Танцы и маргарин для похудения. Чем советских людей привлекала газетная реклама
Мода на парики и клеенку, новые магазины и сервисы — реклама в «Вечерке» 1970-х как зеркало эпохи. Подробности — в материале корреспондента газеты «Вечерний Минск».
Почти коммунизм
Несмотря на плановую экономику и существующий дефицит, коммерческая реклама все же присутствовала в советских газетах. В «Вечерней Москве» выходило целое рекламное приложение. А в «Вечернем Минске» в 1960–1970-е ограничивались рекламой на последней, а иногда еще и на предпоследней полосе.
Часто она носила просто оповестительный характер и скорее походила на объявления. Каждый номер становился своего рода городским глашатаем. Например, в первых выпусках газеты за 1978 год несколько раз сообщали, что при Дворце культуры текстильщиков открывается школа современного танца. А в парке Челюскинцев идет запись в школу бального танца. Прошу заметить, что все эти курсы были бесплатными. И вели их не дилетанты, вчера научившиеся плясать, посмотрев урок на YouTube, как сегодня, а настоящие профессионалы. Хотя, иногда все же и тогда попадались мошенники, учившие танцевать твист на примере тушения окурков подошвами, как в известном фильме Гайдая.
В еще одном объявлении говорилось, что при ДК Минского тракторного завода идет набор в хоровую капеллу. Предупреждали: берут только работников предприятия. И слесари-наладчики по вечерам в будние дни, если зарплату забрала жена, шли в храм искусства петь «Вечерний звон». Но большинство все же приходило в ДК по зову сердца.
В тех же январских номерах можно было найти интересные предложения от Минского бюро путешествий и экскурсий. Например, в выходные дни, с пятницы вечера по воскресенье, на поезде съездить в Вильнюс с группой туристов. В стоимость тура входили железнодорожные билеты в обе стороны, трехразовое питание, проживание в гостинице, экскурсионное обслуживание. Цена за все это удовольствие — всего 15 рублей! Это примерно то же самое, что сегодня при окладе 800 рублей вам предложили бы такое путешествие со всеми удобствами за 80 рублей. Сперва даже не верится, что такое было возможно. Но если прикинуть, что комплексный обед в ресторане стоил всего 92 копейки, а койко-место в гостинице — 1,5 рубля, то все вполне реально. Все же не зря Хрущев к 1980-му обещал коммунизм. Были почти у цели!
Маргарин для похудения
Коммерческая реклама товаров тех лет иногда показывает, как коммерцию, например, понимали в области медицины. В частности, в кардиологии. В одном из рекламных блоков утверждалось, что врачи-диетологи считают маргарин «Эра» союзником нашего здоровья, поэтому советуют его добавлять в супы, каши, пюре… Настаивали: богатый растительными жирами продукт особенно необходим людям преклонного возраста, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями! Также маргарин способствует похудению тех, кто склонен к полноте. Да-да, товарищи, все это утверждалось всерьез.
Отражала реклама и модные направления 1970-х. Например, после слогана «Никогда не говорите «никогда» следовала фраза «Подтверждает победитель V республиканского конкурса парикмахерского искусства Ирина Старченко». Ну а далее к сути рекламы: «Самая устойчивая прическа — парик!» И это тоже писали всерьез. Кстати, рядом расположили рекламу десятка постижерных мастерских в Минске, где ваш парик могли обновить. Действительно, в то время мода на парики, как и на все искусственное типа скатертей из клеенки и болоньевых плащей, захлестнула всех. Стоил, к слову, японский парик 110 рублей, а это месячная зарплата. В общем, изучив тему и имея сейчас ну очень короткую стрижку, я тоже всерьез задумался (!).
Из рекламы в «Вечерке» можно узнать, что когда-то отечественная индустрия моды зарабатывала на том, для чего была изначально создана: получала выручку от изготовления и продажи красивой практичной одежды. Неожиданным было увидеть такое рекламное объявление: «В салоне-магазине «Мода» большой выбор полуфабрикатов». Прочтя, подумаешь: не котлеты же они там продают? Оказалось, можно было прийти в салон по адресу: Ленинский проспект, 46 (пр. Независимости), посмотреть там на многочисленные образцы мужских, женских пальто и костюмов, брюк и юбок. Выбрать приглянувшееся. После этого с вас снимали мерки, и уже через пять дней вы могли забрать точно такую же вещь, сшитую по вашей фигуре с иголочки. Кроме того, при тотальном дефиците приличной обуви в салоне продавали, судя по фото, довольно симпатичные мужские зимние полуботинки за 16 рублей, ботинки за 18 и женские сапоги за 40 рублей. Все собственного изготовления, как указано в рекламе.
Вообще же, учитывая все тот же дефицит одежды и обуви, «Вечерка» рекламировала услуги десятков ателье и обувных мастерских, которые предлагали не только новый товар, но и перелицовку ваших старых курток, плащей и костюмов. Обещали старую обувь переставить на новую подошву и обновить кожу.
Обширна была реклама многочисленных прачечных. Советские стиральные машины плоховато отстирывали постельное белье. Поэтому, купив за 25 копеек набор бирок с номерами и во избежание путаницы пришив их на простыни, наволочки и пододеяльники, сдавали их в прачечную, а вскоре получали не только в чистом, но еще и в отглаженном виде.
Лотерея и совесть
Иногда реклама размещалась с целью освоения предусмотренного на нее бюджета, хотя заказчик в ней и не нуждался. Например, часто со страниц газеты приглашали посетить спецавтоцентр ВАЗ на Серова, 1. Смех в зале. Ведь все знали, что попасть туда можно было только по блату или записаться минимум за месяц. Да и потом чаще оказывалось, что нужной запчасти пока в наличии нет… Ну, или есть, но за двойную плату. Поэтому ремонтировались автолюбители чаще всего во дворах или ехали к знакомым Кулибиным в гаражные массивы.
Рекламой считали также оповещение об открытии новых магазинов. В 1978 году, например, сообщили, что на Юбилейной площади начал работу магазин «Техника в быту». Действительно, это было хорошее место, где можно было купить все — от обогревателя до винтика для розетки. Теперь в этом помещении продуктовый магазин одной из торговых сетей.
Постоянно рекламировала «Вечерка» и денежно-вещевую лотерею БССР. Очередной тираж состоялся 1 марта 1978 года. Список номеров и серий выигрышных билетов опубликовали 6 марта. Справочная таблица из 500 призов заняла целую полосу. Кому-то досталась ткань платьевая «Надежда» (отрез 1,8 м) за 25 рублей. Другой разжился мельхиоровыми ложками за 9 рублей. Какой-то удачливый белорус выиграл шапку и воротник из норки — 145 и 90 рублей соответственно. Еще один везунчик уехал на автомобиле «Запорожец» за 3 750 рублей. А самым дорогим выигрышем стал автомобиль «Москвич-2140» за 6 800.
Несмотря на разброс в стоимости призов, на себя обращает внимание то, что все они существенны. Это холодильники, стиральные машины, телевизоры и прочие товары, на которые советские люди могли копить годами. Подход, при котором играют миллионы, а выигрывают несколько человек, тогда не практиковали. Все же 500 человек победителей на республику — это немало. Несмотря на несовершенство советской системы, даже лотерею тех лет назвать лохотроном язык не повернется. У людей была совесть.
Еще материалы рубрики:
Пастор с кольтом, смертоносная челюсть… Какими кошмарами Запада стращала минчан «Вечерка» в 1970-е
Как в СССР собирали автомобили для личного пользования. Яркие примеры от минских Кулибиных
В шаге от трагедии: как интуиция супруги уберегла Рауля Кастро от смерти в Беларуси в 1976 году