1200 90

Золотое время «Песняров». Что происходило с легендарным ансамблем на пике популярности

Музыкант легендарного ансамбля «Песняры» Владимир Николаев поделился воспоминаниями о том, что с ними происходило на сцене и в жизни. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Nikolaev s bayanomЗа годы существования ансамбля «Песняры» в его коллективе работали десятки музыкантов. Лауреат премии Ленинского комсомола, композитор, бывший участник ансамбля Владимир Николаев более 20 лет назад написал книгу «Записки «песняра». Она была опубликована частями в вологодской газете «Русский Север». Вероятно, музыкант переложил свои воспоминания на бумагу, когда после автоаварии в 1990-е долго был прикован к постели. В ансамбле он работал в золотой период, начиная с 1972-го, в течение девяти лет.

Напуган Пугачевой

Alla Pugacheva v molodosti

Алла Пугачева.            Фото РИА Новости

В 1969 году тромбонист, саксофонист, клавишник, а если нужно, то и мим, Владимир играл в ансамбле «Новый электрон» при Липецкой областной филармонии. В том году там солировала 19-летняя никому не известная Алла Пугачева. В московских коллективах ей не нашлось места вокалистки, но она не горевала. Набиралась гастрольного опыта, была очень талантливой, энергичной и музыкальной. Следила за собой и с самого утра появлялась на людях в плотном слое косметики, обилие которой было данью моде и сценическому имиджу. Однажды утром Николаеву потребовались иголка и нитка, чтобы пришить пуговицу. Он постучался в номер к певице, а когда дверь открылась, попятился назад, решив, что не туда попал. Перед ним стояла незнакомая женщина с белыми ресницами. Едва Владимир собрался произнести «извините», как она заговорила голосом Аллы Борисовны: «Володь, ты че? Заходи. Я только что встала и еще не успела намазаться. Не пугайся!» Николаев хотел сохранить курьез в секрете, но оказалось, Алла сама со смехом всем рассказала об утреннем происшествии.

Осенью 1969-го «Новый электрон» гастролировал в Москве. А в Театре эстрады проходил Четвертый всесоюзный конкурс артистов эстрады. Тогда-то все впервые смогли услышать «Песняров». После их выступления зал поначалу просто окаменел, а потом взорвался громом оваций. В них все сразу влюбились. И Николаев тоже. Во что бы то ни стало он решил оказаться в составе группы. Пробравшись за кулисы, познакомился с Мулявиным, другими музыкантами, чуть позже заикнулся о возможности петь и играть в ансамбле. Мулявин расспросил, на чем Николаев играет, о его предпочтениях в жанрах. Предложил приехать в какой-нибудь очередной город, где «Песняры» будут гастролировать, и он с удовольствием устроит прослушивание. Николаев колесил за ансамблем по всему СССР за свой счет. Ночевал где придется. А Мулявин просил подождать, говорил о проблемах с Министерством культуры, о дефиците штатных единиц. Тогда Николаев просто приехал в чужой ему Минск и стал ждать. Устроился в концертную бригаду и ездил по Минской области, выступая в сельских клубах. «Песняры» возвращались в Минск, но тут же отправлялись в следующее турне, Мулявину было не до Николаева. Так прошло почти два года. И вот однажды Владимир Георгиевич вызвал его на репетицию, предложил стать за клавиши и подсунул рукописные каракули, которые оказались песней Игоря Лученка «Олеся». Отыграл он хорошо. И всё же не было бы счастья, да несчастье помогло: клавишник ансамбля Валерий Яшкин попал в аварию, лежал в больнице, Николаеву предложили временно его заменить. Яшкин выздоровел, вернулся в коллектив, а Николаев остался! Его настойчивости можно только позавидовать.

upload RIAN 589338.HR pic4 zoom 1500x1500 73807

Сорвали овации

В феврале 1976 года группу пригласили в Канны на фестиваль звукозаписывающих компаний со всего мира. Туда съехались продюсеры из десятков стран, акулы музыкальной индустрии. «Песнярам» предложили самый большой зал, где в разные годы выступали мировые звезды. Во время утренних проб звуковой аппаратуры Николаев познакомился с французом — техником, который говорил на русском. Он тихонько сказал: мол, ребята, не ждите аплодисментов, максимум два хлопка. В зале не будет зрителей, одни только менеджеры. Они приехали подписывать контракты с группами, а принимать на бис — завышать цену. Фестиваль купи-продай. Команда расстроилась. После открытия занавеса участники ансамбля чуть не ослепли от блеска украшений на дамах. Первую песню действительно встретили холодно. Тогда решили а капелла спеть «Реченьку». По окончании — ни одного хлопка. Тишина. Все пали духом. Неизвестно, сколько прошло секунд, но чопорная публика не просто разразилась аплодисментами. Она восторженно орала, вопила от позитивных эмоций. Позже на фуршете к Мулявину и другим членам группы подходили менеджеры с предложениями о миллионных контрактах, турах по миру. «Песнярам» ничего не оставалось делать, как предлагать побеседовать с их директором. Тот отправлял к руководителю делегации, который рекомендовал писать письма в Минкульт. Мулявин узнал, что на фестиваль в Канны их приглашали и в прошлые годы, но получали от чиновников ответы, что «Песняры» на гастролях то в Швеции, то в Дании, то в Финляндии, где на деле ни разу не были. Начальство боялось, что сверхпопулярный в СССР коллектив в какой-то момент не вернется из зарубежных гастролей, и ограничивало поездки за бугор. После Канн менее чем через год «Песняры» отправились в тур по городам США.

aux 1567197528 1

Облико морале

Чуть раньше Канн «Песняры» ездили в Дюссельдорф в рамках культурной программы промышленной выставки СССР. Николаева перед поездкой замучили формальностями, потому что в горкоме комсомола на собеседовании он не смог назвать фамилию министра нефтяной промышленности страны! Такие вот были каверзные проверки сознательности граждан. Паспорт с визой он получил только за час до отбытия поезда. К тому же впопыхах ему выдали пропуск на имя молдавской певицы Марии Биешу. С ним он и проходил до конца мероприятия.

Отель в Дюссельдорфе оказался шикарным, с бесплатным шведским столом. «Песняры» не одни приехали на выставку от республики. Присутствовали и ансамбли народных танцев, струнных инструментов. На завтраке они встретили земляка, заслуженного артиста-цимбалиста. Он явно успел «поправить здоровье» и хотел закусить. Взял с общего стола единственный кокос и пытался его расколоть. Через пять минут все перестали есть и начали наблюдать, как он воюет с плодом. Бедолага пробовал совладать со скорлупой с помощью столовых приборов, вскрыть, как консервную банку. А потом стал бить этим орехом по столам и мебели. Наконец пришел официант, забрал кокос и пояснил, что он декоративный, для украшения, есть его нельзя.

Позже «Песняры» парились в бане отеля, естественно, по-русски, в чем мать родила. В парную внезапно вошли две немки, сели на верхние полки и как ни в чем ни бывало начали щебетать. Ребята сперва хотели пересидеть. Но девушки и не думали уходить. Становилось всё жарче. Тогда музыканты, прикрывая сокровенное ладонями, гуськом покинули парную. Надели плавки, искупались в бассейне и в плавках же вернулись в парилку. Немки тоже были там и вечером написали на артистов жалобу: мол, они не сняли мокрые плавки перед парной и тем самым повысили в ней влажность воздуха, что доставило девушкам дискомфорт!

Nikolaev krajnij sprava

Сказки Шахерезады

Чтобы понимать статус «Песняров» в СССР в 1970-е — такой факт. Их встречали и сопровождали в союзных республиках местные секретари ЦК по идеологии и культуре, то есть главные чиновники отрасли. Например, в Киргизии местные партийные бонзы прямо из аэропорта Бишкека повезли ребят на склон горы, где под шатрами были постелены национальные ковры, на которых стояли хрустальные блюда с яствами, а в котлах варился бешбармак. На вертелах шипели барашки. Девушки в национальных костюмах подносили вина и коньяки. В чистом виде сказки Шахерезады. А в Казахстане музыкантов доставили на Байконур знакомиться с космонавтами. Все с восторгом приняли предложение своими глазами увидеть запуск ракеты, который был как раз запланирован в день приезда группы. Перед отправлением на полигон предложили расписаться в документе, на основе которого после увиденного запуска все становились невыездными из страны. Смотреть старт ракеты резко расхотелось.

Зря им не доверяла власть, дозируя зарубежные поездки. Никуда они, связанные со страной, которая их обожала, не сбежали бы. «Песняры» ведь военные и послевоенные дети, считавшие, согласно Достоевскому: заграница — одна фантазия, и все мы за границей тоже фантазия.

