1200 90

«Мы с тобой два берега». Эта песня не об абстрактных персонажах и их разлуке, а о реальных людях и подвиге

Песня «Два берега» – не об абстрактных персонажах и их разлуке, а о реальных людях и подвиге. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

5

Спасли город

Вряд ли несведущему человеку может прийти в голову, что эта песня имеет отношение к войне. Посудите сами:

Ночь была с ливнями

И трава в росе.

Про меня «счастливая»

Говорили все.

И сама я верила

Сердцу вопреки:

Мы с тобой два берега

У одной реки.

Меж тем песня написана именно для военной картины «Жажда» (1959), основанной на реальных и страшных событиях.

Одесса до войны снабжалась водой из реки Днестр. Длина водовода от Беляевки до города — около 40 км. Когда Одессу окружили, фашисты захватили насосную станцию, оставив город почти без воды. Несмотря на сентябрь, стояла страшная жара, и жители изнывали от жажды.

Все, что могло сделать руководство, — ввести талоны на воду. Транспортные суда с резервуарами безжалостно топили во время авианалетов. Мощностей артезианских колодцев не хватало.

Georgij Pozhenyan

Григорий Поженян

Поэт, сценарист Григорий Поженян был в ту пору морским офицером. Возглавлял группу особого назначения из 12 человек для действия в тылу врага. О нем ходили легенды. Командующий Черноморским флотом адмирал Октябрьский с шутками-прибаутками говорил о нем: «Форменный бандит! Более хулиганистого и рискованного офицера у себя на флотах я не встречал!» Группе Поженяна доверили захватить водокачку в Беляевке и вернуть городу воду. Задание было выполнено. Забегая вперед, нужно отметить, что именно завершающие кадры фильма пронзительны. Из всех кранов, водонапорных колонок залитой солнцем Одессы вдруг начинает бежать долгожданная вода. Горожане становятся под ее струи, жадно пьют и обливаются, наполняют ведра и кастрюли. А в то же время с помощью монтажа мы видим: в те же секунды бойцы отряда Поженяна погибают один за другим, удерживая насосную станцию. Георгия также считали погибшим. Но он был тяжело ранен и выжил. Приехал после войны в Беляевку, увидел свою фамилию на скромном обелиске рядом с фамилиями однополчан. И решил написать сценарий о случившемся.

Пели и перепевали

Картину на Одесской киностудии взялся снимать Евгений Ташков. Многие наверняка знакомы с его более поздними работами: «Приходите завтра» (1963), где жена режиссера сыграла певицу Фросю Бурлакову, приехавшую покорять Москву; также знамениты ленты «Адъютант его превосходительства» (1969), «Майор Вихрь» (1967). Работали над картиной и фронтовики: оператор Петр Тодоровский, композитор Андрей Эшпай. Текст песни написал сценарист Поженян. И он совсем не инородный по отношению к сюжету, как может показаться.

Песню в картине исполняет разведчица Маша, которая отправилась выяснить обстановку в Беляевке и долго не выходила на связь. Узнать о ее судьбе командование направляет лейтенанта Безбородько, владеющего немецким. Его переодевают в форму немецкого офицера. В роли Безбородько — Вячеслав Тихонов. Маша влюблена в него. Она под видом гражданской жительницы на оккупированной территории ждет, что молодой человек придет ей на помощь. Поэтому не об абстрактном принце, а о конкретном человеке поет: «Ночь была. Был рассвет, словно тень крыла. У меня другого нет — я тебя ждала. Все ждала и верила сердцу вопреки: мы с тобой два берега у одной реки…»

Majya Kristalinskaya

Майя Кристалинская

Композитор Андрей Эшпай был так потрясен историей о группе бойцов, что написал музыку всего за одну ночь. Возможно, в силу каких-то личных симпатий авторов, за кадром в фильме песню исполнила журналистка Ирина Денисова. В первой версии фильма в титрах фамилия исполнительницы не указана. Поскольку произведение обрело широкую популярность, кто-то из чиновников обратил внимание, что народный хит исполняет непрофессиональная певица, поэтому ее нужно «допускать» к радиоэфирам, а это отдельная процедура проверок. Вследствие чего произведение перепели Майя Кристалинская — именно ее голос звучит в картине — и Валентина Дворянинова. Но в наши дни в интернете можно найти и первоначальный вариант озвучивания.

Предтеча Штирлица

Для Майи Кристалинской песня стала визитной карточкой. Хит о разлуке пользовался невероятной популярностью, многие слушательницы не ассоциировали ее ни с военной операцией в Одессе, ни с романом героя Тихонова и разведчицы Маши. Слова «Утки все парами, как с волной волна. Все подруги с парнями, только я одна» стали гимном одиноких девушек.

В отношении самой картины мнения зрителей и кинокритиков разделились. К той части, где на экране подвиг матросов, претензий не было. А вот кадры, где Тихонов является в фашистский штаб и представляется немецким офицером, подвергли сомнению. В журнале «Советский экран» писали, что на фоне почти документальных эпизодов подвига моряков сцены с Тихоновым выглядят недостоверными вставными номерами. Настаивали: от этого страдает художественная целостность кино. Также критики прошлись по его отношениям с Машей, назвав эту лирическую линию невыразительной. Тут стоит вспомнить, что незадолго до событий Вячеслав Тихонов стал звездой всесоюзного масштаба после картины «Дело было в Пенькове» (1957), где исполнил роль деревенского тракториста Матвея Морозова. Картина «Мичман Панин», в которой Вячеслав Васильевич сыграл человека в морской форме, еще не увидела свет. Поэтому в любом военном мундире актер продолжал казаться все тем же трактористом Матвеем. Кто бы мог подумать, что спустя без малого 15 лет на экране он станет штандартенфюрером СС Максом Отто фон Штирлицем, советским разведчиком под прикрытием, и роль станет главной в его жизни.

1941 09 15Поженян в сценарии не менял фамилии реальных героев. Когда по сюжету Безбородько уходит на задание, он просит политрука, если что-то случится, не сообщать матери трагические подробности его гибели. После выхода картины нашлась настоящая мама Безбородько, которая со слезами на глазах благодарила создателей, что она не в одиночестве скорбит по своему сыну, а вместе со всеми, посмотревшими кино.

На Всесоюзном кинофестивале в Минске в 1960 году фильм «Жажда» удостоили премии. Награду получил и Петр Тодоровский — за операторскую работу.

Песню не забыли и сейчас. Так, в проекте «Голос. 60+» на Первом канале ее исполнила участница конкурса Севиль Чеголя. Конечно, произведение будут помнить и новые поколения, так как вера, верность и любовь — вечные понятия.

Еще материалы рубрики:

«Тишина за Рогожской заставою». Эту песню в фильме «Дом, в котором я живу» исполнил не игравший в нем актер

«Если друг оказался вдруг…» Какая трагедия подтолкнула Высоцкого к написанию песен для фильма «Вертикаль»

«Песня о встречном» — первый музыкальный хит советского кино. Кто и как его создал

Советская песня «Всё, что было» посвящена агенту ОГПУ, супруге миллионера Арманда Хаммера. Как так вышло

Почему пришлось сокращать песни в фильме «Человек с бульвара Капуцинов», и о чем после съемок сожалел Андрей Миронов

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
«Вечернему Минску» — 57! Узнали, о чем писали в первом выпуске и как работает издание сегодня

Самому крупному столичному городскому изданию, газете «Вечерний Минск», 1 ноября исполнилось 57 лет. Корреспондент агентства «Минск-Новости» полистал первый номер «Вечерки», а также узнал, над какими проектами работают журналисты сегодня.

pervyj nomer

Раньше были времена

В 1967 году в ЦК КПСС дали добро на издание ежедневной вечерней городской газеты. И вот 1 ноября с ротационных машин типографии издательства «Звязда» (ныне Дом печати) сошли первые экземпляры «Вечерки». Ее рождение состоялось в особый для столицы год — 900-летнего юбилея города, который отметили летом.

Напоминание о круглой дате сохранилось и по сей день — парк на берегу Чижовского водохранилища. А в ноябре страна отмечала 50-ю годовщину Октябрьской революции — главный госпраздник в те времена. И, конечно, приближающиеся торжества красной нитью проходят в публикациях стартового номера «ВМ».

На первой странице под рубрикой «Октября шаги победные» — подборка кратких сообщений о новинках столичных предприятий. В 60-е годы прошлого столетия Минск уже называют сборочных цехом СССР. Читаем: Минский завод автоматических линий отправил в Куйбышев (в 1991 г. этому городу на Волге вернули исторической название — Самара. — Прим. авт.) опытный образец специального станка для токарной обработки турбобура. А на Минском заводе сборного железобетона № 2 запустили созданную рационализаторами предприятия машину для шлифовки мозаичных изделий. К годовщине Великой, как ее тогда называли, революции отличился и Минский мотовелозавод, с конвейера которого сошел новый мотоцикл М-105.

Современному читателю такие сообщения могут показаться малоинтересными и несколько наивными. Сказать по правде, и в те годы большинство горожан открывали газету с последней страницы. А первая — как парадная витрина, своеобразный рапорт наверх. Таков уж тогда был порядок.

Город и теплоход

Конечно, молодому коллективу газеты очень хотелось, чтобы первый блин не вышел комом. А значит, нужно читателя и удивить, и порадовать. Словом, привлечь. Случайно, и об этом честно признались в публикации «Семь футов под килем!», узнали корреспонденты, что ходит по морям и океанам судно с названием «Минск». Вот бы выяснить, где оно сейчас, да связаться с капитаном, подумали они. И удалось. Что здесь удивительного? А вспомните еще раз, в каком году состоялся сеанс связи. До изобретения мобильного телефона, интернета и прочих высокотехнологичных штучек оставалось еще как минимум два десятилетия.

287905

Журналисты узнали, что грузовой теплоход «Минск» — судно новое, построено в Польше в 1964 г. Крупнейший сухогруз Черноморского пароходства — водоизмещение 20 тыс. т — за три года плавания успел обойти почти весь мир. Перевозил руду, сырье, металлы, минеральные удобрения. А еще во время последнего рейса теплоход побывал у берегов Вьетнама, и члены экипажа передали, цитирую, «представителям вьетнамской молодежи вымпел белорусских комсомольцев, в знак солидарности с их героической борьбой против американской агрессии».

Это сейчас открыты многие тайные страницы истории. Знаем мы и о том, что СССР активно участвовал во вьетнамо-американском военном конфликте, и помогал сражающемуся Вьетнаму не только продовольствием и одеждой, как уверяли тогда газеты. Тот же автомат Калашникова не последнюю роль сыграл в победе вьетнамских товарищей над агрессорами. А потому предположим: совсем не для доставки комсомольского вымпела отмахал теплоход «Минск» тысячи миль по морю…

Увы, сегодня журналисты обновленной «Вечерки» уже не смогут рассказать о подробностях очередного плавания «Минска». Последний рейс сухогруз с названием белорусской столицы на борту проделал в сторону Индии в 1989 г. Есть там печально известное место Аланг, которое моряки называют берегом мертвецов. Суда приходят туда на последнюю стоянку и ждут, когда их разберут на металлолом.

Город и телевидение

Еще одно знаменательное событие в жизни не только Минска, но и всей страны, о котором рассказали журналисты «Вечерки» в первом номере, — появление цветного телевидения. Чтобы представить, насколько оно было значимым, достаточно заглянуть на последнюю страницу газеты, где опубликована программа телепередач. Двухдневное расписание на 1 и 2 ноября занимает лишь десятую часть страницы. Всего две программы — они так и обозначены: первая и вторая. Передачи начинаются только в 18:00. Большинство из них в канун 7 ноября выдержано в соответствующем идеологическом духе: «Юбилейный салют Октябрю», «Страницы киноленинианы», художественный фильм «Коммунист».

scale 1200

И вот корреспондент газеты А. Бржозовский в беседе с начальником Минского телецентра Львом Подорским спрашивает:

— Может ли кто-то из минчан сказать, что уже видел цветную передачу?

— Пока лишь немногие, — ответил начальник. В частности, работники Минского телецентра, которым посчастливилось увидеть первую, в цвете, передачу 21 октября по одному из пяти (!!) цветных телевизоров, совсем недавно полученных в Минске.

Цветной телевизор — невероятная диковинка в ту пору, и потому специалист выразил надежду, что «недалек час, когда цветные телевизоры будут установлены в городе, вероятно, в залах общественных зданий или в витринах».

Кстати, в том же интервью названа и цена новинки — от 800 до 1 250 рублей. Средняя зарплата в те годы — около 100 рублей.

Город и его герои

332078

Героями в ту пору зачастую становились люди труда. Не такая уж, к слову, плохая практика. В Минске в 1950–1960 гг. имя строителя Дениса Булахова было на слуху.

Обладатель самых высоких государственных наград, в том числе «Золотой Звезды» Героя Социалистического Труда, Булахов был среди первых строителей послевоенного Минска. Со своей бригадой он разбирал развалины разбитых бомбежкой кварталов, а потом возводил здания ГУМа и кинотеатра «Победа», жилые дома на ул. Мясникова и Фабрициуса. Рассказывая о нем, журналисты не жалели хвалебных эпитетов. Вот и в первом номере «ВМ» о выдающемся бригадире — публикация. Повод более чем достойный. Осенью того года учредили звание «Почетный гражданин города Минска». И первыми в список выдающихся людей белорусской столицы внесли Героя Советского Союза, генерал-полковника Алексея Бурдейного и строителя Д. Булахова.

