Для Майи Кристалинской песня стала визитной карточкой. Хит о разлуке пользовался невероятной популярностью, многие слушательницы не ассоциировали ее ни с военной операцией в Одессе, ни с романом героя Тихонова и разведчицы Маши. Слова «Утки все парами, как с волной волна. Все подруги с парнями, только я одна» стали гимном одиноких девушек.
В отношении самой картины мнения зрителей и кинокритиков разделились. К той части, где на экране подвиг матросов, претензий не было. А вот кадры, где Тихонов является в фашистский штаб и представляется немецким офицером, подвергли сомнению. В журнале «Советский экран» писали, что на фоне почти документальных эпизодов подвига моряков сцены с Тихоновым выглядят недостоверными вставными номерами. Настаивали: от этого страдает художественная целостность кино. Также критики прошлись по его отношениям с Машей, назвав эту лирическую линию невыразительной. Тут стоит вспомнить, что незадолго до событий Вячеслав Тихонов стал звездой всесоюзного масштаба после картины «Дело было в Пенькове» (1957), где исполнил роль деревенского тракториста Матвея Морозова. Картина «Мичман Панин», в которой Вячеслав Васильевич сыграл человека в морской форме, еще не увидела свет. Поэтому в любом военном мундире актер продолжал казаться все тем же трактористом Матвеем. Кто бы мог подумать, что спустя без малого 15 лет на экране он станет штандартенфюрером СС Максом Отто фон Штирлицем, советским разведчиком под прикрытием, и роль станет главной в его жизни.
Поженян в сценарии не менял фамилии реальных героев. Когда по сюжету Безбородько уходит на задание, он просит политрука, если что-то случится, не сообщать матери трагические подробности его гибели. После выхода картины нашлась настоящая мама Безбородько, которая со слезами на глазах благодарила создателей, что она не в одиночестве скорбит по своему сыну, а вместе со всеми, посмотревшими кино.
На Всесоюзном кинофестивале в Минске в 1960 году фильм «Жажда» удостоили премии. Награду получил и Петр Тодоровский — за операторскую работу.
Песню не забыли и сейчас. Так, в проекте «Голос. 60+» на Первом канале ее исполнила участница конкурса Севиль Чеголя. Конечно, произведение будут помнить и новые поколения, так как вера, верность и любовь — вечные понятия.
Еще материалы рубрики:
«Песня о встречном» — первый музыкальный хит советского кино. Кто и как его создал