Еще материалы рубрики:

Почему детство будущей звезды российских сериалов Николая Чиндяйкина прошло в колонии-поселении

Роман с Брэдом Питтом, премия «Оскар» и торговля чудесами. Рассказываем о Гвинет Пэлтроу

«Руки вверх! Выключить рацию». Как белорус предотвратил первый в СССР угон гражданского самолета

Почти детективная история о том, как искали Константина Хабенского, чтобы вручить ему приз «Лiстапада»

Лиза Кудроу. Удивительная судьба внучки мафиози из Могилева

Смотрите также:

Когда и где в Минске появятся новые бассейны и чем удивят новейшие дворовые спортивные площадкиКогда и где в Минске появятся новые бассейны и чем удивят новейшие дворовые спортивные площадки
Минский курьер. Обзор событий столицы с 31 мая по 6 июняМинский курьер. Обзор событий столицы с 31 мая по 6 июня
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Делегация Мурманской области возложила венок к монументу Победы

Делегация во главе с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом возложила венок к монументу Победы 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 12 kopiya

Сопровождала делегацию первый заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич.

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 09 kopiya

Память о тех людях, что защитили, спасли Родину, живет в наших сердцах. Именно на ней воспитывается нынешнее поколение. В Мурманске есть мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны», который называется «Алёша». Наши белорусские братья не раз побывали там и почтили память героев, —сказал А. Чибис. — Мы братские народы, мы едины. Чтим эту память, и благодаря ей молодежь получает правильные посылы. Нет сомнений: она готова в любой момент защитить свою страну.

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 02 kopiya

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 03 kopiya

А. Чибис также отметил, что для него большая честь сегодня быть здесь, в Беларуси, у Вечного огня, и почтить память всех защитников, воинов Красной армии СССР.

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 10 kopiya

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 16 kopiya

Вечная память героям. Важно, чтобы будущие поколения продолжали воспитываться на этих ценностях, — подчеркнул губернатор Мурманской области.

Депутаты Мингорсовета утвердили Концепцию развития велосипедного движения до 2030 г.

Концепцию развития велосипедного движения в столице до 2030 года утвердили на 7-й внеочередной сессии Минского городского Совета депутатов 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости». 

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 511 kopiya

Необходимость принятия нового решения обусловлена развитием велодвижения, а также актуализацией данных и планов по его дальнейшему развитию, — пояснил начальник главного управления спорта и туризма Мингорисполкома Максим Воропай. — Реализация концепции будет способствовать обеспечению открытости, безопасности и экологической устойчивости города, интенсивному развитию велосипедной инфраструктуры, предназначенной для повышения физической активности населения, расширит возможность беспрепятственных передвижений населения с использованием велосипедов.

М. Воропай рассказал, что велосипед в столице в основном применяется как средство для отдыха и физической культуры, при этом его использование носит сезонный характер. К 2024 году протяженность велодорожек столицы составила более 293 км, из них магистральной велодорожки — 27 км, велодорожки на проезжей части — 2,1 км, обособленных и совмещенных (адаптированных) дорожек — более 264 км. Для велосипедистов в Минске установлено 5 852 светофора, создано 1 650 велопарковок, 5 навесов, 82 велогаража и 72 велобокса. В каждом районе столицы разработаны велопешеходные туристические маршруты общей протяженностью около 70 км.

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 974 kopiya

Основными же проблемами развития велосипедного движения остаются отсутствие необходимой протяженности велосипедных путей и их соединения в единую сеть, а также несоответствие требованиям качества дорожного покрытия и бортовых камней проезжей части, недостаток технических средств организации велосипедного движения, — уточнил М. Воропай.

В числе основных направлений развития велосипедного движения в столице значатся создание сети велосипедных коммуникаций, ее привязка и инфраструктуры к проектам строительства, реконструкции и капитального ремонта улично-дорожной сети.

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 946 kopiya

К 2030 году в Минске должно быть создано до 380 километров основных велосипедных путей в виде обособленных велодорожек и адаптированных для велодвижения тротуаров, — подчеркнул М. Воропай.

Кроме этого, политика по развитию велосипедного движения в Минске предполагает и такие меры, как создание более усовершенствованных конструкций велосипедов, организацию в учреждениях образования системы обучения несовершеннолетних безопасному поведению при движении на велосипеде по общедоступной сети улиц и автомобильных дорог, организацию дополнительной подготовки велосипедистов, достигших совершеннолетнего возраста, обеспечение непрерывной безбарьерной среды (отсутствие препятствий для движения и обеспечение надлежащего качества дорожного покрытия по маршрутам велосипедного движения).

Проведение таких мероприятий, как «День без автомобиля», «Першы ровар», «В школу на велосипеде», способствует закреплению у граждан положительного стереотипа об использовании в дорожном движении велосипедов, а у велосипедистов — модели безопасного поведения на дорогах, — дополнил М. Воропай.

Справочно

Принятое в 2011 году решение Мингорсовета «Об утверждении Концепции обеспечения системы велосипедного движения в г. Минске» признано утратившим силу.

Фото Ирины Малиновской