За прошедшие с тех пор десятилетия почетными гражданами Минска названы легендарная подпольщица Мария Осипова, министр промышленного строительства Иван Жижель, штукатур Александр Громов, врач-офтальмолог Татьяна Бирич, народные поэты Петрусь Бровка и Максим Танк, композитор Владимир Оловников, спортсмен Александр Медведь, нобелевский лауреат Жорэс Алфёров.

Город и футбол

Леонард Адамов, Иван Савостиков, Иван Мозер, Михаил Мустыгин, Эдуард Малофеев… Эти имена в конце 60-х годов прошлого столетия знал любой минский мальчишка, хоть немного увлекавшийся футболом. Каждый матч лучшей белорусской команды на столичном стадионе «Динамо» становился событием, а трибуны почти всегда заполнялись до отказа. Минские динамовцы в чемпионате СССР 1967-го чуть-чуть не дотянули до призовой тройки, остановившись в турнирной таблице на четвертом месте. Зато один из лучших нападающих столичного футбольного клуба и игрок сборной СССР Э. Малофеев накануне выхода первого номера «Вечерки», 31 октября, вывел главную команду Советского Союза в плей-офф чемпионата Европы. Он забил единственный и самый важный гол в игре со сборной Греции.

Конечно, новая городская газета не могла обойти стороной эти события. Журналист Александр Майский встретился с главным тренером динамовцев легендарным Александром Севидовым. Вопросов к наставнику команды было так много, что тренер взмолился:

— Вернемся из последнего турне — вот тогда мы в распоряжении болельщиков.

Цепкий и опытный журналист Майский поймал Севидова на слове, и тот предложил:

Пусть болельщики присылают в адрес «Вечернего Минска» вопросы, а мы после завершения сезона всей командой придем в редакцию и разберем почту.

Так родилась идея проведения массового интервью, которое в течение многих лет было фирменным журналистским «блюдом» вечеркинцев.

photo 2024 11 01 16 23 09

Чем живет «Вечерка» сегодня

Как рассказала главный редактор «Вечернего Минска» Юлия Денищик, на страницах издания всегда можно найти актуальную информацию о жизни столицы, узнать, какие новости и проблемы звучат на прямых линиях в администрациях районов и Мингорисполкоме.

denishhik yuliya valentinovna itog 2

— В каждом номере публикуются материалы, героями которых становятся обычные горожане — люди рабочих специальностей, медики, социальные работники. Это отличительная черта нашего издания — рассказывать людям о людях, о специфике их работы и о том, как они могут помочь другим, — добавила главный редактор.

Отдельно Юлия остановилась на проектах издания:

Это спецвыпуски «Вечернего Минска». Планируется выход шести таких выпусков, приуроченных к выборам Президента. Два — уже вышли. Они были посвящены темам «Минск — город, в котором хочется жить» и «Минск промышленный». К слову, второй спецвыпуск вышел как раз в день рождения «Вечернего Минска».

Бриллианты, шестеренки и… 50 оттенков синего. Чем удивят минчан новогодние витрины ГУМа

Несмотря на то, что на календаре последний месяц осени, главный столичный универмаг уже сейчас готов погрузить горожан в атмосферу зимних праздников: 1 ноября в холле ГУМа состоялось торжественное открытие новогодних витрин. В чем необычность декора и при чем здесь машина времени, узнали корреспонденты агентства «Минск-Новости».

torgovlya otkrytie novogodnih vitrin lukashov 03 kopiya

Открытие новогодних витрин — знаковое событие для всего города: старейший универмаг находится в самом центре и представляет собой символ Минска. Горожане и гости столицы ждут от него не только преображения, но и в некотором смысле чуда. А то, что посетители смогут погрузиться в атмосферу волшебства, не вызывает сомнений: ведь на этот раз дизайнерский замысел бросил вызов ходу времени.

Представить новогоднюю сказку «авансом», по словам руководства универмага, решили, в первую очередь, для удобства посетителей: ведь перед праздниками будет суета, очереди и люди не всегда успевают выбрать подарок, получив при этом удовольствие.

— До наступления Нового года еще целых два месяца, но, на самом деле, время пролетит незаметно, — уверена директор открытого акционерного общества «ГУМ» Ольга Романова. — И наша цель сегодня — привлечь покупателей, побудить их мечтать о подарках, нарядах, вкусной еде за праздничным столом, том времени, которое они проведут со своей семьей, друзьями, получая положительные эмоции и впечатления.

torgovlya otkrytie novogodnih vitrin lukashov 23 kopiya

Именно стремительность хода времени и отразила в своей задумке дизайнер проекта модернизации ГУМа Юлия Евсюкова.

— Работая над созданием декораций, я хотела, чтобы каждый ощутил вкус приключений. Перед вами — шесть витрин, шесть дорог. Пусть каждый выберет что-то свое, — объяснила Ю. Евсюкова.

Декорации с подтекстом

torgovlya otkrytie novogodnih vitrin lukashov 39 kopiya

Уже второй год в оформлении витрин не используют товары: вместо этого на город смотрят сказочные персонажи. На всех витринах можно заметить шестеренки — они символизируют движение времени, движение вперед.

Из первого окна на город смотрят снегурочки. Как шутит дизайнер, каждая со своим характером. Что отражено и в костюмах: кто-то сверкает бриллиантами, у другой — джинсы и механизмы.

torgovlya otkrytie novogodnih vitrin lukashov 41 kopiya

Следующая витрина отражает общую задумку — из дымки появляется машина времени, а в роскошном экспрессе пролетают дни, часы, секунды, словно приближая зрителя к долгожданным праздникам и напоминая о необходимости поскорее купить подарки для близких.

Не оставляет безразличным и витрина с названием «Королевские воздушные шары». К слову, шары несут сумки, рюкзаки и портфели.

torgovlya otkrytie novogodnih vitrin lukashov 34 kopiya

— Я думаю, что каждая женщина хочет получить подарок, например, замечательную сумочку, о которой она мечтала. А еще лучше, чтобы ее принес королевский воздушный шар, — вдохновенно рассказала о своем творении Ю. Евсюкова. — Мужчины, в свою очередь, захотят получить портфели, в которых шестеренки крутятся и сами решают все вопросы.

torgovlya otkrytie novogodnih vitrin lukashov 49 kopiya

Следующую витрину посвятили дорогому для каждого работника универмага слову — «ГУМ». Ведь на фасаде магазина нет аббревиатуры. Рядом — тоже шестеренки: механизмы крутятся, работа идет, сервис развивается. К слову, разрабатывать концепцию дизайнер начала еще летом. А монтаж конструкций на витринах сотрудники магазина производили несколько ночей, чтобы не приостанавливать работу магазина — все для того, чтобы минчане ощутили атмосферность.

torgovlya otkrytie novogodnih vitrin lukashov 40 kopiya

Правее — витрина «Золотая карусель». По задумке автора, аттракцион своим движением ассоциируется с распространяющимися ароматами духов, которые можно приобрести в магазине.

torgovlya otkrytie novogodnih vitrin lukashov 42 kopiya

Не забыли и о самых юных горожанах. Детская витрина — одна из крайних. Каждый малыш сможет сфотографироваться на ее фоне рядом со снегурочкой или ее пушистым другом, которые радостно улыбаются маленьким жителям столицы.

torgovlya otkrytie novogodnih vitrin lukashov 36 kopiya

torgovlya otkrytie novogodnih vitrin lukashov 32 kopiya

torgovlya otkrytie novogodnih vitrin lukashov 33 kopiya

В холле первого этажа гостей универмага встречает стеллаж с разнообразием елочных игрушек и сувениров. Тут, в свою очередь, время, наоборот, замедляется. А все потому, что в основе задумки дизайна — соединение современности и истории. Дизайнер подчеркнула, что это еще одна изюминка новогодней концепции: стремление идти в ногу со временем сохраняя при этом традиции, историю, уникальность архитектуры ГУМа. Такой эффект достигается за счет разнообразия оттенков синего цвета — традиционной палитры, используемой в оформлении витрин универмага. И конечно же, не может не впечатлить отсылка к роскоши — в декорациях также фигурируют драгоценные камни.

— Для минчан ГУМ — историческое здание, и мы с большой любовью старались это подчеркнуть, но при этом привнести что-то новое, соединить историю и современность, — добавила Ю. Евсюкова. — Создавая эскизы, я думала: как можно заинтересовать всех покупателей, порадовать и мужчин, и женщин. Мужчины любят приключения. А лучшие друзья девушек — это бриллианты. Более двух тысяч бриллиантов и драгоценных камней, разнообразные изделия и сумки вы увидите на наших витринах.

Следует отметить, что в универмаге одновременно с открытием новогодних витрин стартовала и благотворительная акция: деньги от продаж новогодних открыток будут перечислены в детский фонд.

Фото Сергея Лукашова