1200 90

ГУРМАН. Готовим аппетитную картофельную колбасу и салат «Минский»

Неизвестная Беларусь. Многие благодаря пандемии коронавируса открыли для себя эту terra incognita. А посмотреть и попробовать в нашей стране есть что! Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».

233507 20

Полоцк. Фото БелТА

Возможно, сервис еще оставляет желать лучшего, но многое уже сделано. На моей личной карте путешествий по Синеокой немало мест отмечены флажками: Брест, Гродно, Сморгонь, Заславль, Залесье с усадьбой Огинского, которое прозвали Северными Афинами, Гервяты, Островец, Солы, Полоцк, Туров, Нарочь… Еще в доковидные времена побывала в Несвиже, Мире, Мосаре, Глубоком, Ружанах. В планах на этот год — Пинск, Коссово, Гомель, Голубые озера. Хочется погулять по Витебску, где не была со школьных времен, и поздороваться со Звездочетом в Могилеве.

Каждый город, деревушка, заказник запоминаются не только живописными пейзажами, храмами, уютными пешеходками, но и кухней. Выбираем в меню белорусские блюда! В Полоцке нас потчевали картофельной колбасой и фирменными сырниками. Драники с грибным соусом мы уминали за обе щеки в Бресте. В Беловежской пуще довелось попробовать колбасу из мяса дикого кабана. Крамбамбулю и мачанку дегустировали в Гродно.

В деревне Хвоенск, что недалеко от Турова, хозяйка этноагроусадьбы Анастасия приготовила на завтрак из льняной муки творожные сырники, а из цельнозерновой муки — пирог с черникой. Кстати, Настусiна сядзiба (так называют усадьбу не только местные, но и туристы) — не просто место для ночевки. Здесь есть образовательный ресторан. На мастер-классах городские жители изучают сельский быт, учатся топить печку и делать хлеб, отправляются в лес за душистыми травами для чая и на луг за крапивой, снытью и другими дикорастущими ингредиентами для салата. Хозяйка окончила курсы травников, знает, какое растение поможет справиться с бессонницей, а какое укрепит иммунитет. Мешочек витаминного чайного сбора, приготовленного Настей, я захватила с собой в Минск. Каждый вечер заваривала ароматный напиток и вспоминала добрым словом Настачку-ластачку — так ласково величают хозяйку усадьбы местные бабушки. После такого чая засыпаешь быстро, а сны видишь легкие и светлые.

Попробуем сегодня приготовить на обед что-то из блюд белорусской кухни.

Картофельная колбаса

Depositphotos 200133034 s 2019

Фото Depositphotos

Картофель — 1,3 кг, свинина (грудинка) — 500 г, лук — 300 г, кориандр, соль, перец — по вкусу, кишки — 2 м.

Очищенный лук мелко нарезаем, грудинку — на небольшие кусочки. Свинину выкладываем на раскаленную сковороду, чтобы подрумянилась. Затем добавляем лук, перемешиваем и обжариваем вместе несколько минут до прозрачности лука. Картофель натираем на мелкой терке, сливаем выделившуюся жидкость. Кладем обжаренную грудинку с луком, солим и перчим, приправы и зелень — по желанию. Картофельный фарш хорошо перемешиваем ложкой. Тщательно подготавливаем кишки: выворачиваем их и замачиваем на 30 минут в холодной воде, в которой предварительно растворили по 1/2 чайной ложки соли и соды. Затем промываем проточной водой несколько раз и выворачиваем обратно. Начиняем, используя специальную насадку к мясорубке (можно сделать воронку из пластиковой бутылки). Натягиваем край кишки на горлышко и завязываем ниткой второй конец. Не очень туго заполняем кишки фаршем. Края колбасы завязываем ниткой и перевязываем по всей длине через каждые 10–15 см, разделяя таким образом на небольшие сардельки. Выкладываем на смазанную растительным маслом форму. Саму кишку также смазываем маслом и прокалываем зубочисткой по всей длине. Запекаем блюдо до румяной корочки — примерно 50–60 минут при 180 градусах.

Сырники полоцкие

Depositphotos 80154710 s 2019

Фото Depositphotos

Творог — 400 г, изюм светлый без косточек — 100 г, мука — 100–150 г, яйца — 1 шт., сахар — 50–100 г, ванильный сахар — 1–2 пакетика, растительное масло — для фритюра.

Для сметанно-маковой заливки: сметана 15–20 % — 500 г, мак — 50 г, сахар — 100 г, масло сливочное — 50 г.

Соединяем творог, сахар, предварительно промытый и запаренный изюм, яйцо и муку. Хорошо вымешиваем. Муки может потребоваться больше или меньше, всё зависит от влажности творога. Тесто не должно быть тугим и твердым, оно остается слегка клейким.

Скатываем небольшие шарики диаметром 2 см и обваливаем их в муке. Выкладываем на доску или поднос, посыпанный мукой, и отправляем в морозилку на три часа. Теперь займемся маковой заливкой. Мак отправляем в кипяток и накрываем крышкой, пусть 15 минут распарится. Растапливаем сливочное масло, добавляем сахар, сметану, мак. Хорошо перемешиваем. Ставим на маленький огонь, греем соус, но до кипения не доводим. Сырники обжариваем во фритюре до образования румяной корочки. Выкладываем их в форму, заливаем соусом и отправляем в разогретую до 180 градусов духовку на 15–20 минут. Подаем горячими.

Котлета беловежская

Depositphotos 38359409 s 2019

Фото Depositphotos

Свиная корейка — 500 г, ветчина — 60 г, горошек зеленый (свежий или замороженный) — 80 г, лук репчатый — 80 г, мука — 20 г, сухари панировочные — 40 г, масло топленое — 40 г, яйца для панировки — 1–2 шт., соль, перец — по вкусу, бульон — по необходимости.

Для начинки обжариваем на топленом сливочном масле мелко нарезанный лук до золотистого цвета. Добавляем мелко нарезанную ветчину. Через 2–3 минуты всыпаем туда же горошек и пассеруем еще несколько минут. Солим, перчим. Присыпаем мукой, быстро и аккуратно перемешиваем. Если начинка суховата, то можно влить несколько ложек бульона. Масса должна быть не слишком густой, но и не жидкой. Корейку режем на ломтики, хорошенько отбиваем, солим и перчим по вкусу. На середину отбитого куска мяса выкладываем 1,5 ст. л. начинки. Сворачиваем рулетиком.

Готовим три тарелки: одну — с мукой, другую — со взбитыми яйцами, третью — с панировочными сухарями. Разогреваем сковороду с растительным маслом.

Каждую котлету обваливаем в муке, затем обмакиваем в яйцо и, наконец, обваливаем в сухарях. Обжариваем до румяной корочки и перекладываем в жаропрочную форму. Отправляем в разогретую до 180 градусов духовку на 10–15 минут.

Подаем с картофелем, солеными огурчиками или грибочками. Отлично подойдет к котлетам грибной соус.

Салат «Минский»

Depositphotos 71771255 s 2019

Фото Depositphotos

Картофель — 4 шт., шампиньоны — 200 г, лук репчатый — 1 шт., капуста квашеная — 200 г, масло растительное — 2 ст. л., сахар — 1 ч. л., соль — по вкусу, свежая зелень.

Картофель в кожуре отвариваем до готовности (20 минут после закипания). Шампиньоны тщательно промываем, очищаем от кожицы. Заливаем грибы горячей водой, немного подсаливаем и варим 10–15 минут. Откидываем на дуршлаг, даем остыть.

Очищенный лук нарезаем тонкими полукольцами, шампиньоны — вдоль и тонкими ломтиками. Остывший картофель очищаем и режем произвольными кусочками.

Кладем в миску картофель, лук, шампиньоны. Добавляем квашеную капусту, сахар и солим по вкусу. Заправляем салат растительным маслом, перемешиваем. Посыпаем зеленью.

Еще материалы рубрики:

ГУРМАН. Готовим вкуснейшие спагетти карбонара и панакоту с клубникой

ГУРМАН. Готовим домашнюю колбаску и аппетитную бабку

ГУРМАН. Готовим картофельные кнедлики с грибами и карпа по-чешски

ГУРМАН. Готовим паштицаду из говядины и далматские полпеты

ГУРМАН. Готовим куриный паприкаш и венгерский салат

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.