1200 90

«Минуты тишины». Как пиротехники помогли Николаю Караченцову предельно искренне исполнить песню о войне

О том, как пиротехники помогли Николаю Караченцову предельно искренне исполнить песню о войне, – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Все не так

К середине 1980-х казалось, что все искренние и знаковые военные песни написаны. За 40 лет, прошедших со дня Победы над фашистской Германией, даже у поэтов и композиторов острота чувств, связанных с тем непростым, но славным временем, притупилась. Все, что хотели и могли выдать на тему, уже написали и спели. Но в мае 1985 года на экраны вышел четырехсерийный телевизионный фильм «Батальоны просят огня», и в нем прозвучала песня, текст которой завораживал:

Как ни странно, в дни войны

Есть минуты тишины,

Когда бой затихает устало

И разрывы почти не слышны.

И стоим мы в дни войны,

Тишиной оглушены.

Все началось с того, что к сорокалетию Победы решили экранизировать одноименную повесть Юрия Бондарева, опубликованную в журнале «Молодая гвардия» в 1957 году. В ней рассказывается о событиях на Букринском плацдарме, форсировании Днепра и об операции, в результате которой освободили Киев. В 1969-м режиссер Юрий Озеров во второй части киноэпопеи «Освобождение» уже использовал это произведение, но не передал всей широты фактуры. Сильно отступил от первоисточника. На сей раз намеревались изложить на экране повесть со всеми подробностями.

1610025159 19 p bataloni prosyat ognya film 62

Режиссер Александр Боголюбов рьяно взялся за дело. Свою концепцию фильма он изложил как «чередование войны с лирическими моментами тишины», что в последующем использовали в тексте песни.

vladimir chebotaryov rezhissyor

Владимир Чеботарев

Когда треть картины была готова, писатель Юрий Бондарев посмотрел материал. Концепция чередования боев и лирических моментов вывела его из себя. Да и актеры, на его взгляд, не были похожи на фронтовиков. Литератор потребовал уволить Боголюбова и назначить другого постановщика. С Героем Социалистического Труда не стали спорить. Процесс остановили на три месяца. За это время подобрали новых актеров. Например, вместо Юрия Демича на главную роль командира батареи капитана Бориса Ермакова пригласили Александра Збруева. В фильме появились Игорь Скляр, Александр Галибин и другие исполнители. Нашелся и режиссер — Владимир Чеботарев. С одной стороны, он когда-то опередил Голливуд, сняв фильм «Человек-амфибия» (1961) со сложнейшими подводными трюками. С другой — постановщик, как и писатель Бондарев, был фронтовиком, прошел войну.

Разговор по душам

Несмотря на непринятие пунктирных лирических вкраплений в фильме, лирику в песне Чеботарев решил оставить. И именно словами Боголюбова новый режиссер объяснил задачу поэту Михаилу Матусовскому, процитировав фразу «минуты тишины». Поскольку Михаил Львович издавал поэтические сборники и писал песни, еще будучи корреспондентом в годы войны, то интонация произведения ему быстро стала ясна. Да и как могло быть иначе с автором хитов для лент «Весна на Заречной улице» (1956), «Девчата» (1961), «Щит и меч» (1968). За музыку взялся Андрей Петров, чья фильмография поражает. Он давно знал режиссера, так как писал музыку для картины «Человек-амфибия». На его счету музыкальное оформление фильмов «Я шагаю по Москве» (1963), «Берегись автомобиля» (1967) и десятков других, ставших классикой.

Mihail Mattusovskij

Михаил Матусовский

Когда песня была готова, хотели, чтобы ее спел кто-то из типичных представителей академического исполнения военной лирики. Например, Иосиф Кобзон или Лев Лещенко. Но Чеботарев сказал, что на фронте не было пафоса и в песне он лишний. Постановщик предположил, что ее нужно не петь, а наговаривать речитативом, то есть исполнять по-актерски, на манер Бернеса. Тогда получится своеобразный разговор по душам со слушателями.

Неожиданно вспомнили: в фильме роль лейтенанта Орлова играет поющий актер Николай Караченцов. Предложение для него стало неожиданным: военных песен он прежде не исполнял. Но попробовал и справился превосходно.

С риском для жизни

Поскольку режиссер ставил перед собой цель создать реконструкцию реальных боев, на площадке все происходило всерьез. Когда снимали сцену переправы, под понтон заложили слишком мощный заряд. Понтон после взрыва сложился, как книжка. А ведь на нем находились актеры, которые решили, что им конец. Да и лица членов съемочной группы, стоявшей на берегу, потемнели от ужаса! Но все остались живы.

Александр Збруев, сам по себе человек спортивный, хорошо сложенный, в подготовительный период проигнорировал занятия по верховой езде. И в первой же сцене, где был верхом, упал с коня и сломал руку. Делать нечего, наложили гипс, который заканчивался на фалангах пальцев. Костюмеры удлинили ему рукав кителя. Так и снимался.

Пострадал и Игорь Скляр. Закладывая заряды в землю, пиротехники всегда помечали места красными флажками. В один из дней красная ткань закончилась, и несколько закладок остались непомеченными. Конечно, это не реальная мина, способная убить или серьезно покалечить человека, но дает мощный взрыв. Скляр наступил на такую, подлетел вверх на два метра, едва не сломав шею при приземлении. Он же в одной из сцен на коне въезжает в реку. Пиротехники забыли, что на начальном этапе в нескольких метрах от берега, в воде, устраивали взрывы. В этих местах образовались подводные воронки. И Скляр вместе с конем угодил в одну из таких!

Николай Караченцов приехал на съемки в белоснежном спортивном костюме. Но сразу понял: одет не по месту. В первый же съемочный день, когда его персонаж, конечно, в военной форме, прорывается через линию окопов под огнем, актеру пришлось пройти через четыре взрыва, каждый из которых основательно присыпал его землей. Прошел боевое крещение. Может, поэтому так искренне пел.

scale 1200 2Часто по вечерам группа снимала стресс. В буквальном смысле накрывала поляну: расстилали несколько парашютов, расставляли еду, спиртное. Главным тамадой, произносившим тосты на этих застольях, был Олег Ефремов, снимавшийся в роли полковника Василия Гуляева.

Телевизионный фильм, где много правды и человечности, зрители приняли благосклонно. А песня навсегда вошла в репертуар Николая Караченцова. Тот редкий случай, когда в музыкальном произведении патриотизм и лирика органично слились воедино.

Еще материалы рубрики:

«Мы с тобой два берега». Эта песня не об абстрактных персонажах и их разлуке, а о реальных людях и подвиге

«Тишина за Рогожской заставою». Эту песню в фильме «Дом, в котором я живу» исполнил не игравший в нем актер

«Если друг оказался вдруг…» Какая трагедия подтолкнула Высоцкого к написанию песен для фильма «Вертикаль»

«Песня о встречном» — первый музыкальный хит советского кино. Кто и как его создал

Советская песня «Всё, что было» посвящена агенту ОГПУ, супруге миллионера Арманда Хаммера. Как так вышло

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мокрый снег возможен в Минске 2 ноября

В столице 2 ноября не обойдется без осадков и похолодает, но температура воздуха останется плюсовой, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

mokryj sneg 1

В субботу будет облачно с прояснениями и небольшой кратковременный дождь. Прогнозируется порывистый ветер.

Утром и днем вероятен мокрый снег.

В темное время суток температура воздуха составит +1… +3 °С, в дневные часы — +4… +6 °С.

Информационно-справочный центр начал работать в ЦИК Беларуси

В ЦИК Беларуси 1 ноября начал работу информационно-справочный центр, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ЦИК.

photo 2024 10 25 12 22 03

Консультировать граждан по вопросам организации и проведения выборов Президента Беларусь будут в рабочие дни с 9:00 до 18:00 по телефону +375 (17) 371-04-93.

Президентские выборы назначены на 26 января 2025 г., досрочное голосование — с 21 по 25 января.

Фото ЦИК Беларуси