Первый в мире патент на геликоптер в 1912 г. получил гомельчанин Федор Евстафьев. История изобретения
Первый в мире патент на геликоптер получил столяр гомельского паровозного депо в 1912 году. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Поздравляем, стройте
Еще в IV веке в Китае изобрели игрушку — палочку с двумя горизонтальными перьями. Если ее раскручивали в ладонях, она некоторое время дрейфовала в воздухе. Чем вам не прообраз вертолета? Известны идеи летательных аппаратов вертикального взлета Леонардо да Винчи, много позже — Михаила Ломоносова. Но они не предполагали пилотирования. До изобретения двигателя внутреннего сгорания воплощение подобных проектов не представлялось возможным. Паровая машина слишком тяжелая и маломощная для преодоления гравитации.
В 1903 году братья Райт построили аэроплан, оснащенный бензиновым двигателем. В 1907-м братья Луи и Жаком Бреге пытались создать летающую машину с вертикальным взлетом. В это же время, с 1908 по 1911 год, учась в Киевском политехническом институте, Игорь Сикорский строил подобие вертолетов. Потом охладел и занялся конструированием аэроплана. Вернулся к вертолетам только в 1938 году. Ни один из перечисленных конструкторов «вертушек» вплоть до 1930-х не получил патента на свое изобретение. Его выдали столяру, изобретателю-самоучке Федору Евстафьеву.
Родившись в 1862 году, первую половину жизни самородок зарабатывал каторжным трудом, был бурлаком, плотогоном. В свободные минуты мастерил модели, показал себя как краснодеревщик. И только в начале 1900-х осел в Гомеле, устроился в паровозное депо, где проработал 30 лет. Изобретал машины для очистки железнодорожных путей, устройства для обточки паровозных колесных пар. Но авиация интересовала его более всего. Он выписывал бюллетень Императорского всероссийского аэроклуба, где описывали конструкции аэропланов и двигателей, изучал аэродинамику. И ему пришла в голову идея: а что если по принципу гребного пароходного колеса с помощью горизонтальных лопастей попробовать оттолкнуть летательный аппарат от земли? Первую модель своего геликоптера Евстафьев направил в 1909 году в Екатеринославль на промышленную выставку. Способность висеть в воздухе на нужной высоте, лететь горизонтально, вертикально взлетать и садиться — всё было заложено в изделии. Охранное свидетельство № 44753 на это изобретение было получено, и Федор направил чертеж в Императорский аэроклуб. В течение двух лет продолжались переписка, исправление недочетов. И вот в 1912-м по указу Его Императорского Величества мещанину Ф. Евстафьеву был выдан патент. Привилегия на изобретение геликоптера, опубликованная 28 августа 1912 года за № 22272, хранится в публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Правда, есть во всем этом забавный момент. Говорят, советские чиновники ставили палки в колеса изобретателям. А что же чиновники царские? На основе патента самоучке теперь дозволялось построить аппарат в натуральную величину… на собственные средства. Добрые были люди! В документах имелась ремарка о том, что правительство не уверено в пользе изобретения.
Пролетарии всех стран
Конечно, денег на строительство машины мастеровой не имел. Делать нечего, вернулся к железнодорожной рутине, но не без пользы. Со времен изобретения паровоза дымогарные трубы машинисты прочищали металлическим прутом. Евстафьев смастерил аппарат, делающий это за 15 минут без помощи человека. Патент получил и на это изобретение. В те годы Евстафьев щедро делился своим талантом, чтобы облегчить труд. Придумывал аппараты для штамповки гаек, просушки пожарных рукавов, завертывания конфет на кондитерской фабрике и даже посудомоечную машину в общественной столовой. А еще домкрат для подъема вагонов, искроулавливатель для букс колес, эстакаду для подачи угля на паровозы. Потом случились революция, Гражданская война, смутное время.
Когда новые, уже советские чиновники расселись в своих кабинетах, Федор подумал: в отличие от старой неповоротливой системы большевики быстро смекнут, что его летательный аппарат — находка для них. С учетом новинок в самолетостроении он переработал проект и в 1921 году выслал чертежи с пояснениями в Москву. Ответ пришел… через 11 лет! А в нем на сей раз советский патент на изобретение за № 1429 от Комитета по изобретательству при Совете труда и обороны.
В 1926 году в РСФСР в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) была создана «геликоптерная группа», разработавшая вертолет ЦАГИ 1-ЭА. Десятилетие ученые бились над аппаратом, дальность полета которого составляла 3 км на скорости 21 км/ч. Взяли бы и заглянули в чертежи Ф. Евстафьева! А может, и заглянули. В любом случае заимствование идей не воспринималось как плагиат. Риторика была такова: ну разве один советский человек не может поделиться с другим советским человеком своими изобретениями ради повышения обороноспособности страны?
Тем временем Федор занимался проектом вертолета для перевозки пассажиров. Для устойчивости в полете предложил установить гироскопические диски, которые трансформировались в воздушные винты и обеспечивали возможность выбора скорости подъема и спуска.
Советское счастье
Очередное письмо в Москву с чертежами пассажирского вертолета закончилось рекомендацией доработать проект. Возможно, эти отписки как раз были связаны с тем, что кто-то из советских конструкторов заимствовал идеи гомельского самородка, держа его на расстоянии и потчуя маленькими советскими радостями. Еще в 1927 году он получил должность инструктора изобретательского отдела Управления Западных дорог. Федора наградили орденом Трудового Красного Знамени, ему присвоили почетное звание Героя Труда. А секцию изобретателей он создал прямо в своем домишке, недалеко от депо, куда приходили такие же самородки и экспериментировали с моделями.
Тем временем в Америке и государство, и бизнес начали понимать перспективность вертолетостроения. В давнее изобретение Сикорского готовы были вложить деньги, а не устраивать волокиту и прятать начинания под сукно. Первый экспериментальный вертолет Vought-Sikorsky 300, созданный в США Сикорским, оторвался от земли 14 сентября 1939 года. По существу, это был модернизированный вариант его первого российского вертолета, созданного еще в июле 1909-го.
Евстафьеву же так и не довелось увидеть в небе свое детище. Он умер в январе 1941-го. Как знать, покинь он Россию в революционные годы, возможно, его изобретение, а не Сикорского стало бы первым в мире серийным вертолетом.
Советский серийный вертолет Ми-1 разработки ОКБ под руководством Михаила Миля поднялся в воздух лишь в 1948 году. Не только вертолет, но и квадрокоптеры, дроны и прочие новшества корнями из начала ХХ века. Евстафьев один из тех, кто предвосхитил эти технологии.
В Гомеле помнят о Федоре Федоровиче. В локомотивном депо на фасаде административного корпуса установлена мемориальная доска, напоминающая о необычном талантливом человеке.
Еще материалы рубрики:
Изобрел чудо-вакцину и подарил ее людям. История жизни Альберта Сейбина, спасшего миллионы жизней
Как минчанин Лазарь Лагин сочинил сказку о старике Хоттабыче
Почему Геннадию Гарбуку одинаково хорошо удавались и роли простых крестьян, и образы аристократов
Смотрите также: