1200 90

ГУРМАН. Готовим австрийский рыбный суп и шницель

Вена вдохновляет композиторов, живописцев и… кондитеров! Совершим вместе с корреспондентом агентства «Минск-Новости» вкусное путешествие и узнаем, как появился один из самых знаменитых десертов.

Depositphotos 59039415 s 2019

Фото Depositphotos

В австрийской столице мы оказались после Рождества. Она встретила пронизывающим зимним ветром, украшенными огоньками живыми елями и ароматом глинтвейна. Согревающий напиток наливали в глиняные красные кружки в центре города, а еще вручали озябшим путешественникам огромные крендели.

Вена — музей под открытым небом. Величественные дворцы с лепниной и вензелями, нарядные улицы со сверкающими витринами, лошадки в попонах звонко цокают по брусчатке и везут туристов в украшенных колясках. Изящная громада собора Святого Стефана, что своим шпилем вонзается в небо, пытаясь нанизать облака… Царственные особы-статуи, чумная колонна (куда без нее в европейских столицах, где когда-то бушевала чума)… Есть и улица Миллионеров, в вечерних сумерках на ней зажигаются хрустальные люстры.

Заглянули в один из венских костелов и попали на концерт органной музыки. После нырнули в арку старинного дома. За деревянной дверью оказалась сувенирная лавка. Какие там были чудесные елочные игрушки! Больше всего восхитил Щелкунчик, словно сошедший со страниц сказки Гофмана. В следующем магазинчике купили венский кофе, знаменитые конфеты «Моцарт» и музыкальную шкатулку, что наигрывала «К Элизе» Бетховена.

После длительной прогулки изрядно проголодались и решили пообедать в кафе. Отведали знаменитый венский шницель и местный фирменный салат, а еще кофе-меланж (со взбитыми сливками) и легендарный торт «Захер». Кстати, своим появлением этот десерт обязан счастливой случайности. В 1832 году известный австрийский дипломат князь Меттерних организовывал званый ужин. Хотел удивить гостей новым десертом. Но вот незадача — главный кондитер в тот день заболел. Тогда за дело взялся его юный ученик Франц Захер — создал шоколадный торт из того, что было под рукой. Все были в восторге. Франц стал востребованным мастером кондитерского искусства. К нему поступали заказы от лучших ресторанов и богатых горожан сначала Вены, а потом других городов Австрии и Европы.

В тот день в кафе, где мы обедали, проходила рождественская акция: если берешь кофе-меланж и десерт, то в подарок получаешь фирменную чашку заведения. Уже несколько лет по утрам я пью из нее кофе, вспоминаю красавицу Вену и то уютное путешествие. Надо бы, кстати, испечь «Захер».

В австрийской кухне сплелись воедино кулинарные традиции Венгрии, Богемии, Баварии и Италии. Заимствованные из других стран блюда адаптировали к местным традициям. Например, венгерские гуляш и куриный паприкаш, известные венский шницель и венские сосиски. Славится Австрия выпечкой и сладостями. Самые популярные десерты — яблочный штрудель и шоколадный торт «Захер».

Шницель

schnitzel 3779726 640 1

Фото pixabay.com

Филе телятины — 500 г, панировочные сухари — 70 г, яйца — 2 шт., мука — 3 ст. л., смесь трав для мяса — 1 ч. л., перец черный молотый и соль — по вкусу, растительное масло.

Филе промываем, обсушиваем, нарезаем вдоль пластинами толщиной не более 1 см, отбиваем с двух сторон. Лучше отбивать мясо через пищевую пленку, чтобы брызги не разлетались, да и молоток мыть проще. Отбивные натираем солью и перцем. Яйца слегка взбиваем вилкой. В муку добавляем сухие травы и перемешиваем. Каждый шницель обваливаем в муке, затем обмакиваем во взбитые яйца и хорошенько панируем в сухарях. Оставляем мясо полежать 2–3 минуты. Обжариваем на раскаленной сковороде на растительном масле по 3–4 минуты с каждой стороны до образования золотистой корочки. Выкладываем на салфетку, чтобы стек лишний жир. Подаем с салатом из свежих овощей.

Австрийский рыбный суп

Depositphotos 70638471 s 2019

Фото Depositphotos

Карп — 500 г, морковь и лук — по 2 шт., картофель — 3 шт., томаты — 1 шт., сливки 30 % — 150 г, масло подсолнечное — 3 ст. л., чеснок — 4 зубчика, лавровый лист — 1 шт., соль, перец, петрушка — по вкусу, вода — 2,5 л.

Из карпа варим бульон, солим, перчим, добавив одну морковь и одну луковицу, лавровый лист. Рыбу достаем из бульона, охлаждаем и разбираем на кусочки без костей. Вторую луковицу мелко нарезаем и обжариваем на подсолнечном масле, добавляем нарезанную кубиками морковь, измельченные помидор и чеснок и тушим в течение 10–15 минут. Картофель и обжаренные овощи закидываем в бульон. Через 20 минут уменьшаем огонь, выкладываем в кастрюлю рыбу, медленно доводим до кипения, вливаем сливки, добавляем зелень.

«Захер»

Depositphotos 180911136 s 2019

Фото Depositphotos

Для бисквита: яйца — 6 шт., сахар — 120 г, мука — 120 г, сливочное масло — 120 г, горький шоколад — 120 г.

Для начинки: джем абрикосовый — 150 г.

Для глазури: сливочное масло — 60 г, горький шоколад — 100 г.

Дно формы диаметром 22 см выстилаем бумагой для выпечки, борта смазываем сливочным маслом и слегка присыпаем мукой.

Готовим бисквит. Шоколад ломаем на небольшие кусочки или рубим ножом и перекладываем в миску. Добавляем нарезанное кубиками сливочное масло. Ставим миску на паровую баню и растапливаем шоколад с маслом, тщательно перемешивая. Пока масса остывает, отделяем белки от желтков. Кладем в последние половину сахара и взбиваем миксером в течение 7–8 минут до очень пышного и плотного состояния. Добавляем туда остывшую шоколадную массу и вновь взбиваем миксером в течение 1 минуты. Муку просеиваем в миску. Лопаткой или венчиком перемешиваем тесто до полной однородности.

Белки взбиваем до легкой и пышной пены, небольшими порциями всыпаем оставшийся сахар и взбиваем до твердых пиков. Потихоньку вводим белки в тесто, аккуратно перемешивая. Перекладываем его в форму и выпекаем в разогретой до 180 градусов духовке 45–50 минут. Даем бисквиту полностью остыть и разрезаем на две части. На одну ровным слоем наносим половину (или чуть больше) абрикосового джема. Оставшийся джем протираем через мелкое сито, чтобы он стал однородным. Обмазываем им торт со всех сторон. Отправляем в холодильник на 30 минут.

Для глазури шоколад ломаем на кусочки и смешиваем со сливочным маслом. Растапливаем на паровой бане. Когда абрикосовый слой застынет, можно покрывать торт глазурью. Выливаем ее сверху на бисквит и разравниваем с помощью лопатки.

Еще материалы рубрики:

ГУРМАН. Готовим аппетитную картофельную колбасу и салат «Минский»

ГУРМАН. Готовим вкуснейшие спагетти карбонара и панакоту с клубникой

ГУРМАН. Готовим домашнюю колбаску и аппетитную бабку

ГУРМАН. Готовим картофельные кнедлики с грибами и карпа по-чешски

ГУРМАН. Готовим паштицаду из говядины и далматские полпеты

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.