Светлана Крючкова укусила Александра Збруева за палец — так решилась судьба ее роли в «Большой перемене»
Светлана Крючкова укусила Александра Збруева за палец — так решилась судьба ее роли и песни в «Большой перемене». Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Счастливый билет
Если сказать, что Алексею Кореневу, режиссеру фильма, где впервые прозвучала песня, профессионально не везло, значит не сказать ничего. В 1951 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа с такими будущими классиками, как Марлен Хуциев, Сергей Параджанов, Юрий Озеров. Но первую свою ленту «Черноморочка» смог снять лишь в 1959-м. В прессе картину обвинили в буржуазном легкомыслии и всячески шельмовали. Алексей был вынужден работать вторым режиссером у Эльдара Рязанова, организовывая съемки, вкалывая на подхвате. Второе кино — «Урок литературы» (1968) по мотивам рассказа Виктории Токаревой «День без вранья» — ему разрешили снять лишь спустя десятилетие и тут же запретили к показу как идеологически вредное. Рязанов к тому времени имел авторитет, и благодаря ему Алексея Коренева не уволили со студии, дали еще один шанс. Лента «Вас вызывает Таймыр» (1970) оказалась удачной.
Как раз в тот период руководство страны озаботилось уровнем образования в СССР. Оказалось, что среднее имеет всего 65 % населения. Стали увеличивать число средних вечерних школ для рабочих и служащих, чтобы те могли получить школьные аттестаты. «Мосфильму» предложили снять кино, популяризирующее такое обучение. За основу рекомендовали взять повесть Георгия Садовникова «Иду к людям». Поскольку в ней не было и намека на комедию, всё пришлось переписывать, вводить новых персонажей — словом, от изначальной версии мало что сохранилось. Садовников, естественно, участвовал в переделке и с ужасом наблюдал, как его детище обретает иное лицо, фабулу, посылы.
На свою голову руководство студии анонсировало съемки фильма в «Вечерней Москве», указав название — «Приключения школьного учителя». Педагогическое сообщество не без ханжества возмутилось, сочтя такую игривость издевательством. Окончательное название предложил оператор Анатолий Мукасей. Ведь словосочетание «Большая перемена» имеет двойное значение. Фактически — школьный перерыв длиною в 20 минут, глобально — ожидание социальных перемен.
Конечно, для картины задумывались и песни. Их должен был исполнить главный герой Григорий Ганжа. С композитором Эдуардом Колмановским, нашим земляком, Коренев сотрудничал на предыдущей картине. Поэтому именно ему поручил подумать над музыкой.
Легкая потасовка
Первым супругом актрисы Светланы Крючковой был ее однокурсник Михаил Стародуб. Они расписались, будучи студентами Школы-студии МХАТ. Михаил неудачно прошел пробы на роль Ганжи и попросил Светлану, когда она будет в районе «Мосфильма», вернуть сценарий, который ему теперь не понадобится. Крючкова принесла папку и прямо в дверях кабинета съемочной группы столкнулась с Кореневым. Режиссеру показалось, что девушка со строгими холодными чертами лица подходит на роль учительницы Светланы Афанасьевны, супруги Ганжи, которого будет играть Александр Збруев. С ним Крючковой и предложили показать сцену, где Григорий пытается задержать желающую выйти из кабинета супругу. Оба чрезмерно вошли в образы, завязалась легкая потасовка, в процессе которой Светлана прокусила Збруеву палец до крови. Коренев решил, что нужна менее темпераментная девушка, а Крючковой предложил перевоплотиться в Нелли Ледневу, безответно влюбленную в учителя Нестора Петровича. Там ее настойчивость будет уместнее.
Когда в Ярославле начались съемки, стало известно, что Александр Збруев не поющий актер. Начали искать среди исполнителей ключевых ролей человека с вокалом. Как вспоминала Крючкова, ее пригласили в кабинет к режиссеру. Там находился композитор Эдуард Колмановский и попросил ее что-нибудь исполнить, например романс. Она выбрала «Засыпало все дороги» на стихи Бориса Пастернака. Маэстро остался доволен, было решено писать песни под нее.
Не только о любви
Поскольку основная тема персонажа Ледневой — неразделенная любовь, то Михаилу Таничу заказали стихи именно об этом. Плодовитому автору легко давались тексты. Но над этим пришлось потрудиться, так как он хотел вложить в строчки не только боль девушки, но и философские вопросы, которые встают перед давно выросшими школьниками. Например, «Я привыкаю, я тебе рада! Ты не узнаешь, да и не надо! Ты не узнаешь и не поможешь, что не сложилось — вместе не сложишь!» — это точно о безответных чувствах. А вот другую цитату из этой же песни не так однозначно можно отнести к любовной лирике: «Счастье — такая трудная штука, то дальнозорко, то близоруко. Часто простое кажется вздорным, черное — белым, белое — черным».
Сначала композиция начиналась со строк: «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает!» Кореневу слог показался слишком упрощенным. Крючкова предложила начинать со второго куплета, который наиболее точно отражает суть переживаний ее героини: «Кто ошибется, кто угадает — разное счастье нам выпадает». Светлана исполнила хит под гитару. Что примечательно, в первых сериях титры сопровождает веселый мотив. Начиная с третьей серии уже звучит мелодия именно этой песни в оркестровой обработке. Она становится лейтмотивом картины, настраивая зрителя на то, что отношения персонажей усложняются.
Негативные отзывы
Авторы написали для четырехсерийного фильма не одну песню. В последней серии во время поездки в автобусе класс хором поет: «В аттестатах зрелости высохнут чернила, лишь бы сердце в целости дружбу сохранило». Звучит еще одна композиция в коллективном исполнении: «Я — Сахалин и я — Донбасс! Меня зовут рабочий класс!» Светлана спела серенаду Глинки на стихи Пушкина «Исполнен отвагой, окутан плащом, с гитарой и шпагой я здесь под окном».
Несмотря на негативные отзывы коллег, которые ругали картину за безвкусицу и несуразность, зритель занял противоположную позицию, для него она стала культовой. Что касается глубины переданной мысли, то, конечно, Кореневу далеко до Тарковского. Впрочем, есть оборотная сторона медали: вряд ли великие кинохолсты Андрея Арсеньевича собирали столько зрителей у телеэкранов, сколько работы Коренева.
Цитаты из «Большой перемены» помнят и сегодня, они не стареют: «Что ты мне глазки строишь? — А что, я тебе кооператив должен строить?», «Я наблюдал за вами семь дней и пришел к выводу, что вы меня достойны», «Я тоже человек! Я целоваться хочу!»
В одном из интервью Светлана Крючкова рассказала, что свои встречи со зрителями она начинает под фонограмму мелодии песни «Мы выбираем, нас выбирают». Зал встает, аплодирует, это и есть признак народной любви не только к актрисе, но и к хиту, которому без малого 50 лет, как и самой киноленте.
Еще материалы рубрики:
Заставить плакать зрителей задумали изначально. История знаменитой финальной песни Олимпиады-80
«Проснись и пой». Песня для режиссера «Джентльменов удачи», вернувшегося из тюрьмы
Почему Александра Пахмутова вдвое сократила песню «Старый клен» для фильма «Девчата»
Украли или позаимствовали? Кто настоящий автор музыки песни «Когда простым и нежным взором…»