1200 90

Танцы и маргарин для похудения. Чем советских людей привлекала газетная реклама

VM eksklyuziv880h102Мода на парики и клеенку, новые магазины и сервисы — реклама в «Вечерке» 1970-х как зеркало эпохи. Подробности — в материале корреспондента газеты «Вечерний Минск».

1 17

Почти коммунизм

Несмотря на плановую экономику и существующий дефицит, коммерческая реклама все же присутствовала в советских газетах. В «Вечерней Москве» выходило целое рекламное приложение. А в «Вечернем Минске» в 1960–1970-е ограничивались рекламой на последней, а иногда еще и на предпоследней полосе.

Часто она носила просто оповестительный характер и скорее походила на объявления. Каждый номер становился своего рода городским глашатаем. Например, в первых выпусках газеты за 1978 год несколько раз сообщали, что при Дворце культуры текстильщиков открывается школа современного танца. А в парке Челюскинцев идет запись в школу бального танца. Прошу заметить, что все эти курсы были бесплатными. И вели их не дилетанты, вчера научившиеся плясать, посмотрев урок на YouTube, как сегодня, а настоящие профессионалы. Хотя, иногда все же и тогда попадались мошенники, учившие танцевать твист на примере тушения окурков подошвами, как в известном фильме Гайдая.

В еще одном объявлении говорилось, что при ДК Минского тракторного завода идет набор в хоровую капеллу. Предупреждали: берут только работников предприятия. И слесари-наладчики по вечерам в будние дни, если зарплату забрала жена, шли в храм искусства петь «Вечерний звон». Но большинство все же приходило в ДК по зову сердца.

2 13

В тех же январских номерах можно было найти интересные предложения от Минского бюро путешествий и экскурсий. Например, в выходные дни, с пятницы вечера по воскресенье, на поезде съездить в Вильнюс с группой туристов. В стоимость тура входили железнодорожные билеты в обе стороны, трехразовое питание, проживание в гостинице, экскурсионное обслуживание. Цена за все это удовольствие — всего 15 рублей! Это примерно то же самое, что сегодня при окладе 800 рублей вам предложили бы такое путешествие со всеми удобствами за 80 рублей. Сперва даже не верится, что такое было возможно. Но если прикинуть, что комплексный обед в ресторане стоил всего 92 копейки, а койко-место в гостинице — 1,5 рубля, то все вполне реально. Все же не зря Хрущев к 1980-му обещал коммунизм. Были почти у цели!

Маргарин для похудения

Коммерческая реклама товаров тех лет иногда показывает, как коммерцию, например, понимали в области медицины. В частности, в кардиологии. В одном из рекламных блоков утверждалось, что врачи-диетологи считают маргарин «Эра» союзником нашего здоровья, поэтому советуют его добавлять в супы, каши, пюре… Настаивали: богатый растительными жирами продукт особенно необходим людям преклонного возраста, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями! Также маргарин способствует похудению тех, кто склонен к полноте. Да-да, товарищи, все это утверждалось всерьез.

3 15

Отражала реклама и модные направления 1970-х. Например, после слогана «Никогда не говорите «никогда» следовала фраза «Подтверждает победитель V республиканского конкурса парикмахерского искусства Ирина Старченко». Ну а далее к сути рекламы: «Самая устойчивая прическа — парик!» И это тоже писали всерьез. Кстати, рядом расположили рекламу десятка постижерных мастерских в Минске, где ваш парик могли обновить. Действительно, в то время мода на парики, как и на все искусственное типа скатертей из клеенки и болоньевых плащей, захлестнула всех. Стоил, к слову, японский парик 110 рублей, а это месячная зарплата. В общем, изучив тему и имея сейчас ну очень короткую стрижку, я тоже всерьез задумался (!).

Из рекламы в «Вечерке» можно узнать, что когда-то отечественная индустрия моды зарабатывала на том, для чего была изначально создана: получала выручку от изготовления и продажи красивой практичной одежды. Неожиданным было увидеть такое рекламное объявление: «В салоне-магазине «Мода» большой выбор полуфабрикатов». Прочтя, подумаешь: не котлеты же они там продают? Оказалось, можно было прийти в салон по адресу: Ленинский проспект, 46 (пр. Независимости), посмотреть там на многочисленные образцы мужских, женских пальто и костюмов, брюк и юбок. Выбрать приглянувшееся. После этого с вас снимали мерки, и уже через пять дней вы могли забрать точно такую же вещь, сшитую по вашей фигуре с иголочки. Кроме того, при тотальном дефиците приличной обуви в салоне продавали, судя по фото, довольно симпатичные мужские зимние полуботинки за 16 рублей, ботинки за 18 и женские сапоги за 40 рублей. Все собственного изготовления, как указано в рекламе.

Вообще же, учитывая все тот же дефицит одежды и обуви, «Вечерка» рекламировала услуги десятков ателье и обувных мастерских, которые предлагали не только новый товар, но и перелицовку ваших старых курток, плащей и костюмов. Обещали старую обувь переставить на новую подошву и обновить кожу.

Обширна была реклама многочисленных прачечных. Советские стиральные машины плоховато отстирывали постельное белье. Поэтому, купив за 25 копеек набор бирок с номерами и во избежание путаницы пришив их на простыни, наволочки и пододеяльники, сдавали их в прачечную, а вскоре получали не только в чистом, но еще и в отглаженном виде.

Лотерея и совесть

Иногда реклама размещалась с целью освоения предусмотренного на нее бюджета, хотя заказчик в ней и не нуждался. Например, часто со страниц газеты приглашали посетить спецавтоцентр ВАЗ на Серова, 1. Смех в зале. Ведь все знали, что попасть туда можно было только по блату или записаться минимум за месяц. Да и потом чаще оказывалось, что нужной запчасти пока в наличии нет… Ну, или есть, но за двойную плату. Поэтому ремонтировались автолюбители чаще всего во дворах или ехали к знакомым Кулибиным в гаражные массивы.

4 11

Рекламой считали также оповещение об открытии новых магазинов. В 1978 году, например, сообщили, что на Юбилейной площади начал работу магазин «Техника в быту». Действительно, это было хорошее место, где можно было купить все — от обогревателя до винтика для розетки. Теперь в этом помещении продуктовый магазин одной из торговых сетей.

Постоянно рекламировала «Вечерка» и денежно-вещевую лотерею БССР. Очередной тираж состоялся 1 марта 1978 года. Список номеров и серий выигрышных билетов опубликовали 6 марта. Справочная таблица из 500 призов заняла целую полосу. Кому-то досталась ткань платьевая «Надежда» (отрез 1,8 м) за 25 рублей. Другой разжился мельхиоровыми ложками за 9 рублей. Какой-то удачливый белорус выиграл шапку и воротник из норки — 145 и 90 рублей соответственно. Еще один везунчик уехал на автомобиле «Запорожец» за 3 750 рублей. А самым дорогим выигрышем стал автомобиль «Москвич-2140» за 6 800.

5 9

Несмотря на разброс в стоимости призов, на себя обращает внимание то, что все они существенны. Это холодильники, стиральные машины, телевизоры и прочие товары, на которые советские люди могли копить годами. Подход, при котором играют миллионы, а выигрывают несколько человек, тогда не практиковали. Все же 500 человек победителей на республику — это немало. Несмотря на несовершенство советской системы, даже лотерею тех лет назвать лохотроном язык не повернется. У людей была совесть.

Еще материалы рубрики:

Пастор с кольтом, смертоносная челюсть… Какими кошмарами Запада стращала минчан «Вечерка» в 1970-е

Любительское кино было очень популярно в СССР. Как людям удавалось снимать целые фильмы без смартфона

Как в СССР собирали автомобили для личного пользования. Яркие примеры от минских Кулибиных

В шаге от трагедии: как интуиция супруги уберегла Рауля Кастро от смерти в Беларуси в 1976 году

Вспоминаем потопы на Немиге и Курловский расстрел. Мозаика далеко не идиллических картин Минска ХIХ—ХХ века

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Технологии чистой воды. Компания «РодолитАква» предлагает лучшее решение для своих заказчиков

Компания «РодолитАква» признана лауреатом республиканской премии «Лидеры строительства — 2024».

15 10 2024 reklama rodolitakva stankevich dmitrij malinovskaya09

— Для выдвижения на премию мы представили полимерный песко-бензомаслоуловитель «РОДОЛИТ Б-ОК», — рассказывает директор компании Дмитрий Станкевич. — Это собственная разработка предприятия. Сегодня вопросы экологии выходят на первый план, приоритет отдается охране окружающей среды, продвижению зеленой экономики. Наше оборудование предназначено для комбинированной очистки сточных вод от песка, нефтепродуктов и масел, то есть от всего спектра загрязнений. Дождь и поливочные машины очищают города, но потоки мелкого мусора, смывы пятен автомобильного топлива и масел загрязняют поверхностные водные объекты. Наше оборудование позволяет полностью минимизировать все возможные риски.

Это концепт компании, которого мы придерживаемся с момента основания, а на белорусский рынок оборудования и монтажа очистных сооружений «РодолитАква» вышла в 2012 году. У нас большой опыт работы с европейскими брендами, было осуществлено свыше 1 000 поставок, появилась репутация надежного партнера. С введением санкций мы, по сути, занимаемся импортозамещением. Повторюсь, занимаемся именно по сути, но не по содержанию, так как внедряем полностью инновационные решения.

izobrazhenie viber 2024 10 15 11 04 55 109 kopiya

У компании два партнера. Один изготавливает очистные сооружения из оцинкованной стали диаметром до 4 метров и длиной до 25 метров. Их особенностью является высокая производительность — до 900 литров в секунду. Это значительно больше, чем у аналогов, пропускающих 150 литров в секунду и занимающих площади размером в несколько футбольных полей. В свою очередь, мы можем размещать очистные сооружения в едином корпусе, гораздо более компактно, в том числе и под проезжей частью.

Вторым направлением являются локальные очистные сооружения для предприятий, гипермаркетов с паркингами и внутриквартальных сетей. Конструкция рассчитана таким образом, чтобы вставлять их в стандартные бетонные кольца, а материалом служит полипропилен. При сохранении европейского качества очистки стоимость получилась лучшей на рынке очистных сооружений ливневой канализации. С момента внедрения нашей разработки мы получили широкий отклик от строительных организаций и заказчиков, а затем были награждены призом за лучший строительный продукт года.

15 10 2024 reklama rodolitakva stankevich dmitrij malinovskaya01

Эта технология работает как тангенциальный пескоотделитель. При круговом вращении стоков песок, как наиболее тяжелую фракцию, отбрасывает на стенки, где он впоследствии осаждается. Нефтепродукты устремляются в центр, задерживаются на коалесцентном модуле и впоследствии всплывают в средней части очистных сооружений. Такая конструкция выдерживает большие перепады температур, долговечна, проста в обслуживании и на сегодня наиболее эффективна. Технология позволяет осаждать до 90 % песка, что сравнимо с показателями очистных систем ведущих европейских компаний.

Широкой публике технология была презентована на Международной специализированной выставке «Вода и тепло — 2024».

15 10 2024 reklama rodolitakva stankevich dmitrij malinovskaya13

Кроме этого, компания занимается очистными сооружениями всех типов стоков: промышленных, хозяйственно-бытовых, ливневых, хозфекальных, жиросодержащих, а также очистными для автомоек. По промышленным стокам мы работали с различными отраслями, такими как пищевая и металлургическая промышленность, а также с аккумуляторными заводами. Участвовали в реконструкции южного городского коллектора ливневого стока Минска, поставляли системы инфильтрации для ОАО «Белгипс», сотрудничали со столичным метрополитеном, Парком высоких технологий. В активе компании около 1,3 тыс. крупных реализованных проектов. Также мы работаем и с физическими лицами. Установку локальных очистных сооружений может заказать владелец коттеджа или дачник. Мы с равной ответственностью погружаемся в проблему любого заказчика, осуществляем контроль на всех этапах — от проектирования до шеф-монтажа и пусконаладки оборудования.

Предлагать лучшее из доступного — девиз компании, а лучшее отражается только в чистой воде.

Справочно

«РодолитАква» — инжиниринговая компания-производитель, ее задача — предложить заказчику лучшее из доступного. Оборудование должно быть максимально эффективным, а цена ни в коей мере не заоблачной.

Фото Ирины Малиновской

Президент заявил, что однополярный мир не работает и нуждается в альтернативе 

Однополярный мир не работает – ему нужна альтернатива и ответственность иного уровня. Об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко на II Минской международной конференции по евразийской безопасности 31 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

000019 1730364068 672220 big

По словам Главы государства, все, за что представители западной цивилизации берутся под знаменем демократизации и улучшения мира, приводит к обратному. Примеры тому – Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан, страны Африки, а сейчас и Украина. Подчеркнуто, что это итог однополярного мира.

– Он не работает, да и не мог сработать. Нужна альтернатива. Нужна ответственность другого уровня, – отметил белорусский лидер.

Он добавил, что реакцией на этот запрос стало появление региональной ШОС и глобальной БРИКС как платформ для объединения единомышленников.

Фото БЕЛТА