«Раба любви». Как Михалков стал режиссером картины, которую изначально снимал другой постановщик
О том, как Никита Михалков стал режиссером картины, которую изначально снимал другой постановщик, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Осень 1918 года. В стране идет Гражданская война, но на юге пока относительно спокойно. Там спешно заканчивают снимать запущенное в производство немое кино с Ольгой Вознесенской в главной роли. Все участники процесса стараются гнать мысли о политической ситуации. Только оператор Потоцкий успевает заснять на списанную пленку бесчинства белогвардейцев. Звезда немого кино случайно видит эти кадры и исключительно из романтических соображений хочет быть вовлечена в подпольную большевистскую деятельность, к тому же в Потоцкого она влюблена…
Нет мистике!
В начале 1970-х годов Геннадий Шпаликов решил написать сценарий специально для своей супруги актрисы Инны Гулой. Она была очень похожа на звезду немого кино Веру Холодную. Поэтому сюжет рассказывал о кинодиве начала ХХ века, которая, кстати, прожила всего 25 лет и умерла от гриппа с легочными осложнениями, более известного как испанка. Шпаликову в написании помогал Андрей Кончаловский. Предполагалось, что он станет режиссером. Пока затянувшаяся работа продолжалась, Геннадий и Инна успели развестись. Вскоре сценарист покончил с собой.
Кончаловский решил, что должен довести дело до конца. Доработал материал и принес на «Мосфильм». Гулая отказалась от главной роли. Тогда многие считали, что она косвенно виновна в смерти одаренного Шпаликова, поэтому актриса не хотела соприкасаться с творчеством покойного.
Режиссуру поручили Рустаму Хамдамову. Он набрал звездный актерский состав. Пригласил Олега Янковского, Александра Пороховщикова, Елену Соловей. Группа уехала на съемки во Львов. Вскоре до дирекции студии дошли слухи, будто режиссер серьезно отступает от утвержденного сценария. События в картине происходят в 1918 году. Тогда многие увлекались оккультизмом. Хамдамов внес эту тему в сюжет. Директор студии Николай Сизов потребовал показать материал. В Москву Рустам приехал с двумя коробками пленки. После окончания просмотра чиновник сказал, что ничего не понял. В ответ режиссер резко ответил: понять дано не всем. Хамдамова немедленно отстранили и стали искать ему замену. В кинематографической среде считалось неприличным занимать место уволенного. Никто не соглашался продолжать съемки. Но фильм стоял в плане студии, был выделен бюджет, ленту требовалось выпустить. Тогда Кончаловский предложил своему брату Никите Михалкову взяться за работу. Тот согласился с условием, что не будет пользоваться плодами чужого творчества, а перепишет сценарий, заменит актерский состав и начнет снимать кино заново. Руководству пришлось согласиться.
В одну сторону
Единственное, что досталось в наследство от Хамдамова, — исполнительница главной роли Елена Соловей. Действительно, сложно было найти более утонченную актрису. Про таких еще говорят: не от мира сего. Авторы не стали использовать подлинное имя Холодной. Персонажа Соловей в фильме зовут Ольга Воскресенская. Внешне она не похожа на прототип. Но внутренним светом и ощущением непорочности вполне с ней совпадает. Актриса стала открытием для Михалкова. Позже он снял ее во многих своих лентах.
Еще один актер, с которым Михалков столкнулся впервые, — Родион Нахапетов, сыгравший кинооператора Виктора Потоцкого. Нахапетов в те годы шел в ногу с Михалковым, тоже пробовал себя в качестве постановщика. Признавался, что многому научился, понаблюдав за процессом создания целого мира в этой ленте.
В ролях второго плана также заняты несколько актеров, с которыми режиссер не был знаком. Это Олег Басилашвили, сыгравший продюсера Южакова, Константин Григорьев, воплотивший на экране циничного контрразведчика Федотова. Но киноэкспедиция, вечерние застолья быстро сблизили полных сил молодых талантливых людей.
Остальные исполнители ролей, художник, оператор были друзьями Никиты Сергеевича давно. С Евгением Стебловым, сыгравшим актера Канина, режиссер еще в 1963 году снялся в фильме «Я шагаю по Москве». Александр Калягин, исполнивший роль режиссера немого кино, участвовал в предыдущем фильме Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974). То же можно сказать и о нашем земляке Николае Пастухове, исполнившем роль сценариста, и о художнике-постановщике актере Александре Адабашьяне, и о Юрии Богатыреве, сыгравшем крохотную роль Максакова. Молодой Михалков понимал: главное в кино — команда, люди, которые смотрят, как он говорил, в одну сторону.
На общей кухне
Для сцены на перроне выбрали Рижский вокзал в Москве. Остальное снимали на улицах Одессы и в местном ботаническом саду. Реликтовые растения создали определенную атмосферу в кадре. Этому во многом поспособствовал оператор Павел Лебешев. Когда профессионалы смотрели ленту, никто не верил, что она снята на советскую пленку «Свема».
Все считали: использовался «Кодак». На самом деле Лебешев, сильно рискуя, открыл удивительное свойство продукции Шосткинского комбината светочувствительных материалов. Если пленку чуточку засветить, то картинка на ней становилась более контрастной и слегка воздушной, словно снимали через фильтры, создающие эффект флера (полупрозрачного покрова, дымки). Правда, в этом был большой риск. Пленку таким образом можно испортить, а самое дорогое на съемочной площадке — снятый материал.
Атмосфера в группе была потрясающей. Как вспоминал композитор Эдуард Артемьев, он приехал на несколько дней, и ему стало неловко за себя. Эдуарду Николаевичу показалось, что он попал в мир, где живут только гении, а он на их фоне неотесанный и бездарный. Вся команда вместе ездила на море купаться. Покупали сухое вино, головку сыра и вели интеллектуальные разговоры. За кадром специально создавалась особая психологическая среда, которая потом невольно переносилась на экран.
Правда, всё портило место жительства группы — гостиница цирка. Их строили в СССР в каждом городе, где существовал цирк, — с общими кухнями на этажах. В Одессе рядом с этой гостиницей находились склады и помойка местного рынка. Как рассказывал Евгений Стеблов, приходилось спать под марлей, чтобы спасаться от мух и насекомых, ловить крыс по углам номера.
Ленту при сдаче почти не редактировали. Правда, в финальной сцене персонаж Елены Соловей, уезжая в трамвае, говорил: «Господа, это ошибка». Эту реплику редакторы справедливо сочли расплывчатой по смыслу.
Тогда сцену переозвучили, и новая фраза стала самой знаменитой в картине: «Господа! Господа, вы звери. Господа, вы будете прокляты своею страной».
Кино получило высокую оценку зарубежных коллег. Можно с уверенностью сказать, что мрачный мистицизм Хамдамова удачно заменил светлый романтизм Михалкова.
Еще материалы рубрики:
В селе не было электричества, актеры прятались от жары в погребах. Как снимали «Свадьбу в Малиновке»
«Визит к Минотавру». Этот фильм вдохновил бандитов на кражу скрипки ценой 1,5 млн долларов
Был национальным символом Франции. Кем стал юный партнер Пьера Ришара по фильму «Игрушка»
«Сцену в бане переснять в библиотеке». Как цензоры хотели поправить фильм «Старый Новый год»
Смотрите также: