«Русское поле». Песня, задуманная как издевка над белогвардейцами, стала для многих символом отчизны
Песня «Русское поле» в фильме «Новые приключения неуловимых» должна была прозвучать как насмехательство над белоэмигрантами. На практике все вышло иначе. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Второе дыхание
29 апреля 1967 года состоялась премьера фильма «Неуловимые мстители». Успех был оглушительным. За время работы над картиной режиссер Эдмонд Кеосаян изрядно вымотался. Сложнопостановочная лента с трюками и погонями потребовала много терпения и нервов. Не то чтобы ему хотелось покоя. Он мечтал следующий фильм сделать в другом жанре. Это и стало бы отдыхом. Тем более что приятели Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский предлагали ему поработать со сценарием «Антарктида — далекая страна». Но Кеосаяна вызвали в Госкино СССР и на фоне популярности «Неуловимых» настоятельно попросили срочно взяться за работу над продолжением кинохита. С одной стороны, приятно было осознавать, что картина за первые 6 месяцев проката собрала 54,5 млн зрителей! Но ощущение было таким, словно дошел до финиша и вдруг отбросили в начало пути. Тем более что первую часть трилогии снимали по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». А для сценария продолжения нужно было собрать материал, придумать историю, чтобы она не оказалась провальной, как часто бывало в кинематографической практике.
Кеосаян довольно долго искал сценариста. В конце 1960-х в писательской среде ходили слухи о восходящей литературной звезде Артуре Макарове. Он был приемным сыном режиссера Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. На деле Артур — сын сестры Тамары Федоровны. Мальчишку усыновили, когда после войны над родителями нависла угроза ареста. С 1966 года произведения Макарова публиковали в журнале «Новый мир». Главный редактор Александр Твардовский восхищался его приключенческими рассказами. Артур дружил с Высоцким, Шукшиным и, как сейчас сказали бы, был человеком тусовки. Только нынче это подразумевает гламурную жизнь, а в те годы скорее говорило о принадлежности к новым веяниям в литературе, музыке, поэзии, живописи. Артура рекомендовали Эдмонду как человека, способного сочинить новую историю «Неуловимых». Он с радостью взялся за дело и справился. Потом в жизни писателя было немало превосходных сценариев, по которым сняли кино. Например, «Золотая мина» (1977). В 1990-е Артура зверски убили бандиты.
Сочинить безделицу
К первой части фильма музыку написал Борис Мокроусов. Слова песен Роберт Рождественский. Тогда поэт был в опале после словесной перепалки с Хрущевым 7 марта 1963 во время встречи с интеллигенцией. Режиссер с трудом отстоял его кандидатуру. Но к 1967 году Рождественского вновь печатали, Хрущев уже 3 года находился на пенсии. А вот Мокроусов ушел из жизни. Было решено включить во вторую часть прежний полюбившийся хит «Громыхает Гражданская война от темна до темна. Много в поле тропинок. Только правда одна». Но требовалась вторая динамичная мелодия, как свежая кровь, обновление. Рождественский быстро написал стихи песни:
Усталость забыта, колышется чад,
И снова копыта, как сердце, стучат.
И нет нам покоя! Гори, но живи!
Погоня, погоня, погоня, погоня в горячей крови!
В конечном итоге, в качестве композитора пригласили Яна Френкеля. Прекрасный мелодист, но музыка песни «Погоня» по характеру очень напоминает сюиту «Время вперед» Георгия Свиридова, под которую позже начиналась информационная программа «Время». Надо признать: композиция придала динамику и без того стремительно развивающемуся сюжету фильма.
Все, кто смотрел кино, помнит: действующие лица в картине — не только лихие подростки и красные командиры, но и белогвардейцы. На одном из просмотров отснятых материалов кто-то из чиновников Госкино вдруг посоветовал ввести сцену, где бывшие царские офицеры прозябают, пьянствуют и ностальгируют по прежней монархической России. В ней же кто-то из этого офицерья должен был слезно петь под гитарку заунывную песенку о потерянной родине. В общем, решили сыронизировать.
Ян Френкель в качестве текста предложил взять стихи советской поэтессы Инны Гофф:
Поле, русское поле.
Светит луна или падает снег —
Счастьем и болью связан с тобою.
Нет, не забыть тебя сердцу вовек.
На бумаге стихи не вызвали у Кеосаяна ярких эмоций, поэтому он дал добро на их использование. Но когда услышал готовую песню, понял: получился своеобразный гимн всей русской эмиграции. Куда уж до иронии. Поэтому песня звучит в ленте фоном, на втором плане в исполнении Владимира Ивашова в роли поручика Перова, адъютанта полковника Кудасова. В общем, спрятали песню. Актер поет ненавязчиво, под гитару, пока другие шумят у биллиардного стола. Зрители и не заметили мелодию, несмотря на то что после главной роли в «Балладе о солдате» (1959) Ивашов был звездой. Зато на песню обратили внимание профессионалы.
900 рублей за 46 дней
Разнообразных историй о съемках всех трех фильмов о неуловимых немало.
Второй фильм почти целиком сняли в Ялте и окрестностях. К началу работы над лентой начался курортный сезон. Но многие отдыхающие забыли о море и с 6 утра выискивали места локаций, чтобы понаблюдать за кинопроцессом. Приходилось выставлять постоянное оцепление, так как снимать натурально мешали. Даже пробовали воровать специально изготовленную реквизиторами из плотной резины брусчатку.
Поскольку Витя Косых (Данька Щусь), Миша Метелкин (Валерка Мещеряков), Вася Васильев (Яшка-цыган) и Валя Курдюкова (Ксанка Щусь) в силу узнаваемости не могли свободно гулять по городу, свободное время они проводили в номере гостиницы «Ореанда», что не всегда их радовало.
Крамарова тоже быстро доконало, что все вслед кричат ему: «А вдоль дороги мертвые с косами стоят — и тишина!» Савелий тоже не показывался из гостиницы.
Из разных интервью стало известно, что Метелкин за 78 съемочных дней получил 612 руб. Косых с более высоким актерским тарифом — 900 руб. за 46 дней. С одной стороны, большие по те временам деньги. С другой, ставка народного артиста в те годы была 56 рублей за съемочный день. Ребята, конечно, не «народные», но трюки в большинстве случаев выполняли самостоятельно. Разве что со скалы Дива вместо Яшки-цыгана прыгнул местный житель Анатолий Гаевой. Скала с выступом, прыгать опасно. За 2 дубля ему начислили 100 рублей. В то время месячная зарплата служащего.
Фильм опередил по числу зрителей первую часть. За год проката его посмотрели 66 199 996 человек.
А вот с песней «Русское поле» особая история. Ее жизнь началась после премьеры. Популярный в СССР певец Юрий Гуляев начал с нее свою карьеру в 1971 году. Многие выдающиеся поэты и композиторы считали ее музыкальным символом отчизны, лучшей песней о Родине. Александр Градский называл «Русское поле» одной из самых сильных русских композиций. Поэт Расул Гамзатов предлагал песню сделать гимном России, так как в ней есть масштаб и нет высокопарности.
В разные годы ее исполняли Лев Лещенко, Валерий Ободзинский, Иосиф Кобзон, Дмитрий Хворостовский и другие.
Еще материалы рубрики:
Автор пьесы, по которой сняли «Гусарскую балладу», сгинул в ГУЛАГе
Почему фильм «Девушка с гитарой» с песней «Люся, Люся» стал причиной травли и опалы Людмилы Гурченко
Смотрите также: